The news is by your side.

В одной упряжке

Учиться никогда не поздно, но всегда интересно.

Приоритет специалистам среднего звена

В области формируется новая модель управления системой технического и профессионального образования, нацеленная на обеспечение баланса спроса и предложения на рынке труда. 

 

На пути к качеству

Чтобы соответствовать духу времени и успешно решать поставленные перед нами задачи, средним специальным учебным заведениям предстоит обновить структуру содержания ТиПО с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики области, развить инфраструктуру подготовки кадров для различных отраслей и в целом повысить престиж технического и профессионального обучения.

В данное время в 51 колледже области ведется подготовка по 85 специальностям и 133 квалификациям. Обучаются 32320 студентов, или 13,7 процента молодежи всего региона, из них 13500 (41,8 процента) поступили по государственному заказу.

В обучении мы ориентируемся на системное внедрение передового опыта Германии, Канады и Сингапура. Большое внимание уделяем вопросам переподготовки педагогов: только за последние четыре года 96 преподавателей прошли стажировку в лучших международных центрах и агентствах переподготовки инженерно-педагогических кадров.

 

Ориентир на потребность рынка

Один из главных приоритетов развития региональной системы ТиПО — обновление структуры содержания образования с учетом запросов индустриально-инновационного развития экономики региона. Так, с 2011 года совместно с промышленными предприятиями ведется работа по подготовке стандартов профессионального образования. К примеру, Жамбылским политехническим колледжем совместно с ТОО «Казфосфат» разработаны два стандарта профессионального образования, 34 типовые и две интегрированные программы. А с 2013 — 2014 учебного года колледж является участником международного проекта «Автоматизация промышленной технологии», организованного министерством народного образования, агентством сотрудничества и координации Турции и агентством международного сотрудничества Японии. В 2013 году за счет средств проекта колледж оснастил лабораторию промышленной электроники японским автоматическим учебным оборудованием.

 

И учимся, и работаем

В этом же году для развития социального партнерства с бизнес-структурами и предприятиями в подготовке необходимых кадров и выявления прогнозной и текущей потребности в них, а также для внед-рения дуальной системы обучения и дальнейшего трудоустройства выпускников создан центр развития технического и профессионального образования.

К слову, дуальная система, которая начала внедряться с 2012 — 2013 учебного года, в полной мере отвечает как вопросам обеспечения качества обучения, так и вовлечения работодателей в процесс подготовки кадров. В 11 колледжах региона по 19 специальностям ею охвачены 1521 студент, а для создания практической базы с социальными парт-нерами заключено 123 договора. Так, в Жамбылском политехническом колледже практикуется сингапурский опыт модульно-рейтинговой системы и элементов дуального обучения, в Аулиеатинском колледже № 6 внедряется германский и белорусский опыт работы по дуальному обучению и развитию социального партнерства, разработке программ модульного обучения, в Каратауском гуманитарно-техническом колледже ведется апробация кредитной технологии обучения.

На контроле и координация деятельности с социальными партнерами. Мы заключили с хозяйствующими субъектами 1182 договора и меморандума, согласно которым работодатели обеспечили обучающимся базу для прохождения практики (14632 места) и трудоустройства.

Действует и система государственного заказа для подготовки технических кадров, который формируется на основе изучения потребностей рынка труда, создана даже специальная база потребностей, где приоритетными являются химические, технические, технологические и сельскохозяйственные специальности. За последние три года данный показатель увеличился с 37 до 46,7 процента от числа обучающихся. То есть наблюдается позитивная динамика объема госзаказа.

 

Расширяем возможности

Однако мы стремимся не просто дать знания студентам, но и предъявляем жесткие требования к трудоустройству наших выпускников, проводя в течение года после выпуска свои мониторинги. Так, в 2013 году 4791 (71,2 процента) из 6729 выпускников колледжей дневного отделения трудоустроены.

Расширяется поле образовательной деятельности и за счет открытия новых специальностей.

К примеру, с 2013 — 2014 учебного года согласно потребности ГПК «Каратау» ТОО «Казфосфат» ввели новую специальность «Открытая разработка полезных ископаемых», по трем квалификациям которой (машинисты экскаватора, бурильных установок и конвейера) выделен государственный заказ на 50 мест.

Открыты необходимые рынку труда региона специальности «Техническая эксплуатация дорожно-строительных машин» и «Радиоэлектроника и связь». В нынешнем году к ним на основе госзаказа добавятся «Теплотехническое оборудование и обеспечение теплосистемы», «Химические технологии и производство», «Лаборант химического анализа», «Машинист одноковшового экскаватора».

А поскольку ведущей отраслью экономики региона является химическая промышленность, то с 2015 года начнем готовить специалистов горнодобывающей отрасли для ТОО «ЕвроХим-Удобрения» в колледжах Таласского района.

На сегодняшний день Жамбылский политехнический, Каратауский гуманитарно-технический, Аулиеатинский колледж № 6 и Жанатасский колледж готовят рабочие кадры по восьми специальностям, необходимым для специальной экономической зоны «Таразский химический парк».

К концу года в Таразе планируется сдать в эксплуатацию новый колледж на 600 мест, в котором будет вестись подготовка кадров по 12 специальностям, две из которых — «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» и «Слесарь-сборщик металлоконструкций» — необ-ходимы для СЭЗ «Таразский химический парк», и по 17 квалификациям.

 

Всё для студентов

Свое влияние на качество подготовки компетентных кадров оказывает и уровень развития материально-технической базы.

За последние четыре года на содержание и развитие организаций технического образования выделено более 15 миллиардов тенге, в том числе на строительство колледжей — 2,7 миллиарда тенге.

На капитальный ремонт 11 учреждений в 2011 — 2014 годах выделено 688,2 миллиона тенге, на текущий ремонт 19 объектов — 187,4 миллиона тенге.

В этом году на капитальный ремонт трех колледжей и текущий ремонт трех организаций ТиПО выделено 217,8 миллиона тенге. На обновление учебно-производственных мастерских, лабораторий и специальных учебных кабинетов — 875 миллионов тенге.

Одним из ключевых условий подготовки технических кадров является также обеспечение студентов общежитием. Сегодня в 22 колледжах 1387 учащихся обеспечены общественным жильем. За последние четыре года в трех колледжах открыты общежития на 586 мест, еще в трех на 400 мест откроются в 2014-2016 годах.

Сулушаш КУРМАНБЕКОВА,
руководитель управления образования области

Комментарии закрыты.