- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
В поисках равновесия. С момента основания наша страна выступает за мирное сотрудничество
С момента основания наша страна выступает за мирное сотрудничество
Обеспечение региональной безопасности связано с предотвращением основных угроз и вызовов, в частности, наркотрафика, распространения религиозного экстремизма и терроризма, нелегальной миграции. Региональная безопасность определяется политикой и стратегией государств Центральной Азии в рамках обеспечения и защиты собственных национальных интересов, а также уровнем интеграционных процессов в регионе. На современном этапе вся палитра взаимоотношений зависит от реализации политики ведущих мировых игроков, в частности, от вывода войск из Афганистана, решения водной проблемы и других. Многовекторная сбалансированная внешняя политика Казахстана позволяет укреплять региональную безопасность и расширять интеграционные процессы с государствами Центральной Азии.
В начале XXI века Казахстан прочно занял место одного из региональных лидеров, успешно продемонстрировав воплощенные в жизнь внешнеполитические инициативы, направленные на обеспечение региональной безопасности и укрепление сотрудничества.
По мнению специалистов, региональная политика в ракурсе региональной безопасности должна учитывать: явления политической и экономической действительности в регионах с учетом противоречивости развития региональных политических и экономических процессов; взаимосвязи компонентов региональной и национальной составляющей политической жизни стран, их постоянного изменения; региональную политику как целостную, формирующуюся через взаимодействие всех частей и находящуюся в многообразных связях с внешней средой.
Основная цель системы обеспечения региональной безопасности состоит в том, чтобы создать механизм, позволяющий выработать политику и стратегию государств в области прежде всего защиты собственных национальных интересов, а затем политику сотрудничества и взаимодействия с другими регионами в целях решения возникающих глобальных вызовов, требующих своего решения на региональном уровне. В таком общем виде формирование системы обеспечения региональной безопасности служит для противодействия не только угрозам региональным, но и угрозам национальным интересам.
Проблемы национальной безопасности Казахстана неразрывно связаны с состоянием сотрудничества между республиками Центральной Азии. Развитие региональных отношений и взаимодействие между центральноазиатскими странами традиционно лежат в русле противодействия новым угрозам и вызовам, и в этом взаимодействие Казахстана в международных и региональных структурах безопасности является важным направлением его внешней политики.
Политологи считают, что в политике взаимоотношений с региональными соседями Казахстан отдает приоритет крупномасштабному сотрудничеству как одна из лидирующих стран в Центральной Азии.
Развитие интеграционных процессов в аспекте региональной безопасности и их устойчивость, стабильность и соответственно сама безопасность регионального развития зависят прежде всего от политической стабильности внутри каждой страны, входящей в тот или иной регион или региональное объединение. Должно быть согласованное понимание основных угроз, среди которых можно выделить распространение оружия массового поражения и обычного вооружения, проявление террористических эксцессов, загрязнение окружающей среды, распространение наркотических средств, требующих учета в политике обеспечения региональной безопасности и стабильности интеграционных процессов.
Таким образом, основными угрозами и вызовами в Центральной Азии являются распространение терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафик, нелегальная миграция. Также актуальными остаются проблемы трансграничных рек и обеспечение водной безопасности, решение вопросов единых энергосистем, нерешенность пограничных территориальных споров и уровень участия в региональных интеграционных процессах.
Известный российский ученый-международник А. Торкунов отмечает, что противоречивые политические процессы в регионе Центральной Азии (Кыргызстан, Узбекистан), связанные с влиянием так называемых цветных революций, активизация исламских радикальных группировок еще раз подтвердили необходимость углубления диалога ведущих мировых держав по вопросам интеграции и сотрудничества по широкому спектру, включая вопросы региональной безопасности в Северо-Восточной и Центральной Азии, Афганистане, на Ближнем Востоке, борьбы с глобальным терроризмом, а также по энергетической проблематике. В этом контексте особую роль приобретает деятельность различных региональных организаций (ОДКБ, СНГ, ШОС и других), углубление двустороннего и многостороннего сотрудничества стран Центрально-Азиатского региона с остальным миром.
Учитывая, что на международно-правовом поле Евразии происходит дальнейшая диверсификация систем безопасности и сотрудничества, представляет большой практический интерес изучение процессов регионализации и институционализации систем безопасности, их взаимовлияний, а также изучение политики ведущих держав (в том числе и в области энергетики) в этом стратегически важном регионе мира.
Крупные геополитические игроки — США, Европейский союз, КНР и Российская Федерация — исторически имеют в этом регионе свою заинтересованность и проводят соответствующую внешнюю политику, направленную на обеспечение национальных интересов. Важную роль в обеспечении безопасности и развитии сотрудничества отводится Казахстану, который за годы независимости проводит сбалансированную многовекторную внешнюю политику и позиционируется в мире, как стабильное процветающее государство. Эксперты считают, что история появления и закрепления США в Центральной Азии является частью той великой геополитической битвы, которую американские стратеги под влиянием собственных теоретико-геополитических конструкций ведут уже почти столетие.
Другой важный геополитический игрок — Китай — рассматривает Центральную Азию как сферу своих исключительных интересов, поэтому многие политологи считают, что в ближайшей и среднесрочной перспективе Китай и Россия, конкурируя друг с другом или объединяясь на почве противостояния Западу, будут бороться за геостратегическое пространство и стратегически важные полезные ископаемые Центральной Азии и Каспийского региона.
Вместе с тем в интервью газете «Казахстанская правда» бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжоу Ли справедливо отмечает, что «Казахстан — первая страна, которая добровольно отказалась от ядерного оружия. Мирные инициативы Казахстана, в том числе создание безъядерной зоны в Центральной Азии, утверждение Международного дня действий против ядерных испытаний, принятие Всеобщей декларации безъядерного мира получили широкую поддержку международного сообщества.
Играя весьма важную роль в продвижении процесса ядерного нераспространения и разоружения, а также сохранения ядерной безопасности, Казахстан вносит огромный вклад в обеспечение мира и стабильности на всей планете. Благодаря мудрым решениям Первого Президента Нурсултана Назарбаева ваша страна достигла довольно впечатляющих успехов в этой сфере. Вместе с тем антиядерные инициативы и действия стали важными предпосылками политического и экономического развития Казахстана, создают благоприятную среду для непрерывного повышения статуса страны на международной арене».
Интеграция предстает как форма и способ реакции современного мирового сообщества на глобальные вызовы и угрозы. Сегодня интеграция представляет собой один из доминирующих факторов современной мировой политики и является одной из форм межгосударственного взаимодействия, а значит, должна находиться в сфере внешней политики. Интеграционные процессы охватили практически все регионы и государства, оказывая определяющее воздействие на внешнюю политику.
Отличительной чертой современных интеграционных процессов является их распространение не только на торгово-экономическую сферу межгосударственного взаимодействия. В рамках интеграции идет поиск решений проблем по укреплению международной безопасности, борьбе с новыми вызовами, обеспечению устойчивого социального развития, сохранению окружающей среды и так далее. Государства пытаются реализовать мировое политическое управление и решить глобальные проблемы на региональном уровне.
Интеграционные инициативы Казахстана воплотились в создании ряда евразийских региональных организаций, таких, как Евразийское экономическое сообщество, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества. Время уже показало востребованность и полезность таких региональных структур, которые в совокупности формируют геополитический ландшафт, укрепляют конструкции региональной безопасности и несут в себе важную стабилизирующую функцию.
Процесс СВМДА получил реальное воплощение и признание всего мирового сообщества. Необходимо отметить, что в состав СВМДА входят крупнейшие державы Азии — Индия, Китай и Россия, которые не только с пониманием отнеслись к фундаментальной идее по установлению атмосферы доверия в Азии, но и стали активными участниками новой структуры. Географический охват участников организации достаточно широк. Общая площадь территории стран составляет около 400 миллионов километров — примерно 89 процентов всей территории Азии и 72 процента территории Евразийского материка. В этих странах проживают более 2,8 миллиарда человек, что составляет 45 процентов всего населения земного шара. Также необходимо учитывать мощнейший энергетический потенциал, которым обладают страны СВМДА, уверенно занимающие ведущие позиции в мире по запасам нефти, которые составляют 40 процентов черного золота на земном шаре.
Слагаемые региональной безопасности имеют два важных момента: во-первых, развитие сотрудничества в различных сферах — политической, экономической, культурной между государствами внутри геополитического региона и, во-вторых, развитие сотрудничества между регионами. Это определяющие тенденции обеспечения безопасности развития современного миропорядка. Мировой опыт интеграционных процессов свидетельствует, что успех интеграции зависит от каждого гражданина, сотрудничество развивается от точечных акций до мегапроектов, а партнерство способствует процветанию страны и благополучию каждого гражданина.
Ответом на глобальные вызовы и угрозы XXI века будут расширение и углубление евразийской интеграции. Формирование Таможенного союза позволило перейти к Единому экономическому пространству, это создает условия для успешной реализации идеи Евразийского экономического союза.
Таким образом, Казахстан является полноправным актором мирового политического процесса и региональным лидером в обеспечении региональной безопасности и инициатором интеграционных процессов и объединений. Системно и планомерно развивая взаимовыгодные отношения в русле дружбы и добрососедства с центральноазиатскими государствами, Казахстан является приверженцем построения стабильного и безопасного мира в регионе.
Свою приверженность мирному диалогу Казахстан подтвердил еще раз на 14-м саммите БРИКС на тему «Построение высококачественных партнерских отношений между странами БРИКС, создание новой эры глобального развития», прошедшем в текущем году под председательством Китая. Во время диалога высокого уровня, который прошел в онлайн-формате, Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на важности регионального сотрудничества в рамках реализации повестки дня до 2030 года.
— Мы продолжим решительное продвижение идеи по созданию в Алматы Центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана. Нам необходимо бороться с обостряющимися региональными рисками, связанными с водной, энергетической и продовольственной безопасностью, — подчеркнул Президент Казахстана.
Подготовила Айгуль МАХМУДОВА
Комментарии закрыты.