The news is by your side.

Виражи истории. Восстанавливается правда о событиях прошлого века

Восстанавливается правда о событиях прошлого века

Движению «Алаш» в этом году исполняется 105 лет. Если исходить из посыла, что историю творят личности, то тема определения места в истории Казахстана известных и неизвестных персон — одна из наиболее актуальных. Правда о движении алашординцев, казалось бы, приоткрылась после ХХ съезда КПСС, но быстро окуталась завесой тайны и до широкой публики не дошла. И только в настоящее время у нас появилась возможность объективного изучения этого явления.

Объектом исследования представленной статьи являются участники движения «Алаш», которых большевики, пришедшие к власти в 1917 году путем революции, стали называть врагами народа и националистами, жестоко преследовать и уничтожать большими группами в 1937-1939 годах, общественно-политическая ситуация в Аулие-Атинском уезде и других регионах.

В связи с этим сделаем небольшой экскурс в прошлое, до установления Советской власти, и посмотрим расстановку сил в крае.

Сторонниками Временного правительства являлись в основном представители интеллигенции и часть чиновников колониальной администрации, члены партии левых эсеров, а также богатые баи-кулаки и середняки.

Национальные политические силы состояли в основном из передовой образованной молодежи, получившей образование в высших учебных заведениях Петербурга, Москвы и других крупных городов России.

Национальная политическая интеллигенция стремилась осуществлять свою деятельность в тесной связи с местным населением. Когда, согласно царскому указу от 25 июня 1916 года о наборе граждан Казахстана и Средней Азии мужского пола от 19 до 43 лет для использования на тыловых работах, лидеры либерально-демократической интеллигенции (А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов), объединившиеся вокруг газеты «Казах», много раз пытались убедить царскую администрацию не спешить с набором людей, а сначала провести подготовительные мероприятия. В то же время, чтобы безоружные люди не стали жертвами беспощадных карательных мер царской власти, в очередном номере газеты «Казах» от 11 августа 1916 года алашординцы выступили за выполнение этого указа без сопротивления. Упомянутые политики считали, что если казахи будут участвовать в тыловых операциях, то возможность получения автономии увеличится в случае победы России в войне. Хотя это было не так. На самом деле падение царского правительства в результате февральской революции 1917 года коренным образом изменило положение политических сил в России и на ее национальных окраинах.

После отречения царя сложилось двоевластие, по одну сторону которого возникло Временное правительство буржуазии и помещиков, по другую образовались Советы, заботившиеся об интересах рабочих и солдатских депутатов. Ключ к двоевластию заключался в следующем: Временное правительство, имевшее официальную власть, не имело прочной социальной базы, а Советы, обладая реальным влиянием, не могли добиться официальной власти.

Кстати, сообщения (в виде телеграммы) об образовании Временного правительства Государственной думы, а также Совета рабочих и солдатских депутатов, направленные в Казахстан, прибыли 2-3 марта 1917 года.

Так, в соответствии с инструкциями, исходившими из Петрограда, в Казахстане стали формироваться исполнительные (общественные) комитеты местных структур Временного правительства и революционных властей — Советы.

В некоторых городах (Аулие-Ата, Урал, Верный, Акмола, Семей) были созданы первые кыргызские (казахские) и мусульманские комитеты. Инициаторы их организации находились в тесном контакте с либерально-демократическими лидерами казахской интеллигенции во главе с А. Букейхановым, которые в это время находились в Минске для рассмотрения вопроса о мобилизации на тыловые работы. Как только пришло известие о победе февральской революции, 15 деятелей «Алаша», находившиеся в Белоруссии, направили обращение к своим сторонникам.

А. Букейханов, М. Дулатов, М. Есболов, Н. Торекулов, Т. Жаманмурынов и другие подписали это обращение, разосланное по 25 адресам в Казахстане: «Казахам, свободным гражданам обновленной России! Заря свободы, равенства и братства забрезжила для всех народов России. Казахстанцев нужно организовать, чтобы они поддерживали новое строительство и новую власть. Все страны, поддерживающие новое строительство, должны тесно сотрудничать друг с другом. Казахстанцам следует подготовиться к курултаю и выбрать для него подходящих кандидатов. Приглашаем вас отложить в сторону прежние внутриказахские споры, семейные и очаговые распри и поднять в народе лозунг единства и справедливости! Как можно скорее обсудить земельный вопрос. Наш девиз — «демократическая респуб­лика», земля принадлежит животноводам и земледельцам, которые ее обрабатывают. Не бойтесь ничего, кроме Бога!»

Изучая этот документ, нетрудно понять, что казахстанская интеллигенция, апеллируя к народу, поддерживает платформу Временного правительства в вышеупомянутой ситуации двоевластия в России. В этой связи участие А. Букейханова в качестве делегата в VII съезде Российской конституционно-демократической партии в Петрограде (25-28 марта 1917 года) свидетельствует о том, что эта партия полностью поддерживает политику Временного правительства «продолжать войну до полной и окончательной победы над врагом» и на платформе Учредительного собрания, вероятно, стремится решить аграрные и национальные вопросы. В то же время вхождение Алихана Букейханова в исполком партии кадетов сразу же открыло руководству национального движения возможность доступа к механизму власти. А. Букейханов был назначен комиссаром Временного правительства по Торгайской области. Чуть позже М. Тынышбаев, а затем Мустафа Шокай были включены в состав Туркестанского комитета Временного правительства. Жанша Досмухамедов, Халел Габбасов, Жакып Акбаев, Асфендияр Кенжин, Азимхан Кенесарин и другие представители казахской интеллигенции были включены в руководство исполнительными органами Временного правительства в ряде районов и городов Казахстана и Туркестана.

Если вспомнить историю, то казахи не могли провести ни одного своего представителя на руководящие должности наместника, областного или даже уездного руководителя во время правления царской семьи. В системе административного управления метрополии казахи не поднимались выше простых служащих. Поэтому есть основания полагать, что участие казахстанской интеллигенции во Временном правительстве в качестве главы области и в губернаторском правительстве было положительной новостью с политической точки зрения. Соответственно, областные и районные казахские комитеты оказали большое влияние на повышение активности общественно-политической жизни Казахстана после февральской революции. Так, организованные национальной интеллигенцией весной 1917 года казахские областные съезды были проведены в уездах Торгай (город Орынбор, 2-8 апреля, более 300 делегатов, председатель — А. Байтурсынов), Жетысу (город Верный, 12-13 апреля, 81 делегат, председатель —
И. Жайнаков), Уральский (город Урал, 19-22 апреля, более 800 делегатов, председатель — Ж. Досмухамедов), Акмолинский (город Омбы, 25 апреля — 5 мая, около 150 делегатов, председатель – А. Турлыбаев).

А 27 декабря 1917 года съезд состоялся и в Аулие-Атинском уезде. На этом съезде избран состав райкома в составе 11 человек и принято решение взять в свои руки всю полноту местной власти. Председателем райкома избран Азимхан Кенесарин. После победы революционных комитетов и прихода их к власти райком Алашординского правительства в декабре 1918 года прекратил свою работу. Его судьба – типичный пример уничтожения членов движения «Алаш».

После установления Советской власти, в 1921 году, Кенесарин стал секретарем Сырдарьинского ревкома, затем работал начальником земельного отдела исполкома Аулие-Атинского района, инженером-гид­ротехником. 28 ноября 1937 года по решению тройки ЦК Южно-Казахстанской области осужден и приговорен к высшей мере наказания. 31 декабря 1956 года он был оправдан Туркестанским военным трибуналом.

События из жизни Кенесарина в литературе описываются так: «Май 1916 года. Глава уезда Суплатов сказал протестующим против непосильной эксплуатации: «Дорога открыта для тех, кто говорит, что им не нужна работа и жизнь, пусть уходят из отрасли! И намерения опекунов нищих нам понятны. Их будут судить, идите!» — сказал он. Услышав это, все рабочие города собрались во дворе главы района, расположенного ниже нынешнего Атшабара. Они называли имена заключенных и сказали: «Освободите их!» «Если вы нас не освободите, мы разрушим ваши тюрьмы!»

… Прошло немного времени, послышался звук трубы. Около двухсот солдат окружного гарнизона с винтовками прорезали ряды собравшихся рабочих и выступили вперед. Их вели два всадника, Кенесарин, помощник уездного начальника, и Мешешков, городской пристав. У обоих на поясе оружие. Кенесарин, смуглый молодой человек с горбатым носом, кривыми усами, острым взглядом, поднял правую руку со сложенным кнутом, привстал в стремени и крикнул: «Не шумите!» Голоса поутихли. «Вы можете лишиться куска хлеба и даже жизни, если не подчинитесь приказу. Эти солдаты были вызваны не просто так! Расходитесь сейчас же! Мы будем арестовывать тех, кто не подчинится, с применением оружия! Тех, кто воспротивится этому, расстреляют! Расходитесь!» — продолжал выкрикивать он. К этой речи никто не прислушался. Кенесарин приказал солдатам: «Готовьтесь!» Солдаты приготовили винтовки. Кенесарин снова закричал: «Предупредительный!» Солдаты с грохотом выстрелили в небо. Толпа задвигалась, люди тревожно переглядывались. Кенесарин командовал: «Предупреждаю в последний раз, расходитесь! Если вы не разойдетесь, неподчинившихся посадят в тюрьму!» Стоявшие повсюду члены большевистской группы призывали народ разойтись. Они знали, что, сопротивляясь, можно понести большие потери среди рабочих…» Что здесь можно сказать? На мой взгляд, было бы лучше сопоставить историческую литературу с архивными документами.

Другой пример.

Избранный делегатом II Всеказахского съезда Динмухамед Адылев был одним из тех, кто дослужился от районного функционера до члена Совнаркома Казахстана в советское время. Родился в 1900 году в Сарысуском районе Сырдарьинской области, казах. Был членом партии «Алаш» и Коммунистической партии. Окончил начальную школу в Акмолинске в 1913 году, гимназию в Омске в 1918 году, учился в Ташкентском университете в 1919-1920 годах. В 1914-1917 годах он был членом общества «Единство» в городе Омске. В 1917-1918 годах участвовал в гражданской войне на стороне Алашорды. В 1918-1920 годах — преподаватель Казахского педагогического института в Ташкенте, ответственный сотрудник Семейского губернаторского комитета РКП(б). Заведовал отделом ЦК, был председателем комиссии по регистрации и перерегистрации пишущих машинок, уполномоченным Кыргызской Республики в Сырдарьинском и Аулие-Атинском районах Туркестанской респуб­лики. В 1923-1925 годах работал преподавателем и директором Казахского института просвещения, в Наркомате народного просвещения Туркестанской республики, в Сырдарьинском облисполкоме, в губернском суде. В 1925-1926 годах он был одним из организаторов Казахского национального театра и занимал должность его директора. Сослан. Арестован в декабре 1928 года, расстрелян в апреле 1930 года. Оправдан в ноябре 1988 года.

На упомянутом выше Всекыргызском (Всеказахском) съезде, состоявшемся в Оренбурге 21-26 июля, лидеры национального движения приняли резолюцию о создании отдельной политической партии кыргызов (казахов). Популярным было присвоение партии имени «Алаш», которое было девизом наших предков. Теперь лидеры «Алаша» стали широко пропагандировать идеалы казахского народа – идеи свободы и единства, призывали народ к созданию собственного государства, невзирая на трудности. В результате было создано (13 декабря 1917 года) и просуществовало до 1920 года казахское национальное правительство под названием «Алашорда». В это время в состав Алашской автономии вошли области, населенные казахами Бокейской орды, Уральской, Торгайской, Акмолинской, Семейской областей, Прикаспия, Алтайской губернии. Безусловно, формирование Казахского ханства и системы государственной власти на протяжении нескольких столетий, накопление богатого опыта защиты и реализации национальных интересов позволили алашской интеллигенции создать собственное государство как автономию в составе России на начало ХХ века и сформировать внутреннюю и внешнюю политику страны. Однако сложный и суровый жизненный путь не позволил правительству «Алаша», вышедшему на политическую арену в то время, когда начали рушиться устои большой империи, стать активной политической силой. Это было невозможно во время бурной Гражданской войны, начавшейся чуть позже. В результате казахская нация, вступившая в русло национально-освободительной борьбы, оказалась втянутой в пространство межклассовой борьбы, охватившей всю Российскую империю. Казахское общество разделилось по выбору разных вариантов будущего государственного устройства (алашского и советского). Таким образом, общество, поднявшее знамя политического единства в борьбе против колониального гнета, приняло совершенно иной характер и было вынуждено стать на путь классового разделения.

Такая ситуация имела много трагических аспектов. Например, Токаш Бокин, один из организаторов «Союза простых рабочих», основанного в Верном в августе 1917 года, примкнувший в том же году к большевикам, использовал свою лояльность к Советам, чтобы спасти деревню Найденовка от сожжения, и сказал казахам: «Русские крестьяне вам не враги. Жизнь не должна быть во вред. Ваши враги — царь и его люди». И это правильно, что может быть лучше добрососедства и согласия. Однако с другой стороны, действия казахов в эти годы были вызваны не просто горячностью. Причина в том, что крестьяне не только запугивали мятежников, выступавших против царского указа о реквизиции казахов на тыловые работы, но и убивали их. В частности, даже если не считать грабежа и насилия, около 400 казахов из аулов, принадлежавших к Ашынской волости, погибли от рук окрестных новотроицких крестьян.

Позже, когда в Жетысу установилась Советская власть, Т. Бокин возглавил специальную комиссию областного ревкома, распустил местное отделение партии «Алаш», уничтожил все его документы и передал его имущество и здания Комиссариату по регулированию российско-туземных отношений.

Вскоре, 29 мая 1918 года, Верненская партийная организация и крайком приняли решение об отборе скота у богатых и раздаче его беднякам. Одним из организаторов этого мероприятия станет Т. Бокин.

Известно, что И. Зайнакову, Кайсерке Токсанбаеву и Абдильде Какенову из Алашорды такие «грабительские» действия не понравились. В результате 19 сентября 1918 года Токаш Бокин был убит своими родственниками.

Такое же противостояние имело место между Бахытжаном Каратаевым, правнуком знаменитого Абилхаир-хана, получившим 24 июля 1919 года от В. Ленина мандат членства в Ревкоме по управлению Казахским краем, и Джаханшой Досмухамедовым, председателем западного отделения правительства «Алаш».

Крепнувший день ото дня советский репрессивный аппарат беспощадно расправлялся с деятелями «Алаша». Таким образом, до первой половины 30-х годов основная группа участников алашского движения была практически полностью уничтожена. Но этого было недостаточно для сталинской системы репрессий.

Убийство Сергея Кирова в Ленинграде в 1934 году, независимо от того, кто его организовал и через кого оно осуществлялось, привлекло внимание общественности к факту применения террора во внутриполитической борьбе. Смерть одного из видных деятелей партии и государства вызвало множество митингов с последующим организованным общественным резонансом. В общественном сознании сформировалось как непреложный факт, что борьба будет продолжаться и усиливаться, что от применения высшей меры наказания никуда не деться. В закрытом письме ВКП(б) от 29 июля 1936 года, разосланном всем партийным организациям, очень настоятельно требовалось устранить недостатки «в деле бдительности и способности распознать врага». Бюро Казахского регионального комитета, посвященное обсуждению этого вопроса, 5 августа 1936 года поручило своим партийным организациям и особенно руководящим кадрам быть особенно бдительными и не допускать ошибок в распознавании врага, «не выдает ли он себя за хорошего работника или пытается представить себя активным и преданным членом партии».

В качестве первого демонстративного «камня», брошенного центром, можно назвать историю 43 контрреволюционных троцкистов-зиновьевцев и их пособников, разоблаченных и впоследствии исключенных из партии. Среди более чем 100000 членов республиканской партийной организации, вполне возможно, сочувствующих (сторонников) движения еще больше. Однако четко не определено, действительно ли наказанные принадлежали к оппозиционным группам. Так, в Южно-Казахстанской области националисты Альмухамедов и Даувирбаев якобы провели соб­рания на своих квартирах, привлекли других коммунистов, вели контрреволюционную, националистическую и троцкистскую кампании. Троцкист В. Нестеров обвинялся в том, что создал в свеклосовхозе имени Мирзояна троцкистско-алашординскую группу, в которую вошли националисты Казыбаев и Толенов.

Обозначенные или скрытые враги четко маркировались — «националистические», «алашординские», «троцкистско-зиновьевские». Таким образом, были полностью уничтожены те, кто имел хоть какое-то отношение к «Алашу». Те немногие, кто выжил, не имели никакого доступа к политике.

Позднее деятели «Алаша» были оправданы, а их лидеры вошли в историю. Неоспоримо, что возвращение имен деятелей движения «Алаш», которые были потеряны в истории Казахстана, оказало большое влияние на самосознание нашего народа.

Сейдахан БАХТОРАЗОВ,
профессор, директор центра изучения историй Туркестанского края имени Ж. Баласагуна, руководитель рабочей группы региональной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий

Комментарии закрыты.