The news is by your side.

В чём ошибка Курокавы

Как проектировалась столица нашего государства

Известный японский архитектор Кисе Курокава, разрабатывая Генеральный план главного города нашей страны, недооценил возможности молодой казахстанской столицы и не ожидал столь стремительного ее роста. Спустя годы расчеты знаменитого мастера приходится исправлять и корректировать. 

От прежнего проекта, признаются отечественные зодчие, осталась лишь великая идея — создать идеальный город XXI века. Непосредственный участник тех событий почетный архитектор Казахстана Аманжол Чиканаев рассказал, как все это было…

— Аманжол Шаймерденович, давайте вернемся в то недалекое прошлое, когда принималось решение о переносе столицы, какие задачи тогда ставились перед вами?

— Изначально конкурс на разработку эскиза идеи по развитию столицы был организован среди казахстанских архитекторов. Из 17 творческих коллективов победила группа специалистов из Алматы и Целинограда. Однако представленный вариант не был одобрен Президентом, так как, по его мнению, он не отвечал требованиям последних стандартов XXI века. Нурсултан Назарбаев решил объявить международный конкурс. А нам поручил заниматься подготовкой города к переносу столицы.

— Расскажите, как проходил международный конкурс, по какому принципу приглашались архитекторы?

— Все просто. Мы знали рейтинг архитекторов с мировым именем, но приглашали тех, кто работал именно в области градостроительства. Я тоже входил в оргкомитет. Были эксперты из ближнего и дальнего зарубежья. В конкурсе участвовали 47 творческих коллективов. Всем выдавались задания. Одни приезжали сюда, другие делали запросы по Интернету. Для исключения субъективной оценки жюри тоже было международным. До финала дошли три проекта. Первым был эскиз известного японского архитектора Кисе Курокавы, второй — казахстанских архитекторов и третий — российских специалистов. И из этих проектов право выбора было предоставлено Президенту страны Нурсултану Назарбаеву как инициатору идеи переноса столицы.

— Почему Елбасы выбрал проект японского архитектора? Что особенного было в его концепции?

— Потому что в нем была заложена очень сильная концептуальная идея. Его суть заключалась в том, что в XXI веке города нужно строить в соответствии с новой философской доктриной. Город должен быть симбиотичным, метаболичным. Как видите, он применял термины, заимствованные из биологии. Одним словом, город надо рассматривать с точки зрения тех глобальных процессов, которые происходят на планете.

О каких процессах идет речь? Произошла промышленная революция. Это, в свою очередь, привело к демографическому взрыву. Если в начале XX века на Земле было 1 миллиард 600 миллионов человек, то уже к его концу население увеличилось до шести, затем семи миллиардов человек. Бурно начали расти города, появились новые поселки, районы. Разрастаясь, они стали сливаться друг с другом, как раковые клетки. Урбанизированная среда подавила собою луга, поля, леса, реки и все остальное.

В 50 — 60-х годах прошлого столетия впервые о строительстве городов, в которых было бы много зелени, заговорили тогда еще молодой архитектор Кисе Курокава и его учитель Кензо Танги.

Они предложили идею сохранения природы, и именно метаболичного градостроительства. При этом метаболизм они понимали не как обмен веществ, а как возможность непрерывного роста и развития, так как город не может застыть в одном положении. То есть он не должен замыкаться в какие-то красивые геометрические фигуры. Но к концу XX века все начали понимать, что и этой теории для сохранения природы не хватает.

Симбиоз — это сожительство разных видов организма. А симбиоз в понятии Курокавы — это симбиоз урбанизированной и природной среды. Недостаток работы отечественных архитекторов заключался в том, что они подошли к Генплану чисто эстетически, композиционно.

Они взяли русло реки, как композиционную ось. Справа и слева окружили ее комплексами красивых многоэтажных домов. Перекинули всякие мостики. Курокава и говорит: что вы делаете? Вы вот эту маленькую речушку, которая является жизненной артерией огромного региона, хотите загадить? Город ваш уничтожит ее в течение двух-трех лет!

И Елбасы на это обратил внимание. По сути, Курокава предлагал новую философию. Поэтому именно он получил право разрабатывать Генеральный план столицы.

— Почему спустя всего год после принятия Генплана его пришлось корректировать, что пошло не так?

— Потому что Кисе Курокава ошибся в самом главном — прогнозе основного базового показателя — численности населения города. В основе Генерального плана должны быть базовые показатели.

Первый базовый показатель — это численность населения, а от населения идет все остальное. Сколько домов, сколько детских садов, школ надо построить. Сколько энергетических мощностей необходимо, воды и так далее.

Я как раз был свидетелем его спора со своими сотрудниками. На 2030 год он предлагал учесть один миллион человек. На что его коллега голландец возразил: «Да вы что, какой миллион, такого никогда не будет!» В итоге остановились на 800 тысячах.

Я же им говорил, что развитие города будет зигзагообразным. Однако японский архитектор продолжал стоять на своем. Он утверждал, что мы не сможем так быстро развить экономику и обеспечить рабочие места.

На 2010 год он прогнозировал около 400 тысяч населения, а у нас в 2002 году уже было 500 тысяч. Поэтому пришлось все переделывать. Следует сказать, что все это произошло благодаря тому, что Первый Президент Казахстана собрал в кулак все строительные мощности республики, которые простаивали в областях.

Глава государства поручил акиму города раздать первые этажи всех зданий предпринимателям. Таким образом, за пару лет частники открыли в них салоны, кафе, рестораны, магазины, медцентры, в общем, все, в чем нуждалась столица. Город преобразился. Это привлекло внимание мировой общественности и, самое главное, инвесторов. Иностранцы почувствовали, что здесь можно заработать!

Мы вначале боялись отказывать, давали все, что они попросят. Запросили возле реки автозаправку построить, хотя по экологическим, санитарным нормам не положено, мы им дали. Стройте, но, правда, потом снесли. А через пару лет видим, что у нас в приемной толпа инвесторов. Все хотят брать участок, строить. У людей появились деньги, а вместе с ними и собственные автомобили.

Улицы, которые спроектировал Курокава, оказались узкими, не рассчитанными на современные транспортные потоки. Архитектор не предусмотрел ни одной многоуровневой развязки. Он же думал, что все будет развиваться постепенно, медленно. В новом откорректированном Генплане мы все это постарались учесть.

— У вас было время для того, чтобы изучить и осмыслить все проблемные моменты в Генеральном плане столицы, какие решения с учетом старых ошибок предложили местные специалисты? Что нового вы внесли в проект?

— Все крупные города мира страдают одной и той же болезнью. Со временем сосуды всех живых организмов забиваются шлаками, так же и город. Улицы — это его жизненные артерии. Если мы их неправильно запроектируем, то они будут отмирать. Я говорю о транспортной проблеме. К ней мы еще вернемся. Как вы знаете, изначально Курокава заложил идею экокоридоров. Через центр города протекает река, вдоль нее с двух сторон лента парков. И эта лента выходит за пределы города. Но когда мы увидели, что наш эко-коридор выходит в пустую степь, решили эту идею усовершенствовать.

Нурсултан Назарбаев предложил создать вокруг столицы лесопарк, чтобы люди имели возможность отдыхать возле города. Леса будут защищать нас от летних суховеев, зимних буранов, создавать внутри города микроклимат. Лесами засажено 45 тысяч гектаров. И это в нашей сухой степи! Вырастить столько леса — очень сложная задача. Таким образом, в лесостепной зоне появились флора и фауна, которые нехарактерны для степи. В этом и заключается симбиоз.

В XXI веке мы первые говорим о том, что недостаточно просто сохранять природу, строительство самих городов должно сопровождаться дополнительными затратами на возрождение природы. Город должен помогать природе возродиться. В этом заключается новизна нашего откорректированного проекта.

Вернемся к транспортной проблеме. Всю систему по транспортной части мы пересмотрели, от Курокавы там мало что осталось. Мы расширили проезжую часть. Создали идею строительства скоростного транспорта, который должен был связывать город с аэропортом и железнодорожным вокзалом. Предусмотрели второй железнодорожный вокзал. Замкнули кольцом магистральной улицы непрерывного движения центральную часть.

Вы знаете, что вокруг города разрастаются поселки. В основном их население работает в городе. Каждый день они и совершают маятниковую трудовую миграцию. Получается, что самые напряженные, нагруженные трассы — вокруг Астаны. Мы нашли решение этой проблемы, предусмотрев пересадочные станции.

Также мы предлагаем дать приоритет развитию общественного транспорта, который будет двигаться точно по расписанию и перевозить в десятки раз больше пассажиров, чем легковые автомобили. Для этого предусмотрели на улицах специальные полосы для движения общественного транспорта. Тогда не будет этих пробок.

Второе — с приходом научно-технического прогресса человек избавляется от физического труда. Но возникает другая проблема — гиподинамия. Человек при желании сможет взять велосипед напрокат и, проехав до нужного места, снова сдать его. А зимой эти велобаны можно будет использовать для лыжных прогулок и пробежек.

— Что еще вы можете предложить миру?

— Мы хотим, чтобы Нур-Султан был не просто столицей Казахстана, а стал одним из центров культуры, сотрудничества, взаимодействия всех стран евразийского континента. Для этого необходимо, чтобы город действительно стал привлекательным.

Не всегда мысль лежит на поверхности, зачастую ее надо искать глубже. Нас порою критикуют: зачем вы строите развлекательные центры? Мы отвечаем: для того, чтобы привлечь людей! Для того, чтобы сюда пришли туристы, инвестиции на эти объекты надо выделить среди остальных. Поймите, у нас ведь нет исторических достопримечательностей, памятников архитектуры древности, но мы можем создать новое.

К примеру, мы строим медицинские кластеры, где самые передовые методы лечения. Целый микрорайон отвели под них. Это ведь не только для того, чтобы лечить население города и страны, но и для того, чтобы к нам приезжали из-за границы, так же как и в Китай. Мы хотим, чтобы наш город стал одним из признанных центров науки на континенте наряду с Оксфордом, Кембриджем, МГУ, чтобы сюда приезжали учиться студенты отовсюду. Такой пример уже есть, это Назарбаев Университет. Сегодня мы создаем кадровую основу инновационного развития страны, для разработки новых технологий.

— А какие из существующих объектов построены по эскизам отечественных специалистов?

— Очень много объектов. Резиденция Президента страны — братья Арапбай и Байгутты Тортаевы, Байтерек — идея Елбасы, но доработал ее Акмурза Арыстанбеков, новая мечеть Хазрет Султан — проект Сагындыка Джамбулатова. Особенно радует своей креативностью молодежь, которая овладела компьютерной графикой. Например, я до сих пор пользуюсь допотопной техникой — работаю карандашом, линейкой, циркулем.

— Как отзываются об облике Астаны специалисты? Ведь столица сегодня разнолика, нет общего стиля, присутствуют идеи разных архитекторов…

— Курокава предлагал застраивать город в одном стиле, который он назвал абстрактным символизмом. Идея заключается в том, чтобы отображать в архитектуре все характерные формы и элементы, присущие казахской культуре. Наша идея заключается в том, что мы создаем не только столицу Казахстана, но и один из центров культуры и сотрудничества стран Евразии. Как это можно сделать? Соединив достижения Запада и Востока. В застройке столицыучаствуют выдающиеся мастера Европы и Азии. При этом задачей градостроительного совета будет отбор тех проектов, которые гармонично впишутся в наш ансамбль, украсят наш город, придадут ему неповторимый облик.

— И последний вопрос. Какой потенциал имеется у города для роста?

— У города огромный потенциал для территориального роста и развития. Я вам приведу такой пример. В Москве, площадь которой 1200 квадратных километров, живут 11 миллионов человек, а в Астане мы на 2030 год прогнозируем рост численности до 1 миллиона 250 тысяч. И это на площади 710 квадратных километров.

Гульдарай КАСЫМОВА,
интернет-портал kn.kz

Комментарии закрыты.