The news is by your side.

Вера, которую мы выбираем. Что важнее для человека — конфессия или нация?

Что важнее для человека — конфессия или нация?

Общепризнанно, что религия играет важную роль в жизни и отдельного человека, и общества в целом. Говоря о складывающейся религиозной ситуации в Казахстане, хочу подчеркнуть, что за годы независимости молодая республика пережила немало трудностей. Не обошли они и религиозную сферу.

Можно вспомнить времена, когда резко возросло количество различных сект и организаций, проповедников и оракулов так называемой «правильной» религии. Дезориентированные люди, не определившиеся в своей конфессиональной принадлежности, попадали в расставленные ловушки, передавали сектам и проповедникам имущество и деньги. А ведь многие из них не были даже законно зарегистрированы.

Одной из причин этого хаоса являлось религиозное невежество, а также отсутствие идеи, направляющей народ по правильному пути. Ведь после распада СССР в сознании миллионов людей образовался некий идеологический вакуум, которым не преминули воспользоваться псевдорелигиозные деятели, преследовавшие в основном личные финансовые интересы.

По мнению политологов и психологов, ни одно общество или государство не обошла стороной подобная ситуация. Пережила это положение и наша республика, причем с наименьшими потерями.

С момента обретения независимости Республика Казахстан базирует свою политику на традиционных направлениях и ценностях, таких как мирные отношения между народами, проживающими на единой территории, толерантные связи между конфессиями и различными религиозными организациями. Эта особенность казахстанской политики особенно актуальна в нынешнее время, когда возрастают угрозы терроризма и экстремистской деятельности. При этом мы практикуем терпимость к различным мировоззрениям, образам жизни, обычаям, морали и поступкам. Правда, не во всем и не всегда эти аспекты жизнедеятельности одобряются, но нельзя запрещать жить и действовать в соответствии со своими принципами.

В Казахстане основным направлением ислама является ханафитское, по моему мнению, наиболее либеральное и демократичное по отношению к другим конфессиям.

Мусульманская общность в республике включает более десятка тюркоязычных этносов (казахи, узбеки, татары, уйгуры, турки, азербайджанцы, карачаевцы, балкарцы, туркмены, кыргызы и другие), а также дунган, чеченцев и еще ряд национальностей.

Эксперты не раз отмечали, что из-за неоднородности религиозной общности она не может быть постоянным гарантом межнационального согласия. И несмотря на принадлежность к одной конфессии, этнические различия не гарантируют предотвращения межнациональных разногласий между ними.

Если обратимся к истории, то исламская религия среди казахов на территории республики носила более символический характер, чем у таких этнических групп, как узбеки, уйгуры или дунгане, проживающих в основном в южной части страны. Поэтому в 90-е годы прошлого века, когда началось возрождение религиозных традиций, систематизация религиозной деятельности и другие отдельные действия властей воспринимались как нарушения прав неказахских групп, особенно в местах их компактного расселения. Так, в 1993 году назначение Духовным управлением мусульман имама в мечеть, где до этого долгое время проповеди читал священнослужитель другой национальности, вызвало недовольство местной общины, традиционно многочисленной в этом районе.

В то же время нельзя не упомянуть о том, что источником множества конфликтов внутри семей и с родственниками становилась чрезмерно активная пропаганда некоторых групп протестантского толка. Вербуя новых членов среди этносов, традиционно считающихся мусульманскими, они провоцировали разлады в семьях, которые в конечном итоге заканчивались разводами.

Все это свидетельствует, что к диалогу конфессий и государства нужно подходить с разных позиций.

Так, рассматривая конфессии с точки зрения национальностей и выделяя общие черты различных религиозных слоев, следует отмечать и конфессиональную составляющую, и этническую принадлежность. Между тем конфессиональное разнообразие не должно нарушать национального единства. Решение проблем следует искать в гармонии этих компонентов, основным мотивом которых должны быть именно общенациональные духовность, традиции, интересы. Только в этом случае можно говорить, что любой человек, принадлежащий к одной нации, не перестает принадлежать этому народу, независимо от убеждений.

Следует помнить, что неправильной веры не бывает. Бывают проповедники, которые неправильно толкуют ее постулаты, сеют смуту и разрушение своими проповедями.

Большинство из нас верит в существование единого Бога. Но при этом нет никаких свидетельств тому, что Создатель велел своим созданиям отказываться от своей национальности, традиций, не уважать законы государства, в котором они живут, вести разрушительные войны.

Бексултан БЕКМОЛДАЕВ,
инспектор КГУ «Центр исследования проблем религии»
акимата области

Комментарии закрыты.