The news is by your side.

В поисках открытий. Жамбылский учёный получил грант в размере 48,6 миллиона тенге на реализацию проекта

Жамбылский учёный получил грант в размере 48,6 миллиона тенге на реализацию проекта

Как известно, государство всячески поддерживает молодежь, занимающуюся наукой, и регулярно выделяет средства на реализацию их проектов. Одним из молодых ученых, удостоенных государственного гранта, стал выпускник Университета Дулати Арман Кабдушев.

В конце прошлого года Министерство образования и науки РК объявило конкурс на грантовое финансирование по научным и научно-техническим проектам на 2021-2023 годы. По итогам конкурса один из грантов получил проект «Разработка тампонажных растворов с дифференциальными свойствами» заведующего кафедрой «Нефтегазовое дело» Таразского регионального университета имени М. Х. Дулати, доктора PhD Армана Кабдушева. На его реализацию выделено 48,6 миллиона тенге.

Научный путь выпускника Университета Дулати Армана Кабдушева начался на факультете нефти, газа и механики альма-матер. Перспективного молодого ученого всячески поддерживал декан факультета профессор Сагат Мырзашев. После магистратуры Арман окончил докторантуру Казахского нацио­нального исследовательского технического университета имени К. И. Сатпаева. Его наставниками стали известные ученые Фарит Агзамов, Мурат Сыздыков, Борис Федоров, Абдулахат Исмаилов.

Проект А. Кабдушева «Разработка тампонажных растворов с дифференциальными свойствами», получивший государственную поддержку, направлен на повышение качества нефтегазовых скважин. Он подразумевает снижение загрязнения придонного участка скважины, предотвращение проникновения газа при цементировании скважины и повышение прочности цементного камня при перфорации скважины. На сегодняшний день это очень актуально и важно для нефтегазовой отрасли, потому что низкое качество монтажных работ при строительстве скважин приводит к большим проблемам при добыче газа.

Арман рассказал о том, когда и как пришла идея проекта.

— Когда я проходил практику в Башкортостане, то был увлечен другим научным проектом. Но на всякий случай, когда мне пришла эта идея, записал ее в блокнот. А к работе над ней приступил во время моего второго приезда для прохождения практики в Башкортостан. Там моим научным руководителем стал профессор Фарит Агзамов. Мой интерес к науке был настолько велик, что я проводил в лаборатории много времени. В ходе практики ученые из разных стран обменивались мнениями и делились знаниями. У нас в распоряжении были пять лабораторий, полностью оснащенных новейшим оборудованием. Там мы и приступили к реализации моей идеи, — говорит ученый.

Проект рассчитан на три года. В рамках исследовательской работы по разработке тампонажного раствора будут также решены такие проблемы, как газовая миграция и взрыв газа. В первый год в рамках реализации проекта планируется открытие специальной лаборатории в Университете Дулати, поскольку невозможно представить исследовательскую работу без нее. По окончании исследования эта лаборатория принесет много пользы молодым ученым, а также даст возможность коммерциализации научных открытий.

— Наличие такой лаборатории будет способствовать открытию магистратуры по этой специальности. А одна из моих главных целей – открытие магистратуры по нефтегазовой специальности, — отметил А. Кабдушев.

Всего в проекте участвуют пять ученых. Помимо Армана Кабдушева, двое из них из Казахского национального исследовательского технического университета имени К. И. Сатпаева, один магистрант из Уфы, один ученый из Университета Дулати, руководитель учебно-методического отдела Бауыржан Манапбаев. Исследовательские работы будут также проходить в Уфе, в Казахском национальном исследовательском техническом университете имени К. И. Сатпаева и Таразском региональном университете имени М. Х. Дулати. Поддержку в реализации проекта и апробации работ окажет компания BJ-URAL на основе взаимного соглашения. Запатентовав новый метод при работе на скважине, ученые намерены в дальнейшем написать научные статьи и монографии на эту тему для журналов на базе Scopus.

Стоит отметить, что сейчас Арман Кабдушев обучает студентов в рамках трехъязычного образования. И у него есть своя методика преподавания.

— Перед началом лекции я отправляю ее своим студентам на трех языках, чтобы они смогли познакомиться с ней. А во время лекции мы подробно разбираем тему. Объясняю термины на трех языках. На английском языке даю видеоматериалы и фильмы в рамках темы. Таким образом, стараюсь, чтобы мои студенты как можно больше углублялись в тему, — говорит он.

Гульбахыт БЕРИККЫЗЫ

Комментарии закрыты.