The news is by your side.

В чистом виде. У органического производства продуктов неплохие перспективы

У органического производства продуктов неплохие перспективы

О том, что на рынках страны можно купить «пластиковые» овощи и фрукты, мясо, напичканное антибиотиками, и молочные продукты, в которых молока нет в принципе, не говорит только ленивый.

Производство органической продукции может стать одним из основных источников доходов при условии формирования действенной законодательной базы, инвестирования, в том числе государственного, создания благоприятного предпринимательского климата и реализации конкурентных преимуществ регионов Республики Казахстан.

По мнению старшего научного сотрудника Казахского научно-исследовательского института экономики АПК и развития сельских территорий, председателя Казахстанской федерации движений органического сельского хозяйства (KAZFOAM) Евгения Климова, это направление АПК очень выгодно. В последние годы мировой органический рынок демонстрирует рост, привлекая все больший интерес со стороны потребителей и бизнеса.

В мировом масштабе спрос на органические продукты повышается вследствие растущей осведомленности потребителей о здоровом образе жизни и охране окружающей среды. В Казахстане также отмечается заинтересованность органическими продуктами. Растет численность потребителей, для которых здоровое питание и экологическая осознанность становятся важными факторами. И неудивительно, что все больше казахстанских предпринимателей выбирают органический сектор для развития. Значительные возможности республики для производства органической продукции, востребованной не только в стране, но и за рубежом, изучаются в научных исследованиях. Недавно Е. Климов вместе со своими коллегами провел такое исследование. И ученые пришли к выводу, что необходимо на системной основе анализировать состояние рынка органической продукции Казахстана с целью разработки стратегии развития, адаптации к трендам, принятия обоснованных решений, выявления возможностей, оценки рисков и угроз, привлечения инвестиций и устойчивого развития органического рынка.

— В нашем исследовании мы использовали PEST-анализ. Это метод стратегического анализа для определения влияния внешних факторов на конкретную ситуацию, рынок или организацию, а именно: политические (P – Political), экономические (E — Economical), социокультурные (S — Sociocultural) и технологические (T — Technological), которые способны воздействовать на рынок органических продуктов, — пояснил он.

Евгений Климов дал полную расшифровку всех разделов PEST-анализа.

P — Political

Изучение политических факторов пре­дусматривает анализ государственных стратегий, программных документов, концепций и планов с целью определения их потенциального воздействия в долгосрочной и среднесрочной перспективе на производство, дистрибуцию и продажу органических продуктов в Казахстане, что является важным для участников рынка в контексте стратегического планирования. Для достижения этой цели проведены исследования системы государственного планирования и определены аспекты, связанные с развитием органического рынка.

Разработаны стратегии и планы, отмечен высокий природный потенциал Казахстана в производстве органических продуктов, определена задача АПК по освоению данной ниши на глобальном уровне, а также необходимость стимулирования внедрения наилучших доступных «зеленых» технологий по стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Следует отметить позицию ОЭСР, которая рассматривает расширение органического сельского хозяйства как один из критериев внедрения принципов «зеленой» экономики, «зеленых» технологий и практики в агропромышленном секторе. Таким образом, планы по развитию органического производства можно приравнять к планам по «озеленению» агропромышленного комплекса.

В долгосрочной (свыше пяти лет) и среднесрочной (до пяти лет) перспективах в государственных планах предусмотрены несколько задач. Первая — разработка органических технологий в специализированные приоритеты грантового и программно-целевого финансирования агропромышленной науки. Вторая — организация региональных и глобальных цепочек добавленной стоимости. Третья — изучение главных направлений экспорта органической продукции. Также планируется совершенствование нормативно-правовой базы, формирование модельных хозяйств, баз данных о семенах, животных. Говорится о подготовке специалистов и компенсации затрат, связанных с продвижением продукции на экспорт и сертификацией.

E — Economical

Экономические факторы в первую очередь касаются ценовой надбавки на органическую продукцию. Дело в том, что органическая продукция обладает дополнительными качественными экологическими, экономическими и социальными характеристиками. Продукция высокого качества стоит дороже. Данную ценовую надбавку также называют «органической премией», которую платит покупатель в качестве признательности фермеру за его усилия, направленные на бережное отношение к окружающей природной среде и здоровью людей.

Анализ цен на органическую продукцию показал, что размер органической премии в странах с развитым органическим рынком колеблется в пределах от 10 до 30 процентов. В странах, где рынок органических продуктов находится на начальных этапах развития, при ограниченном предложении и высоком спросе ценовая надбавка может быть значительно выше, что и наблюдается в Казахстане.

Как показали результаты исследования рынка, «органическая премия» — не главный фактор, который влияет на цено­образование. Цена также зависит от узнаваемости бренда, технологии производства, канала сбыта и от участников производственно-сбытовой цепочки. К примеру, в торгово-розничной сети Magnum Cash&Carry реализуется неорганическое льняное масло компании Imperial oil (Кыргызстан) за 3175 тенге в таре объемом 250 миллилитров. Аналогичный объем льняного органического масла бренда Virgin Organic oil (Россия) стоит 2389 тенге.

Органическое льняное масло в данном случае дешевле неорганического на 25 процентов. Однако, если рассматривать казахстанское органическое льняное масло от компании «Сила Земли», то его цена составляет 5270 тенге за 250 миллиметров. Причем масло отличается технологией производства, так как оно является сыродавленным, процесс его производства более трудоемкий и ориентирован на максимальное сохранение полезных веществ. В данном примере основная ценовая надбавка обусловлена технологией производства.

По мере развития рынка и конкурентной среды ценовая надбавка будет снижаться, но в среднесрочной перспективе данная тенденция в Казахстане отсутствует, так как предложения на рынке ограничены. Фактор высокой цены на органическую продукции, с одной стороны, мотивирует фермеров к переходу на органическое производство, с другой — ограничивает количество потенциальных покупателей по уровню доходов.

S — Sociocultural

Социокультурные факторы демонстрируют миру предпочтения людей по выбору органических продуктов питания. Ученые из разных стран изучают эту тему. По результатам системного анализа данных исследований становится очевидным, что в разных странах существуют индивидуальные особенности в поведении поклонников органических продуктов, преимущественно связанные с возрастом и гендерной принадлежностью.

Однако все исследователи единодушно подчеркивают, что среди основных потребительских групп, отдающих предпочтение органическим продуктам, выделяются семьи с детьми, а также домохозяйства с высоким уровнем благосостояния. Связано это с тем, что органические продукты стоят дороже, и категории потенциальных покупателей ограничены по уровню доходов. Однако, что касается семей с детьми, то данная категория даже при невысоких доходах старается приобретать органические продукты для своих детей.

При опросе респондентов исследователи выяснили, что особую роль в развитии интереса к органическим продуктам сыграла распространяемая в СМИ информация о вреде пестицидов для здоровья человека и окружающей среды. Люди начинают искать альтернативные продукты без пестицидов и приходят в органический сектор.

В результате интервьюирования экоблогеров, онлайн-продавцов органической продукции, анализа их подписчиков в социальной сети Instagram экспертом германо-казахстанского аграрно-политического диалога было определено, что не менее двух тысяч жителей Алматы осознанно выбирают органические продукты и находятся в активном поиске поставщиков данного вида продуктов питания. Около 20 тысяч человек при доступности органических продуктов сделали бы выбор в их пользу.

По результатам анализа можно выделить следующие характерные черты портрета потребителя. Это люди, требовательные, образованные и энергичные, постоянно пользующиеся информацией, как правило, уверенные в себе и способные влиять на окружающих. Кроме органических продуктов, они выбирают гибридные и электрические автомобили, энергоэффективные устройства, альтернативные методы медицины и духовные практики. Среди общих для них ценностей можно выделить благотворительность, заботу об экологии, доброжелательность, духовность и независимость в мыслях и действиях. По большей части это женщины, которые следят за собой и уделяют особое внимание здоровью семьи. Доходы выше среднего уровня.

T — Technological

Концепция органического сельского хозяйства не подразумевает возврат к технологиям прошлого, а скорее ориентирована на современные и передовые подходы к устойчивому сельскому хозяйству с учетом прошлого опыта и традиционных знаний. Органическое сельское хозяйство направлено на создание устойчивых и эффективных агроэкосистем, которые минимизируют негативное влияние на природную окружающую среду, сохраняют биоразнообразие и обеспечивают продукцию высокого качества.

В отличие от старых технологий, которые часто приводили к истощению почв, загрязнению водных ресурсов и негативному влиянию на здоровье человека, органическое сельское хозяйство базируется на принципах баланса природных процессов, эффективного использования ресурсов и обеспечения устойчивости. Современные технологии в органическом сельском хозяйстве основаны на эффективном управлении природными ресурсами, ресурсо­сберегающих, биологических средствах защиты растений, применении органических удобрений и природных минералов.

Технологические инновации в органическом производстве направлены на генетическую селекцию, где создаются сор­та и гибриды культур, адаптированные к органическому способу возделывания, устойчивые к болезням и вредителям. Исследуются и разрабатываются новые методы переработки и хранения органической продукции для удовлетворения требований современных рынков и потребителей.

В целом сбалансированное внедрение технологических факторов в органическое сельское хозяйство способствует устойчивому и эффективному производству, снижает негативное влияние на природную среду и обеспечивает социально-экономическое развитие сельских территорий.

В 2023 году первый органический сертификат по казахстанским стандартам (СТ РК 3109-2017, СТ РК 3111-2017) получил производитель органической продукции ТОО «Organic Village». Сертифицировал предприятие орган по подтверждению соответствия ТОО «QAZAQ BIO CONTROL», аккредитованный Национальным центром аккредитации РК.

Овес, суданка, спаржа, топинамбур, салат листовой, карела (момордика), люцерна, кабачки, капуста кейл, бобы русские, окра (абельмош), арахис, огурцы, капуста цветная, томаты, капуста брокколи, перец болгарский, баклажаны, морковь, бобы эдамаме, тыква, свекла, капуста кольраби, кукуруза – вот перечень продукции ТОО «Organic Village», которую оно производит в Алматинской области. Продажи осуществляются в Алматы.

Следует отметить, что в Казахстане отсутствует официальная статистика по производству и торговле органической продукцией, сертифицированной по международным стандартам. Нет данных о количестве производителей, площади земель, производимой продукции, экспорте, что не позволяет оценить реальные объемы органического производства и экспорта, прогнозировать дальнейшее развитие.

Изучая международную статистику по площади органических земель в Казахстане за последние пять лет, можно предположить, что снижение количества площадей органических земель может быть связано с технологическими факторами. Однако более детальное изу­чение данного вопроса показало, что в разные годы использовались различные источники для сбора всей информации. К примеру, за последний отчетный 2021 год статистику предоставили только четыре органа по сертификации: CERES-CERT (Швейцария), Ekoagros (Литва), Letis (Аргентина), Organic Standard (Украина). При этом в соответствии с Регламентом ЕС № 1235/2008 в Казахстане аккредитованы для органической сертификации 19 органов контроля.

Согласно этому же регламенту, органы по сертификации должны публиковать на своих веб-сайтах актуальную информацию о клиентах, где учеными были обнаружены 50 сертифицированных операторов в Казахстане. Данный перечень органических производителей актуален на 29 сентября 2023 года. Следует отметить, что перечень может меняться в любой момент в связи с прекращением действия сертификатов у операторов либо с появлением новых сертифицированных операторов.

В соответствии с доступными данными на веб-сайтах органов по сертификации в Казахстане производятся: зерновые культуры (пшеница, ячмень, кукуруза, гречиха, овес, рожь, просо); зернобобовые культуры (чечевица, соя, нут, фасоль, горох, маш); масличные культуры (подсолнечник, лѐн, рапс, горчица, сафлор, кунжут, тмин); лекарственные культуры (корень солодки, листья малины); технические культуры (хлопок); дикорастущие культуры (не уточняются); продукция животноводства (мед).

При этом исследователи отмечают, что список продукции может быть неполным. Не все органы по сертификации публикуют данные о выращиваемых культурах операторами. Кроме того, органы по сертификации не публикуют информацию о площади, объемах производства и экспорте. Ее можно получить путем официальных запросов от Министерства сельского хозяйства РК в аккредитованные в ЕС органы по сертификации, на которые они обязаны предоставить ответ в соответствии с законодательством ЕС.

Также механизм сбора информации от международных органов по сертификации можно предусмотреть в проекте Закона «О производстве и обороте органической продукции». По оценкам ученых, общая площадь сертифицированных органических земель в Казахстане составляет около 250 тысячи гектаров. Среди операторов органической продукции в Казахстане есть два производителя продукции животноводства. В частности, они производят мед, который реализуется на внутреннем рынке и на экспорт —
в Японию, Ближний Восток и Китай. Касательно переработанной органической продукции, то в Казахстане производят только однокомпонентные продукты (растительное масло, муку и другие). Это объясняется недостаточным ассортиментом органического сырья для переработки, так как в органической переработке в соответствии со стандартами все компоненты должны быть сертифицированы.

При этом производители органической продукции среди проблем, с которыми им приходится сталкиваться, отмечают отсутствие семеноводческих органических хозяйств в Казахстане, несмотря на потребность в семенном и посадочном материале, устойчивом к болезням и вредителям. Также мешает работе недостаточное развитие рынка органических биопрепаратов и биоагентов. Из зарегистрированных средств защиты растений биопрепараты составляют менее двух процентов. Волнует фермеров и вопрос борьбы с сорняками.

Для решения этих и других технологических проблем органического производства Министерство сельского хозяйства поддерживает программы по научному обеспечению технологического развития органического производства. Ожидается, что реализация научно-технических программ по разработке технологий органического производства в долгосрочной перспективе даст толчок развитию органического сектора.

Развитие альтернативных каналов сбыта также имеет преимущества для органического рынка Казахстана. Прямые каналы сбыта, такие, как фермерские рынки, онлайн-продажи, агротуризм, продажи через социальные сети позволяют фермерам устанавливать прямые связи с покупателями, исключая посредников, что способствует повышению доходов фермеров и доступности органических продуктов для потребителей.

Таким образом, технологическая цифровизация и развитие альтернативных каналов сбыта стимулируют рост и расширение органического рынка в Казахстане, обеспечивая более эффективное взаимодействие между фермерами и потребителями, повышение качества продукции и осведомленности о ней.

По результатам изучения политических факторов в рамках проведенного PEST-анализа определено, что перед агропромышленным комплексом ставится конкретная задача стать глобальным игроком на органическом рынке. Успешность достижения этой задачи зависит от качества и своевременности планирования и достижения показателей результатов нижестоящих программ, планов и проектов.

Эти условия отражены в принципах непрерывности, преемственности и последовательности системы государственного планирования. При этом в обязательном порядке должна выполняться декомпозиция – процесс разделения целей, целевых индикаторов, задач и показателей результатов вышестоящих документов системы государственного планирования на составные цели, целевые индикаторы, задачи и показатели результатов для отражения их в нижестоящих документах, исходя из иерархии.

Проведенный анализ выявил ряд системных проблем государственного планирования в отношении развития органического сектора. Кроме того, на уровне центральных исполнительных органов фиксируется недостаточная оперативность принятия планов. Ключевыми проб­лемами являются декомпозиция, отсутствие целевых индикаторов в количественном выражении и показателей результатов.

У фермеров есть интерес к органическому производству, так как его экономическая эффективность может быть выше по сравнению с традиционным сельским хозяйством. Причем государственная поддержка, внедрение современных технологий, образовательные программы и развитие инфраструктуры могут содействовать развитию органического рынка и повышению его конкурентоспособности. Для этого необходимо учитывать специфику местных условий и потребительских предпочтений, чтобы обеспечить устойчивый рост органического сельского хозяйства в Казахстане.

Подготовила Лариса РУБЦОВА,
фото Миры АЗИМОВОЙ

Комментарии закрыты.