The news is by your side.

В приоритете — качество. Строительство и реконструкция автодорог ведутся активными темпами

Строительство и реконструкция автодорог ведутся активными темпами

Глава государства Касым-Жомарт Токаев во время выступления в ходе недавней встречи с учеными в Алматы констатировал, что ситуация с качеством дорог в стране тяжелейшая и давно стала притчей во языцех. По словам Президента, нужен объективный мониторинг состояния автодорог по всей стране, требуются новые подходы, которые позволят видеть реальную картину. Качественные дороги должны стать общенациональной задачей, и без них ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Проблема качества дорог — тема наиболее болезненная и не сдающая своих позиций по актуальности. Так, на прошлой неделе пресс-служба Правительства страны провела интервью с первым заместителем Премьер-Министра Романом Скляром, в ходе которого он рассказал о качестве дорог в Казахстане.

Первый вице-премьер Роман Скляр назвал стереотипом то, что в Казахстане строят дороги по советским стандартам. По его словам, с начала 2000-х годов строительство и ремонт автомобильных дорог в стране проводят по общемировым стандартами. В качестве примера он привел автодороги, которые введены в эксплуатацию 15-20 лет назад и сейчас находятся в идеальном и нормальном состоянии.

— В 2009 году сдали в эксплуатацию последний участок автомобильной дороги Астана — Боровое. Прошло уже 15 лет — она в идеальном состоянии, потому что ее содержали правильно. Но если по нашим нормативам работать, мы должны уже в следующем году начать капитальный ремонт, — поделился Р. Скляр.

Он также отметил проект «Западная Европа — Западный Китай», завершенный в 2015 году. По словам Р. Скляра, сейчас состояние автодорог хорошее, их правильно содержат, а качество не уступает европейскому. Для примера он назвал участок дороги Астана — Павлодар, который уже почти 10 лет как в эксплуатации. На участке дороги Атырау — Бейнеу, который построили в 1999 году, уже необходимо делать капитальный ремонт либо реконструкцию, но дорога все еще в хорошем состоянии.

Первый вице-премьер напомнил, что в Казахстане с 2019 года работает РГП «Национальный центр качества дорожных активов», которое проводит выборочный контроль всех автомобильных дорог.

Отметим, общая сеть автомобильных дорог в Казахстане — 95 тысяч километров, в том числе почти 25 тысяч километров — республиканские, 71 тысяча километра — районные и областные дороги.

В начале апреля текущего года в Министерстве транспорта объявили о том, что в Казахстане впервые проведут масштабный средний ремонт почти 15 тысяч километров автомобильных дорог вместо полной реконструкции. При этом планируется использовать только материалы отечественного производства.

К слову, министерство и «КазАвтоЖол» запустили проект по контролю качества автомобильных дорог. Теперь каждый казахстанец может присоединиться к общественному контролю за строящимися дорогами республиканского значения.

Мы обратились в управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области, чтобы узнать, как реализуются поручения Главы государства, что предпринимается для изменения ситуации в дорожной отрасли.

— Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» поручил к 2025 году довести долю местных дорог, находящихся в хорошем состоянии, до 95 процентов. До 2029 года по всей стране будет проведена качественная реконструкция более четырех тысяч километров автомобильных дорог. В нашем регионе также запланирован ряд крупных дорожных проектов. Отдельное внимание уделяется качеству строительства и ремонта автомобильных дорог, в том числе местного значения. До конца этого года планируется довести долю дорог местного значения в нормативном состоянии до 99 процентов, населенных пунктов — до 87 процентов, — отметил руководитель управления Мурат Саурыков.

Сеть автомобильных дорог в регионе составляет 10 тысяч километров, из них 4338 километров — дороги общего пользования, 5662 километра — дороги населенных пунктов. При этом протяженность автомобильных дорог республиканского значения составляет 1198,5 километра, областного значения — 1756,2, районного — 1383,3 километра.

В этом году на ремонт автодорог местного значения и улиц населенных пунктов предусмотрено 23,3 миллиарда тенге. Строительные работы будут проведены на 16,5 километра улиц в массивах Бурыл А, Бурыл Б, Бурыл В, Барысхан, Радай. Также запланирована реконструкция улиц Шостаковича, Санырык батыра в Таразе протяженностью три километра, трех улиц в Каратау и средний ремонт 630,5 километра дорог. Из них 89,2 километра — автодороги областного значения, 71,9 километра — районного значения, 469,5 километра — внутрипоселковые улицы.

— Всего в этом году в дорожной отрасли реализованы 327 проектов, начаты работы по строительству, реконструкции, среднему ремонту 650 километров дорог. В том числе в рамках Концепции развития транспортно-логистического потенциала РК до 2030 года будут реализованы 34 проекта по ремонту 161,1 километра дорог. В рамках проекта «Ауыл — ел бесігі» будет построено 197,2 километра дорог, Программы развития регионов — 18,3 километра. По программе «Развитие моногородов» отремонтируем 1,2 километра дорог, за счет местных бюджетов —
272,3 километра. Ремонтные работы будут проведены и на автодорогах местного значения. К примеру, будет заделано 113873,9 квадратных метров дорожных ям, ликвидированы неровности дорожного покрытия на 385 квадратных метрах. Установим и заменим 1761 дорожный знак. На 13817 километрах будет проведена разметка проезжей части, установлены шумовые полосы на 101 квадратном метре, протяженность минерализованных полос составит 256,6 километра, — сказал Мурат Саурыков.

В целом в этом году планируется довести долю автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии до 99 процентов (в хорошем состоянии — 62, удовлетворительном — 37 процентов), улиц населенных пунктов — до 87 процентов (в хорошем состоянии — до 47, в удовлетворительном — до 40 процентов).

М. Саурыков отметил, что на сегодняшний день из 303 проектов по ремонту дорог по 289 объявлены конкурсы государственных закупок. По 248 проектам подведены итоги конкурса и заключены контракты. По техническому надзору из 303 проектов по 292 объявлены конкурсы государственных закупок. По 275 проектам подведены итоги конкурса и проводятся процедуры подписания договоров.

Руководитель отдела автомобильных дорог управления Ерболат Сейтбеков добавил, что в настоящее время начаты работы по 86 проектам.

— Ремонтно-строительные работы идут полным ходом в городе Таразе, Байзакском, Сарысуском, Меркенском, Таласском и Шуском районах. В этом году планируется завершение реконструкции и ввод в эксплуатацию улиц Шостаковича и Санырык батыра в городе Таразе. Продолжится строительство асфальтированной дороги в массивах Барысхан и Бурыл. В городе Каратау начаты работы по реконструкции улиц Арбатас, Панфилова и Тамды Аулие. В Мойынкумском районе ведется строительство аварийного моста через реку Радай.

Не остается без внимания и ремонт улиц населенных пунк­тов. Так, в рамках проекта «Ауыл — ел бесігі» в этом году запланирован средний ремонт 249 улиц в 73 селах. Для этого из бюджета выделено 134,4 миллиона тенге.

О том, как решаются дорожные вопросы на местах, Е. Сейтбеков рассказал на примере Жамбылского района. Там за два года отремонтировано 134 километра дорог.

— Работа по ремонту дорог ведется поэтапно. К примеру, в 2022-2023 годах в районе отремонтированы 142 внутрипоселковые улицы и дороги районного значения протяженностью 134,6 тысячи километров. В 2022 году заасфальтированы 49 улиц, в 2023 году — 93. На проведение ремонтных работ выделено более трех миллиардов тенге. На сегодняшний день полностью асфальтированы улицы в селах Аса, Шайдана, Тастобе, Ащибулак, Костобе, Жамбыл. В общей сложности в районе в этом году планируется реализация 20 проектов по ремонту дорог, — проинформировал Е. Сейтбеков.

Говоря о качестве дорожных работ, он добавил, что если раньше сведения о недобросовестных застройщиках, не соб­людавших требования по качеству при строительстве и ремонте автомобильных дорог, были в основном скрыты от широкой общественности, то сегодня все прозрачно.

— Областной филиал РГП «Национальный центр качества дорожных активов» проводит экспертизу качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. На сегодняшний день проведено исследование 145 участков, отобраны 224 пробы, — рассказал Мурат Саурыков.

На вопрос, какие факторы влияют на срок эксплуатации автодорог, он ответил, что основной из них — обеспечение соблюдения правил эксплуатации дорог и требований к ним.

— Из-за большегрузного транспорта с нагрузками выше допустимых на дорогах появляются трещины и другие дефекты. Крупногабаритные машины наносят серьезный ущерб, из-за их неконтролируемого движения на автодорогах увеличивается количество ям, приводящих к разрушению дорожного покрытия, — отметил он.

В целях недопущения нарушений на автодорогах местного значения областная инспекция транспортного контроля организовывает дежурства и проверки. По итогам четырех месяцев этого года на передвижных постах транспортного контроля проверены 308 автотранспортных средств, составлены 585 административных протоколов, виновные оштрафованы на 19,2 миллиона тенге. Взыскано в местный бюджет 18,2 миллиона тенге.

В последние годы в регионе проделали большую работу по обновлению автопарка общественного транспорта. Всего с 2019 года приобретены 292 новых автобуса, из них в 2019 году — 70, в 2020-м — 15, 202-м — 32, 2022-м — 37, 2023-м — 73, в этом году — 65. Кроме того, по программе лизингового финансирования через АО «Фонд промышленного развития» закуплены семь автобусов в Шуском районе и шесть — в Меркенском.

По словам руководителя отдела пассажирского транспорта управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата области Газиза Ташметова, сегодня по области организованы 136 автобусных маршрутов. Жителей обслуживают 12 межобластных, 26 межрайонных, 54 внутрирайонных, 39 внутригородских и пять пригородных маршрутов. На них работают 43 транспортные компании с 789 автобусами.

Открыты восемь межобластных маршрутов из города Тараза и районных центров в город Алматы: Жанатас — Алматы, Мерке — Алматы, Шу — Алматы, Мойынкум — Алматы, Каратау — Алматы. Также действуют сообщения Тараз — Шымкент, Каратау — Шымкент, Жанатас — Шымкент. Предусмотрены маршруты в Астану и Караганду. 26 между­районных маршрутов охватывают город Тараз и восемь райцентров, за исключением Байзакского, Жамбылского районов. Между Таразом и населенными пунктами районов действуют 15 автобусных маршрутов.

— В этом году управлением выделено 492,1 миллиона тенге для курсирования автобусов на девяти маршрутах, 2,7 миллиарда тенге — на 88 социально значимых внутригородских и внутрирайонных маршрутов, — добавил Газиз Ташметов.

Лола НУРМАТОВА

Комментарии закрыты.