The news is by your side.

В условиях пандемии. Как ислам относится к карантинным мерам

Как ислам относится к карантинным мерам

Пандемия коронавируса — огромное испытание и для сотен миллионов мусульман по всему миру. В основе ислама лежат пять так называемых столпов — предписаний шариата, обязательных для всех верующих мусульман. Это декларация веры (шахада), пять ежедневных молитв (намаз), пост во время месяца Рамадан (ураза), религиозный налог в пользу нуждающихся (закят) и паломничество в Мекку (хадж). Три из этих предписаний оказались под угрозой из-за пандемии. Это общинный намаз, хадж и ураза.

На самом деле исламская община встречалась с эпидемиями в самые первые века своего существования. Во времена пророка Мухаммеда на Ближнем Востоке как раз проходила эпидемия чумы, заметно ослабившая две крупные империи — Византийскую и Сасанидскую. Ряд исследователей называют этот фактор в числе причин успеха исламского халифата в деле покорения новых земель.

Исламское предание (сунна) рассказывает, как сам пророк Мухаммад запрещал посещать земли, пораженные чумой, и покидать свое селение в случае заражения. Можно сказать, что это одно из ранних упоминаний карантинной системы как таковой. В этом же предании утверждается, что зараженный, умерший от болезни, но соблюдающий все необходимые меры, чтобы не заразить окружающих, умрет смертью мученика.

Первый же случай прямой встречи ранней исламской общины с чумой связан с походом праведного халифа Умара в область Сарг. Эта примечательная история приводится в книге Мухаммада аль-Хуарди «История четырех халифов». На пути в Дамаск до халифа дошла весть, что в городе разразилась чума.

Умар посоветовался со своими спутниками, стоит ли им продолжить путь или лучше вернуться в Медину. Среди сподвижников возник спор: одни утверждали, что, так как он вышел в путь ради Аллаха, чума не коснется его, другие говорили обратное. Однако Умар ибн аль-Хаттаб решил вернуться, за что получил упрек от Абу Убайды: «Неужели ты бежишь от предопределения Аллаха?». На что Умар ответил: «Да, я бегу от предопределения Аллаха к предопределению Аллаха».

Эта история дает ясно понять, что в таких случаях просто уповать на Аллаха недостаточно. Мусульманин в первую очередь должен сделать все, что в его силах, чтоб избежать вреда для себя.

В подтверждении данного вывода можно привести известный хадис, переданный Абдуррахманом ибн Ауфом, в котором приводятся слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует):

«Если вы услышите, что где-то вспыхнула эпидемия чумы или холеры, не отправляйтесь туда. А если это произошло в стране, в которой вы находитесь, не покидайте ее» (Аль-Бухари, Муслим).

Пророку Мухаммаду при жизни тоже пришлось столкнуться с эпидемией чумы и, судя по этому хадису, он еще тогда говорил об ограничении передвижения между странами, где распространен вирус.

Коран также напоминает о соблюдении карантина в аятах, ниспосланных во время эпидемии чумы: «Клянусь тем, что вы видите и тем, что не видите… Пусть больного не навещает здоровый». Разве не о самоизоляции здесь идет речь?

Кстати говоря, интересно то, что режим карантина был довольно популярным методом в борьбе с инфекционными заболеваниями в средневековом мусульманском мире, врачи того времени считали его наиболее действенным методом в борьбе против «Черной смерти», разновидности чумы, распространившейся на Ближнем Востоке в XIV веке, а затем, перекинувшись в Европу, унесшей, как сообщают исторические хроники, треть населения Англии.

Свой список медицинских мер в эпоху этой чумы был представлен в труде известного исламского ученого и врача Ибн Хаджара аль-Аскалани, кроме уже упомянутого карантина, он содержал призыв к соблюдению личной гигиены, специальной диеты, исключение из рациона потенциально опасных продуктов, быстрые похороны умершего и исследование возможных способов излечения от болезни.

Да, специальные медицинские маски и перчатки не были упомянуты в традиционных мусульманских текстах, однако все мы знаем, что исламское учение призывает беречь свое здоровье, не наносить заведомо вред ни себе, ни другим, поэтому строгое следование рекомендациям медиков – лучший способ для сохранения своего здоровья и следованию предписаний ислама.

Сегодня мусульмане также обеспокоены тем, что во многих городах и населенных пунктах закрываются мечети, из-за чего негде совершить пятничную молитву. Однако и эта мера находит свое место в исламской сунне: согласно шариату, среди уважительных причин отсутствия мусульманина на пятничной молитве можно перечислить: болезнь, боязнь заразиться болезнью, опасение встречи по дороге в мечеть с опасным диким зверем или собакой и даже сильный дождь!

Тогда что говорить о вирусе, уже унесшим жизни тысяч людей, угрожающем всему человечеству катастрофой и уже вошедшему в наши дома? Неужели жизни тысяч мусульман должны быть поставлены под угрозу? Шариат говорит нет. Примеры сподвижников тоже показывают, что лучше проявить терпение, пока все не вернется на круги своя, тем более, что людям, сидящим на карантине пророк Мухаммад обещал такое же вознаграждение, как и мученику на пути Аллаха. О какой еще более высокой награде может мечтать мусульманин?

Исходя из всего вышесказанного следует, что соб­людающий мусульманин в это непростое время обязан заботиться о своем здоровье, следовать рекомендациям врачей и стараться не нарушать режим самоизоляции, потому что этого требует Священный Коран и сунна, которая еще на заре ислама ввела известные нам сегодня методы борьбы с инфекциями подобными вирусу Covid-19.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.