The news is by your side.

Вдохновляя на успех. Только влюблённый в свою профессию учитель ведёт учеников к большим высотам

Только влюблённый в свою профессию учитель ведёт учеников к большим высотам

Преподавателя русского языка и литературы школы-гимназии № 40 Тараза Наталью Мерзлякову можно считать по-настоящему счастливым человеком, ведь она любит свою работу и буквально окрыляет своих учеников, вселяя в них уверенность, направляя к жизненному успеху.

Литература, по словам Натальи Викторовны, — школьный предмет, без знания которого не обойтись в жизни никому, ибо именно в ходе этих уроков идет формирование личности учащегося, его кругозора, устной и письменной речи.

— В 1975 году я окончила среднюю школу № 18 города Джамбула, всегда училась на четверки и пятерки, отдавала предпочтение гуманитарным наукам, показательно и активно участвовала в различных конкурсах чтецов, играла в школьном театре. Наверное, это все вместе и определило мой профессио­нальный выбор — я поступила в Джамбулский педагогический институт. В 1980 году пришла преподавать русский язык и литературу в родную школу, трудилась там пять лет. Затем работала еще пять лет в средней школе № 30, а когда на базе 40-й школы в 1991 году под руководством Александра Абрамовича Гибнера был открыт лицей, не раздумывая, приняла его приглашение. Мой педагогический стаж более 40 лет, — рассказала
Н. Мерзлякова.

Она тепло вспоминает о вузовских преподавателях — Нине Федоровне Сивковой, Сергее Федоровиче Василенко, Жумажане Кундатовиче Оспанове, Елене Абрамовне Токаревой, Валентине Сергеевиче Ли, которые своими колоссальными знаниями и мастерством, ответственным отношением к работе убедили ее в том, что профессия учителя — одна из самых интересных и высокоценных.

Наталья Мерзлякова, по ее признанию, любит учиться, считает, что хороший учитель сам учится у окружающих многому в течение всей жизни.

— Уважаю и ценю каждого своего ученика, его индивидуальность, люблю и чту своих замечательных коллег с кафедры русского языка и литературы школы-гимназии
№ 40 Оксану Подлесную, Ирину Цой, Александру Ханин. Рядом с ними хочется непрерывно расти и творчески развиваться самой, — признается Наталья Викторовна.

Она добавляет, что ее рабочий день не заканчивается с последним уроком в школе, зачастую она берет работу на дом, проверяет тетради, анализирует, сравнивает, старается не только набросать план предстоящих уроков или классных часов, но и стремится подать материал программы так, чтобы максимально заинтересовать ребят.

— Благо в современных условиях есть все необходимое, чтобы сделать свои уроки предельно наглядными и интересными, — от технического оснащения школы для прекрасных презентаций до богатого материала в Интернете, например, фрагментов спектаклей или фильмов, снятых по произведениям различных писателей. Можно организовать чтение по ролям по книгам классиков и современников, сопровождая действо цитатами из критиков, — заметила Наталья Викторовна.

Она сокрушается, как и любой человек из эпохи, когда книга ценилась больше
гаджета, что нынешние школьники стали меньше читать. Но считает, что это не хорошо и не плохо, а просто веление времени, с которым мы все вынуждены мириться.

— Однако в своей работе я все равно ориентируюсь на думающих учеников, которых все-таки не так уж мало, ведь классическая русская литература заставляет читателя мыслить, сравнивать, обобщать, дает правильные жизненные ориентиры, способствует творческому развитию и формирует у каждого ребенка умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать, и это замечательно. Чтение также помогает осмысливать заново строки из давно знакомых произведений. В новых реалиях большое внимание уделяется коммуникативной компетенции любого ученика, поэтому я стремлюсь, чтобы дети прочитывали до конца все произведения из школьной программы. Многие проб­лемы, которые поднимали классики, актуальны и сегодня, поэтому стараюсь проводить параллели, находить новые аспекты, вовлекать ребят в откровенный разговор на каждом уроке, будоражить их умы, при этом повышая их самооценку, — отмечает учитель.

У Натальи Мерзляковой за все годы ее педагогической деятельности было почти с десяток выпусков. Но, по ее словам, в большей степени запоминаются именно те ученики, у которых она была еще и классным руководителем. Многие выпускники пошли по ее стопам, поступив в различные вузы на педагогические специальности. Среди них Анастасия Бондарева, Анастасия Прилипкина, победитель разных конкурсов чтецов Милана Лавриненко. В каждого из своих учеников педагог вкладывает всю душу, дарит мотивацию к жизни.

— Дистанционное обучение, разумеется, внесло свои коррективы и в школьную программу по литературе, мне пришлось освоить не только мессенджеры, но и Zoom-конференции, и Classroom, и другие виртуальные платформы. Конечно, удаленный формат проведения уроков не дает учителю полной картины об усвоении учениками полученных знаний. И здесь важна обоюдная добросовестность, чего от школьников зачастую добиться нелегко, многие хитрят или откровенно не считают знания по литературе фундаментальными, — делится Наталья Викторовна.

Вне зависимости от этого, по мнению Н. Мерзляковой, необходимо прежде всего воспитывать в учениках добропорядочность, патриотизм и человечность. Самой ей нравится русская и советская поэзия, такие авторы как Владимир Маяковский, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Александр Блок, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Белла Ахмадулина.

Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.