The news is by your side.

В правовом поле. О правилах проведения предвыборной агитации напомнили в облизбиркоме

О правилах проведения предвыборной агитации напомнили в облизбиркоме

В настоящее время в Казахстане полным ходом идет предвыборная агитация кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов. Осуществляется она на основании статей 27-32 Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан». Важно, чтобы в рамках этой кампании соблюдались все нормы законодательства.

Предвыборная агитация осуществляется через средства массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий, то есть встреч кандидатов с избирателями, путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и посредством онлайн-платформ.

В свою очередь средства массовой информации обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени.

Сведения о размере оплаты, условиях размещения агитационных материалов, предоставляемых на договорной основе, ранее были представлены средствами массовой информации, пользователями онлайн-платформ в Центральную и областную избирательные комиссии.

На сегодняшний день 20 печатных, 90 интернет-, 12 электронных и две онлайн-платформы разместили свои информационные сообщения на странице Жамбылской областной избирательной комиссии.

В период предвыборной агитации тираж периодического печатного издания, связанного с предвыборной агитацией кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки, должен быть одинаковым для всех кандидатов, политических партий, выдвинувших партийные списки.

Публичные предвыборные мероприятия проводятся путем личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Местные исполнительные органы для этих целей предоставляют кандидатам на договорной основе помещения на условиях, единых и равных для всех.

Кроме того, местные исполнительные органы совместно с соответствующими избирательными комиссиями определяют места для размещения агитационных печатных материалов для всех кандидатов и оснащают их стендами, щитами, тумбами. Агитационные печатные материалы размещаются на условиях, обеспечивающих равные права для всех кандидатов.

В настоящее время в области определены 242 помещения для проведения встреч кандидатов с избирателями и 308 мест для размещения агитационных печатных материалов, которые оснащены стендами, щитами, тумбами. На данный момент избирательные комиссии совместно с местными исполнительными органами формируют график проведения встреч кандидатов с избирателями, который будет размещен в средствах массовой информации.

Для издания плакатов, листовок, лозунгов и иных агитационных материалов соответствующие избирательные комиссии выделяют кандидатам, кроме баллотирующихся по партийным спискам, равную сумму денег.

В 2019 году был принят ряд постановлений Централь­ной избирательной комиссии об установлении размеров расходов кандидатов в депутаты Мажилиса и маслихатов, покрываемых из республиканского бюджета.

Таким образом, для кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, устанавливается размер расходов в объеме 950 тысяч тенге. Из них 450 тысяч тенге — на выступления с программами по телевидению и радио, а также публикацию двух статей в периодических печатных и/или сетевых изданиях, 300 тысяч тенге — на проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов, 200 тысяч тенге — на транспортные расходы.

Для кандидатов в депутаты маслихатов областей, городов республиканского значения и столицы, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, устанавливается размер расходов в объеме 550 тысяч тенге. Из них 350 тысяч тенге — на выступления с программами по телевидению и радио, а также публикацию двух статей в периодических печатных и/или сетевых изданиях, 130 тысяч тенге — на проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов, 70 тысяч тенге — на транспортные расходы.

Для кандидатов в депутаты маслихатов городов устанавливается размер расходов в объеме 350 тысяч тенге. Из них 200 тысяч тенге — на выступления с программами по телевидению и радио, а также публикацию двух статей в периодических печатных и/или сетевых изданиях, 100 тысяч тенге — на проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов и 50 тысяч тенге — на транспортные расходы.

Для кандидатов в депутаты маслихатов районов устанавливается размер расходов в объеме 350 тысяч тенге. Из них 200 тысяч тенге — на выступления с программами по телевидению и радио, а также публикацию двух статей в периодических печатных и/или сетевых изданиях, 100 тысяч тенге — на проведение публичных предвыборных мероприятий и выпуск агитационных материалов и 50 тысяч тенге — на транспортные расходы.

Все агитационные материалы должны содержать сведения об организации, выпустившей данные материалы (по печатным материалам – месте их печатания и тираже), лицах, сделавших заказ, из каких средств оплачено. Запрещаются изготовление агитационных материалов за пределами Республики Казахстан, распространение анонимных агитационных материалов.

Кандидаты вправе вывешивать агитационные печатные материалы в иных местах с разрешения собственника соответствующего объекта.

Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях и сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении для голосования.

Кандидаты могут бесплатно раздавать специально подготовленные к предвыборной агитации печатные и иллюстративные материалы, а также флажки, значки, флаги, организовывать игровые и спортивные мероприятия.

Ненадлежащей считается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг, ценных бумаг, проведением лотерей, благотворительных акций, выплатой денег либо обещанием предоставления таковых.

Нарушение кандидатом, политической партией, выдвинувшей партийный список, а также их доверенными лицами установленных правил влечет за собой отмену решения о регистрации кандидата, партийного списка.

Кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, вправе иметь доверенных лиц, которые помогают им в проведении избирательной кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидатов, политических партий.

Кандидаты, политические партии, выдвинувшие партийные списки, определяют доверенных лиц по своему усмотрению в количестве, не превышающем трех человек на каждый избирательный участок в соответствующем избирательном округе. Избирательная комиссия после регистрации доверенных лиц выдает им соответствующие удостоверения.

Доверенное лицо должно быть гражданином Республики Казахстан, не может быть членом какой бы то ни было избирательной комиссии, лицом, занимающим должность политического государственного служащего.

Государственным органам, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении служебных обязанностей, военнослужащим Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям; членам избирательных комиссий, религиозным объединениям запрещается осуществлять предвыборную агитацию и распространять любые предвыборные агитационные материалы.

Кандидатам, являющимся должностными лицами государственных органов, запрещается использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

Опрос общественного мнения вправе проводить юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта в данной сфере.

Запрещается проводить опрос общественного мнения в день выборов в помещении или пункте для голосования.

Запрещается распространение субъектами телерадиовещания любых агитационных материалов в новостных, аналитических программах.

Журналисты, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.

В помещении избирательной комиссии и помещении для голосования размещается информация о кандидатах в едином формате с фотографией кандидата и стандартным набором сведений, установленных Центральной избирательной комиссией.

В день выборов и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается.

Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий и помещений для голосования, а также размещенные в Интернете, могут сохраняться на прежних местах. Не допускается выведение ранее размещенных материалов на главные страницы интернет-ресурсов.

В качестве наблюдателей допускаются граждане Республики Казахстан, члены аккредитованных общественных объединений, некоммерческих организаций.

Порядок аккредитации общественных объединений и некоммерческих организаций определяется Центральной избирательной комиссией и урегулирован постановлением ЦИК РК № 131/626 от 27 декабря 2022 года.

Аккредитацию общественных объединений и некоммерческих организаций, к уставной деятельности которых относится наблюдение за выборами, осуществляет ЦИК РК, а региональных и местных общественных объединений и некоммерческих организаций — территориальные избирательные комиссии.

Региональные и местные общественные объединения и некоммерческие организации предоставляют свои заявления и выписку из устава, подтверждающую право наблюдения за выборами, в территориальную избирательную комиссию, которая рассматривает их в течение 30 рабочих дней.

В настоящее время в Жамбылскую областную избирательную комиссию поступили заявления от четырех общественных объединений на проведение наблюдения за выборами. Ответы будут даны в ходе работы.

Сара МАДИЕВА,
заместитель председателя
Жамбылской областной избирательной комиссии

Комментарии закрыты.