The news is by your side.

В Каратау снимали кино. Шахтёрский городок жил полнокровной культурной жизнью

Шахтёрский городок жил полнокровной культурной жизнью

Художественному фильму «Конец атамана» исполнилось 50 лет. Это был один из первых отечественных приключенческих фильмов, поставленный актером и режиссером, народным артистом СССР Шакеном Аймановым. Актерский состав представляли именитые казахстанские и российские звезды театра и кино. Главную роль одного из первых чекистов Казахстана Чадьярова сыграл Асанали Ашимов, народный артист СССР. Продолжением этого фильма стала экранизация «Транссибирского экспресса» (1977 г.) режиссера Эльдора Уразбаева. Не все знают, что часть эпизодов фильма снималась в Каратау и его окрестностях.

В 1975 году съемочная группа во главе с Асанали Ашимовым, он же исполнитель главной роли, приехала в Каратау. В то время я жила в семейном общежитии Каратауского горнохимического комбината, которое располагалось на третьем и четвертом этажах большой городской гостиницы «Каратау» (отдельный вход с торца). К нам приходили представители съемочной группы и приглашали молодых женщин и девушек принять участие в массовых сценах. Кстати, за это платили — три
рубля. Те, у кого были свободное время и желание, ездили на пробы-репетиции за пределы города, выбирали платья и шляпки для съемок.

У меня не было ни времени, ни желания. В студенческие годы меня приглашали на пробы подруг главной героини в кинофильме «Кыз-Жибек», также «Киргизфильм» прислал приглашение на одну из главных ролей в художественном фильме под рабочим названием «Тайны мелодии», но в силу своей застенчивости я отказалась.

Однажды, выйдя из общежития, я встретила актрису Наталию Аринбасарову. В то время она была известна исполнением главной роли Алтынай в фильме Андрея Михалкова-Кончаловского «Первый учитель» (1966 г.)
по повести Чингиза Айтматова. Меня она больше интересовала в качестве балерины, выпускницы Московского хореографического училища, так как я была страстным балетоманом. Мы посмотрели друг на друга, но я не решилась остановить ее и поговорить, о чем потом сожалела.

Вспоминается и курьезный случай с Асанали Ашимовым (тогда он еще не был народным артистом СССР), о котором мне рассказала заведующая центральной городской библиотекой Анна Николенко.

Библиотека была расположена рядом с гостиницей. В те времена наша страна была самой читающей в мире, читальные залы никогда не пустовали — приходили студенты и учащиеся, учителя и рабочие. Однажды заглянул в
библиотеку и Асанали Ашимов — в трико и легких тапочках, очевидно, после прогулки, чтобы забрать книги с собой в гостиницу. Анна Ивановна остановила его у порога и вежливо сказала: «Извините, но к нам не принято ходить в домашней одежде». Актер извинился, повернул назад и через некоторое время пришел в брюках и туфлях, выписал несколько книг и ушел.

В конце фильма есть эпизод, где главный герой, вернувшись после очередного задания в родные места, поднял на плечи мальчика-подростка и идет навстречу горам — Каратауским горам. Говорили, что мальчик этот — сын одного из местных чиновников, но фамилии уже не помню.

70-80-е годы — период расцвета города Каратау и горнохимического комбината, знаменитого на весь Советский Союз. К нам приезжали известные мастера театра, кино и эстрады, поэты и писатели. Я, в частности, побывала на концертах композитора Яна Френкеля, где он сам играл на рояле и исполнял свои песни, в том числе «Русское поле»; зажигательной Надежды Бабкиной и ее вокального ансамбля. Проходили творческие встречи с актерами театра и кино Москвы, среди которых был и один из любимых мною —
Олег Стриженов, известный по фильмам «Сорок первый», «Пиковая дама» и другим, у меня хранится его автограф. В Каратау давали концерты Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова и многие другие звезды оперы и эстрады, приезжали коллективы из Индии, Дагестана, даже балетная труппа Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, мы смотрели балеты «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон-Кихот». Несколько солистов были у меня в гостях и оставили памятные записи в балетных альбомах, они были приятно удивлены моей богатой коллекцией книг и альбомов по балету.

Маленький шахтерский городок жил полнокровной культурной жизнью, а Каратауские горы запечатлены в легендарном фильме «Транссибирский экспресс».

Фатима ОРАЗБЕКОВА,
педагог-ветеран Таразского регионального университета
имени М. Х. Дулати,
член Союза журналистов Казахстана

Комментарии закрыты.