The news is by your side.

Властитель дум

Абай дал импульс преобразованию культуры народа

10 августа мы отмечаем 169-ю годовщину со дня рождения Абая Кунанбаева — великого поэта, писателя, общественного деятеля, основоположника современной казахской письменной литературы, реформатора культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама. 

Наверное, нет в Казахстане города, где не было бы улицы, школы, сквера, библиотеки, театра либо другого культурного учреждения имени выдающегося казахского просветителя. Не является исключением и Тараз, где регулярно среди школьников проводятся Абаевские чтения, а его богатое творчество, в том числе пронзительные и искренние «Слова назидания», становятся предметом обсуждения на различных конференциях и симпозиумах.

Абай был сыном Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Его дед Оскенбай и прадед Иргизбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. С легкой руки матери Улжан данное ему отцом имя Ибрагим было заменено ласкательным Абай, что означает «осмот-рительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю жизнь и вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Подростку пришлось вникать в межродовые тяжбы, ссоры, интриги, и постепенно он разочаровался в административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением «Лето» свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Кокпаю Джантасову). Значительным импульсом в раскрытии творческого потенциала Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими Евгением Петровичем Михаэлисом, Александром Викторовичем Леонтьевым, Северином Севериновичем Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX веке период «бури и натиска» в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гёте и Байрона. В своих переложениях на казахский язык он тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал их к мироощущению соплеменников.

На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создаются социально-философская и литературная школы. Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешеное озлобление, проявившееся в самых коварных формах.

Он умер в июле 1904 года на 60-м году жизни. Умер, по выражению Мухтара Ауэзова, сломленный «мраком невежества, покрывавшем степи». Абай Кунанбаев похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор.

Ергали НУРГАЛИЕВ

Комментарии закрыты.