- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Вероломство как способ обогащения. Почему казахстанцы доверяли свои деньги «религиозным» финансистам
Почему казахстанцы доверяли свои деньги «религиозным» финансистам
«Я сам религиозный, поэтому подумал, что люди честные, и почему бы не вложить деньги в эту компанию», — так объяснял свое поведение казахстанец, вложивший деньги в финансовую пирамиду Mudarabah Capital. От этой пирамиды пострадали 200 человек. Почему они так легко клюнули на «религиозную» приманку?
В создании пирамды Mudarabah Capital в 2022 году обвинили известного казахстанского вайнера, имеющего в Instagram 3,3 миллиона подписчиков, и еще 11 человек. Подсудимые предлагали людям возможность зарабатывать за счет «выгодных исламских инвестиций»; компания позиционировала себя как финансовый (инвестиционный) институт, соответствующий канонам ислама. Именно это, по мнению обвинения, создало у потерпевших ложное представление о надежности данного проекта.
В 2023 году создателей пирамиды и других приговорили к разным срокам тюремного заключения. Потерпевшие по делу пополнили список жертв финансовых пирамид в Казахстане. Всего таких жертв, по официальным данным, было более четырех тысяч (по материалам 43 уголовных дел). С начала 2023 года Агентство по финансовому мониторингу (АФМ) выявило уже 22 финансовые пирамиды.
Часть из них также использует «религиозную тематику». К примеру, в Интернете можно найти рекламу, где обещают «халяль-заработок» — предлагают вложить 20500 тенге ($45,7) и получить 365000 процентов годовых. Для казахстанцев это предложение кажется очень привлекательным, ведь максимально, что обещают банки, — это 16,3 процента по несрочным депозитам.
Но почему предложения с доходами в тысячи процентов не кажутся людям подозрительными?
Религиовед, старший преподаватель Казахского Национального университета, кандидат философских наук Жанна Кантарбаева отмечает, что основа любой религии — беспрекословное доверие, поэтому мошенникам легко этим пользоваться и вкладывать в религиозную тематику свои смыслы. Понятиями веры, священных канонов нетрудно оперировать, так как для незнающих людей они часто абстрактны.
— Жертвы уверены, что религиозные люди не могут обмануть, им можно доверять, — объясняет
Ж. Кантарбаева. — Мы доверяем свою судьбу Богу. И это хорошо, когда есть ощущение доверия, но злоумышленники переворачивают эти понятия: они используют религиозность в качестве маски.
Еще одно оружие мошенников — обращение к такой базовой потребности человека, как желание найти финансовую стабильность.
Схожее мнение озвучивает Валерия Кононова, маркетолог международной IT-корпорации: «Если говорить об инстинктах, на которых играют все маркетологи мира, то что, как не вера вызывает в человеке самые глубокие, искренние чувства?»
— Используя атрибутику или отсылки к религии, не надо закидывать 30 крючков, чтобы зацепить внимание. Вот и получается, что продается не религия или вера, а все те же товары и услуги, но «под другим соусом», — говорит В. Кононова.
Чтобы противостоять манипуляторам, важно подключить критическое мышление и задаться вопросом, какие цели преследует человек, использующий религиозные образы, тематику. Он действительно религиозен, хочет донести до слушателя суть религии или применяет религиозность как маску?
— Нужно знать, что истинно религиозный человек вряд ли будет связан с инвестированием и вкладыванием денег. Религиозный человек не будет играть в финансовые игры, манипулировать чувствами. Надо сторониться как знакомых, так и незнакомых людей, которые слишком активно зазывают вас в какую-то организацию, — рекомендует Жанна Кантарбаева.
Если говорить об официальных рекомендациях, то, по словам представителей АФМ, в первую очередь граждан должно насторожить, когда обещают быстрые и легкие деньги, до 200-300 процентов прибыли.
— Прибыли такой не бывает, а доход выплачивается за счет поступления следующих участников. Надо проверять компанию на предмет ее регистрации в органах юстиции, налоговых органах Казахстана, лицензию финрегулятора на привлечение от населения финансовых средств. Это можно сделать на сайтах Агентства по регулированию финансового рынка и Международного финансового центра «Астана», — говорит заместитель руководителя управления АФМ Андрей Давыдов.
Маркетолог Валерия Кононова уверена, что вскоре информационный шум поглотит «религиозную» тенденцию, сделав невидимыми для мозга попытки завоевать внимание с помощью религии.
Илона СОКОЛОВА, CABAR.asia
Комментарии закрыты.