The news is by your side.

В поисках равновесия. С момента основания наша страна выступает за мирное сотрудничество

С момента основания наша страна выступает за мирное сотрудничество

Обеспечение региональной безопасности связано с предотвращением основных угроз и вызовов, в частности, наркотрафика, распространения религиозного экстремизма и терроризма, нелегальной миграции. Региональная безопасность определяется политикой и стратегией государств Центральной Азии в рамках обеспечения и защиты собственных национальных интересов, а также уровнем интеграционных процессов в регионе. На современном этапе вся палитра взаимоотношений зависит от реализации политики ведущих мировых игроков, в частности, от вывода войск из Афганистана, решения водной проблемы и других. Многовекторная сбалансированная внешняя политика Казахстана позволяет укреплять региональную безопасность и расширять интеграционные процессы с государствами Центральной Азии.

В начале XXI века Казахстан прочно занял место одного из региональных лидеров, успешно продемонстрировав воплощенные в жизнь внешнеполитические инициативы, направленные на обеспечение региональной безопасности и укрепление сотрудничества.

По мнению специалистов, региональная политика в ракурсе региональной безопасности должна учитывать: явления политической и экономической действительности в регионах с учетом противоречивости развития региональных политических и экономических процессов; взаимосвязи компонентов региональной и национальной составляющей политической жизни стран, их постоянного изменения; региональную политику как целостную, формирующуюся через взаимодействие всех частей и находящуюся в многообразных связях с внешней средой.

Основная цель системы обеспечения региональной безопасности состоит в том, чтобы создать механизм, позволяющий выработать политику и стратегию государств в области прежде всего защиты собственных национальных интересов, а затем политику сотрудничества и взаимодействия с другими регионами в целях решения возникающих глобальных вызовов, требующих своего решения на региональном уровне. В таком общем виде формирование системы обеспечения региональной безопасности служит для противодействия не только угрозам региональным, но и угрозам национальным интересам.

Проблемы национальной безопасности Казахстана неразрывно связаны с состоянием сотрудничества между республиками Центральной Азии. Развитие региональных отношений и взаимодействие между центрально­азиатскими странами традиционно лежат в русле противодействия новым угрозам и вызовам, и в этом взаимодействие Казахстана в международных и региональных структурах безопасности является важным направлением его внешней политики.

Политологи считают, что в политике взаимоотношений с региональными соседями Казахстан отдает приоритет крупномасштабному сотрудничеству как одна из лидирующих стран в Центральной Азии.

Развитие интеграционных процессов в аспекте региональной безопасности и их устойчивость, стабильность и соответственно сама безопасность регионального развития зависят прежде всего от политической стабильности внутри каждой страны, входящей в тот или иной регион или региональное объединение. Должно быть согласованное понимание основных угроз, среди которых можно выделить распространение оружия массового поражения и обычного вооружения, проявление террористических эксцессов, загрязнение окружающей среды, распространение наркотических средств, требующих учета в политике обеспечения региональной безопасности и стабильности интеграционных процессов.

Таким образом, основными угрозами и вызовами в Центральной Азии являются распространение терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафик, нелегальная миграция. Также актуальными остаются проблемы трансграничных рек и обеспечение водной безопасности, решение вопросов единых энергосистем, нерешенность пограничных территориальных споров и уровень участия в региональных интеграционных процессах.

Известный российский ученый-международник А. Торкунов отмечает, что противоречивые политические процессы в регионе Центральной Азии (Кыргызстан, Узбекистан), связанные с влиянием так называемых цветных революций, активизация исламских радикальных группировок еще раз подтвердили необходимость углубления диалога ведущих мировых держав по вопросам интеграции и сотрудничества по широкому спектру, включая вопросы региональной безопасности в Северо-Восточной и Центральной Азии, Афганистане, на Ближнем Востоке, борьбы с глобальным терроризмом, а также по энергетической проблематике. В этом контексте особую роль приобретает деятельность различных региональных организаций (ОДКБ, СНГ, ШОС и других), углубление двустороннего и многостороннего сотрудничества стран Центрально-Азиатского региона с остальным миром.

Учитывая, что на международно-правовом поле Евразии происходит дальнейшая диверсификация систем безопасности и сотрудничества, представляет большой практический интерес изучение процессов регионализации и институционализации систем безопасности, их взаимовлияний, а также изучение политики ведущих держав (в том числе и в области энергетики) в этом стратегически важном регионе мира.

Крупные геополитические игроки — США, Европейский союз, КНР и Российская Федерация — исторически имеют в этом регионе свою заинтересованность и проводят соответствующую внешнюю политику, направленную на обеспечение национальных интересов. Важную роль в обеспечении безопасности и развитии сотрудничества отводится Казахстану, который за годы независимости проводит сбалансированную многовекторную внешнюю политику и позиционируется в мире, как стабильное процветающее государство. Эксперты считают, что история появления и закрепления США в Центральной Азии является частью той великой гео­политической битвы, которую американские стратеги под влиянием собственных теоретико-геополитических конструкций ведут уже почти столетие.

Другой важный геополитический игрок — Китай — рассматривает Центральную Азию как сферу своих исключительных интересов, поэтому многие политологи считают, что в ближайшей и среднесрочной перспективе Китай и Россия, конкурируя друг с другом или объединяясь на почве противостояния Западу, будут бороться за геостратегическое пространство и стратегически важные полезные ископаемые Центральной Азии и Каспийского региона.

Вместе с тем в интервью газете «Казахстанская правда» бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в РК Чжоу Ли справедливо отмечает, что «Казахстан — первая страна, которая добровольно отказалась от ядерного оружия. Мирные инициативы Казахстана, в том числе создание безъ­ядерной зоны в Центральной Азии, утверждение Международного дня действий против ядерных испытаний, принятие Всеобщей декларации безъядерного мира получили широкую поддержку международного сообщества.

Играя весьма важную роль в продвижении процесса ядерного нераспространения и разоружения, а также сохранения ядерной безопасности, Казахстан вносит огромный вклад в обеспечение мира и стабильности на всей планете. Благодаря мудрым решениям Первого Президента Нурсултана Назарбаева ваша страна достигла довольно впечатляющих успехов в этой сфере. Вместе с тем антиядерные инициативы и действия стали важными предпосылками политического и экономического развития Казахстана, создают благоприятную среду для непрерывного повышения статуса страны на международной арене».

Интеграция предстает как форма и способ реакции современного мирового сообщества на глобальные вызовы и угрозы. Сегодня интеграция представляет собой один из доминирующих факторов современной мировой политики и является одной из форм межгосударственного взаимодействия, а значит, должна находиться в сфере внешней политики. Интеграционные процессы охватили практически все регионы и государства, оказывая определяющее воздействие на внешнюю политику.

Отличительной чертой современных интеграционных процессов является их распространение не только на торгово-экономическую сферу межгосударственного взаимодействия. В рамках интеграции идет поиск решений проб­лем по укреплению международной безопасности, борьбе с новыми вызовами, обеспечению устойчивого социального развития, сохранению окружающей среды и так далее. Государства пытаются реализовать мировое политическое управление и решить глобальные проблемы на региональном уровне.

Интеграционные инициативы Казахстана воплотились в создании ряда евразийских региональных организаций, таких, как Евразийское экономическое сообщество, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества. Время уже показало востребованность и полезность таких региональных структур, которые в совокупности формируют геополитический ландшафт, укрепляют конструкции региональной безопасности и несут в себе важную стабилизирующую функцию.

Процесс СВМДА получил реальное воплощение и признание всего мирового сообщества. Необходимо отметить, что в состав СВМДА входят крупнейшие державы Азии — Индия, Китай и Россия, которые не только с пониманием отнеслись к фундаментальной идее по установлению атмосферы доверия в Азии, но и стали активными участниками новой структуры. Географический охват участников организации достаточно широк. Общая площадь территории стран составляет около 400 миллионов километров — примерно 89 процентов всей территории Азии и 72 процента территории Евразийского материка. В этих странах проживают более 2,8 миллиарда человек, что составляет 45 процентов всего населения земного шара. Также необходимо учитывать мощнейший энергетический потенциал, которым обладают страны СВМДА, уверенно занимающие ведущие позиции в мире по запасам нефти, которые составляют 40 процентов черного золота на земном шаре.

Слагаемые региональной безопасности имеют два важных момента: во-первых, развитие сотрудничества в различных сферах — политической, экономической, культурной между государствами внутри геополитического региона и, во-вторых, развитие сотрудничества между регионами. Это определяющие тенденции обеспечения безо­пасности развития современного миропорядка. Мировой опыт интеграционных процессов свидетельствует, что успех интеграции зависит от каждого гражданина, сотрудничество развивается от точечных акций до мегапроектов, а партнерство способствует процветанию страны и благополучию каждого гражданина.

Ответом на глобальные вызовы и угрозы XXI века будут расширение и углубление евразийской интеграции. Формирование Таможенного союза позволило перейти к Единому экономическому пространству, это создает условия для успешной реализации идеи Евразийского экономического союза.

Таким образом, Казахстан является полноправным актором мирового политического процесса и региональным лидером в обеспечении региональной безопасности и инициатором интеграционных процессов и объединений. Системно и планомерно развивая взаимовыгодные отношения в русле дружбы и добрососедства с центральноазиатскими государствами, Казахстан является приверженцем построения стабильного и безопасного мира в регионе.

Свою приверженность мирному диалогу Казахстан подтвердил еще раз на 14-м саммите БРИКС на тему «Построение высококачественных парт­нерских отношений между странами БРИКС, создание новой эры глобального развития», прошедшем в текущем году под председательством Китая. Во время диалога высокого уровня, который прошел в онлайн-формате, Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на важности регионального сотрудничества в рамках реализации повестки дня до 2030 года.

— Мы продолжим решительное продвижение идеи по созданию в Алматы Центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана. Нам необходимо бороться с обостряющимися региональными рисками, связанными с водной, энергетической и продовольственной безо­пасностью, — подчеркнул Президент Казахстана.

Подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.