The news is by your side.

В другом ключе

Рейтинг школ зависит от результатов ЕНТ, а не от качества образования

Рассматривая итоги ЕНТ, разговор следует вести как о самом тестировании, так и о позиции учеников и их родителей, политике школы. 

ЕНТ начал вводить в 2004 году экс-министр образования и науки, уроженец Жамбылской области Жаксыбек Кулекеев. Первоначально выпускники сдавали четыре предмета, по 30 вопросов в каждой дисциплине, то есть три обязательных плюс один компонент по выбору. На все предоставлялось три часа. Позже предметов стало пять — по 25 вопросов в каждом: добавили русский язык для школ с казахским языком обучения и казахский язык для школ с русским языком обучения плюс 30 минут на окрашивание бланков ответа. Дело тоже нелегкое, так как в случае неправильного закрашивания балл не засчитывается.

Оценим ЕНТ глазами школьников. Они сами наводят на себя страх, потому что их предшественники придумывают басни про не встречавшиеся ранее, трудные или некорректные вопросы, их несоответствие ответам. Такие слухи могут напугать даже тех, кто хорошо подготовился к экзамену.

Особое место отводится родителям. Они твердо убеждены, что их ребенок готовился лучше всех, но по чьей-то вине не смог сдать тест так, как хотелось бы. Наиболее часто встречающийся довод — «вопросы трудные, даже я не смог ответить». А разве образование зависит от возраста, или все родители у нас кандидаты наук? Не исключено, что вы эрудит и работаете инженером, но вы не компетентны в вопросах биологии или истории, тогда как ваш ребенок готовился по этим дисциплинам весь учебный год. В какой-то мере правда и то, что ЕНТ психологически давит на школьников. Скорее, в школе давят на учеников. В чем это выражается?

Ведь тестирование — процедура добровольная. Думаю, ученикам и родителям нужно изменить свои взгляды на ЕНТ, понять, что успешный результат — это шанс получить бесплатное образование в вузах Казахстана, получая стипендию. Согласитесь, это здорово, ведь грант достается в среднем каждому пятому ученику. Многие страны таких преференций выпускникам школ не дают, так что давайте лучше готовиться к ЕНТ.

Теперь о давлении. На мой взгляд, ответственность за это лежит на школах. Ученики говорят, что учителя упрекают их в том, что они сдают их предмет по выбору, а некоторым вообще запрещают сдавать ЕНТ. Причина банальна: в случае их провального результата средний балл учебного заведения может существенно снизиться. А именно этого не хочется директорам. Негативно сказывается на учениках и тот факт, что с сентября они каждую неделю сдают пробные тесты. Соответственно каждую неделю ругают тех, кто набрал наименьшие баллы. Школьники, только чтобы избежать унижений, используют шпаргалки и этим набирают хорошие баллы. Однако, привыкнув к ним, не хотят учиться. Зачем, если со шпаргалками можно набрать больше баллов? Страдают от этого, как правило, те, кто учится и сдает тесты самостоятельно, ведь у них мало шансов показать суперрезультат сразу же в начале учебного года.

А ближе к национальному тестированию продавцы знаний, то есть шпаргалок, свободно выставляют свой товар в школах. Стоит такое чудо недешево — от трех до пяти тысяч тенге за каждый предмет, оптовикам — скидки. Неплохой бизнес. Вот и выходит, что пока рейтинг школ будет зависеть от результатов ЕНТ, там будут думать только о результате, а не о качестве образования. В итоге пострадают сильные ученики, которые в самый последний момент по субъективным причинам могут лишиться знака «Алтын белгi», и это может в корне изменить их судьбу.

Страдают от результатов и учителя: невозможно обучить за год ученика, который ранее бездельничал, а отвечать за него приходится. Если бы педагог обучал его с самого начала, это была бы его вина. Но в школах так заведено, что учителя работают по параллелям: одним каждый год достаются 5 — 7 классы, другим — 10 — 11-е. Вот и отдуваются одни за других. Свою роль играет здесь и кадровый вопрос: не всем учителям квалификация позволяет готовить учащихся к ЕНТ. Опять получается, что быть умным — нелегкое дело.

В целом же прогресс в тестировании очевиден: нет телефонного беспредела, который был несколько лет тому назад. Со шпаргалками тоже придумали, как бороться. Можно быть снисходительным даже к контролерам с причудами на входе, ведь все это делается для того, чтобы у всех выпускников были равные шансы. Только везде, а не в отдельно взятых местах. А пока у нас нет альтернативы ЕНТ, надо помнить, что образование нужно давать с первых классов, а не наверстывать упущенные знания в выпускной год.

Аян МЕЙРАМХАНУЛЫ,
директор образовательного центра «Бiлiм ордасы»,
Виктор БАРБАШ (фото)

1 Комментарий
  1. Матвиенко Татьяна говорит

    Написано — цитирую: «Ведь тестирование – процедура добровольная». Так почему детям директора школ категорически запрещают отказываться от ЕНТ? Они заинтересованы в 100% сдаче тестирования! Ну если дети едут поступать за пределы РК- допустим в Киргизию или Россию? Часто аттестат будет неизбежно испорчен тройками( несмотря на хорошие и отличные знания- ЕНТ все перечеркивает и портит) И процедура апелляции оставляет желать лучшего- дети готовятся по школьным учебникам, а вопросы составляются по совершенно другим, поэтому часто встречаются разногласия в датах, цифрах, значениях. И уже дети ничего не могут доказать — комиссия тычет пальцами в свои книжки. Печально…… ЕНТ остается лотереей.

Комментарии закрыты.