The news is by your side.

Вечность в красках

Как история «Амазонки» пересеклась с «Девушкой в красном»

Я хотел бы, чтобы с вечно живыми голосами, никогда не умолкавшими для нас, звучали и полузабытые, и малоизвестные, и пока еще совсем безвестные. Мы знаем о Верещагине, Васнецове, Врубеле, Нестерове, Левитане, Кастееве и многих других знаменитых художниках. Их произведения славятся тем, что являются как бы историческими документами, в зримой форме отражающими в бесценных подробностях дух эпохи, ее нравы, особенности и отличия от современности. 

А вот то, что в родном городе — «моем маленьком Джамбуле» — жили, живут и творят просто гениальные художники и фотохудожники, знают пока еще очень немногие. А ведь именно их произведения искусства отражают и эпоху, в которую они их создавали, но главное — в той самой зримой форме запечатлевали и продолжают запечатлевать и людей, живущих в этом прекрасном крае, и его историю, и его непередаваемые красоты, и изменения, которые в нем происходят.

Поэтому я сразу бы хотел назвать без преувеличения талантливейших местных мастеров живописных картин — Владимира Санталова, Владимира Матюшкова, Зияду Тастекова, Мухамет-Умара Паншаева, Геннадия Тяна, Болата Хусаинова, Владимира Воложанкина, Токпая Кушербаева, Баймахана Шеримова, Николая Денисова, Галину Шумилину, Максата Кантарбаева, Александра Пака, Максата Бексултанова. И можно продолжать называть и называть не менее достойные имена — ведь в Жамбылском филиале Союза художников Казахстана на сегодняшний день состоит порядка 50 живописцев.

Вместе с тем в последние десятилетия в среде людей, высоко вознесших искусство отображения прошлого и настоящего жамбылской земли методом создания фотокартин и фотопортретов, заслуженное место заняли поистине талантливейшие фотохудожники Валерий Сутулов, Алтынбек Картабай, Рашид Султангузин, отец и сын Орлик и Юрий Ким, Диана Шайхеслямова, Агадил Рысмахан, Зия Ходжи-Оглы, Табын Абильдаев и многие-многие другие… Оговорюсь сразу, что сейчас владение фотоаппаратом доступно практически всем, и кое-кому наряду с увековечиванием себя любимого в различных видах и позах иногда удается сделать и удачный снимок… Но есть мастера, работы которых, доступные для всеобщего обозрения в соцсетях, действительно являются произведениями искусства, особенно когда они показывают именно красоты родного края и города.

Ну а теперь необходимо перейти к тому, почему в подзаголовке упомянута Амазонка, кто это такая и как она связана со всем вышесказанным.

А дело в том, что жамбылский фотохудожник Алтынбек Картабай как-то разместил в соцсетях свой прекрасный снимок «Девушка в красном». И смотрится он как совершенно законченное высокохудожественное полотно. Как только я его увидел, почему-то сразу возникла ассоциация с известной картиной лауреата Сталинской премии художника Михаила Нестерова «Амазонка». Того самого, который за портрет выдающегося русского ученого, лауреата Нобелевской премии Ивана Павлова получил самую престижнейшую тогда Сталинскую премию.

К слову, Михаил Нестеров до 1917 года и сам был уже очень знаменит, писал преимущественно картины на религиозные темы, которые у него тут же скупал Третьяков. Так что большинство его произведений можно сегодня увидеть именно в Третьяковской галерее. А вот самого Сталина он писать отказался. Документально зафиксирован факт их телефонного разговора в 1940 году. На вопрос вождя, когда художник сможет написать его портрет, Нестеров ответил, что, видимо, никогда, потому что ему не нравится лицо Иосифа Виссарионовича. Как ни странно, но этот разговор остался для Нестерова без последствий. Но скорее всего, причина отказа была в другом. К примеру, в том, что его старшая дочь Ольга в 1938-м была осуждена как жена изменника Родины и в 1939-м из АЛЖИРа была отправлена в ссылку в Джамбул. Она оказалась здесь в 1940 году.

Но как «Амазонка» попала в Джамбул? Ведь обычно из АЛЖИРа никого никуда не отправляли. Возможно, хоть какой-то свет на эту историю прольет вот этот документ, который может служить версией причины замены пребывания Ольги в концлагере на ссылку в Джамбул.

«Приказ НКВД СССР № 00577 «О ликвидации спецотделений в ИТЛ» 21.05.1939. Сов. секретно.

В целях изоляции особо опасного контингента, содержащегося в спецотделениях ИТЛ ГУЛАГа НКВД СССР, и организации их надлежащего трудового использования ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Существующие в Темниковском, Карагандинском и Сибирском лагерях спецотделения ЛИКВИДИРОВАТЬ.

2. Весь контингент заключенных указанных выше спецотделений лагерей перевести на общелагерный режим и распределить по существующим лагерям.

Наиболее социально опасных из заключенных перевести в отдаленные лагеря (Севостлаг, Норильск, Воркута и районы Ухтопечерских лагерей).

Малотрудоспособных заключенных распределить по исправительно-трудовым колониям отдаленных областей на швейные, ткацкие и другие работы.

3. Решение вопроса о направлении для дальнейшего содержания заключенных и разрешение других вопросов, связанных с ликвидацией спецотделений, возложить на комиссию под председательством заместителя народного комиссара внутренних дел Союза ССР — комдива т. ЧЕРНЫШОВА в составе:

начальника 1 спецотдела НКВД СССР капитана госбезопасности т. ПЕТРОВА; начальника 3 отдела ГУЛАГа НКВД СССР ст. лейтенанта госбезопасности т. ТРОФИМОВА; начальника 2 отдела ГУЛАГа НКВД СССР лейтенанта госбезопасности т. ГРАНОВСКОГО.

4. Ныне действующие положения об особом режиме в спецотделении ОТМЕНИТЬ.

Всю работу закончить к 1 сентября 1939 года».

Источник документа — ГАРФ. Фонд 9401. Опись 12. Дело 14. Листы 283 — 284.

Судя по дате документа и состоянию здоровья 54-летней Ольги, перенесшей несколько тяжелых операций, она явно попала в разряд «малотрудоспособных» и потому была отправлена в ИТЛ отдаленной области «на швейные, ткацкие и другие работы». Где она отбывала ссылку в Джамбуле и был ли в нем такой лагерь, точно выяснить не удалось.

Лишь перед войной, в 1941 году, Екатерине Павловне Пешковой (жене Горького) по линии Красного Креста удалось вызволить тяжелобольную Ольгу-Амазонку из лагеря. Из Джамбула она вернулась калекой и до конца жизни могла передвигаться только на костылях.

Так что если сегодня сравнивать «Девушку в красном» Алтынбека Картабая и «Амазонку» Михаила Нестерова, то бросается в глаза праздничность одной и безысходная обреченность другой. Наверное, это потому, что использование в произведениях искусства красного цвета нами уже не воспринимается как знак ожидания беды. Теперь красные краски в работах жамбылских живописцев и фотохудожников — это цвет любования, радости и светлой надежды. Особенно когда они изображают жамбылские тюльпаны и жамбылских прелестниц.

Валерий АНИПКО, писатель

Комментарии закрыты.