The news is by your side.

Вместе весело играть. Для дошколят с особыми образовательными потребностями созданы все условия

Для дошколят с особыми образовательными потребностями созданы все условия

В детском саду-яслях № 33 «Айсауле» наравне с обычными воспитываются также дети с особыми образовательными потребностями.

По словам заведующей Нурзады Мамбетовой, детсад-ясли «Айсауле» открылся в 2011 году. Он рассчитан на 280 мест, и сразу в нем стали работать семь инклюзивных групп. Сейчас таковых пять, сформированы они для занятий с логопедами и психологом. А 60 особенных ребятишек вместе с обычными детьми занимаются в общих 12 инклюзивных группах. Количество специальных групп каждый год зависит от спроса, детей направляет и определяет в инклюзивные детские сады психолого-медико-педагогическая комиссия. Детсад-ясли «Айсауле» посещают не только дети из близлежащих районов, но и дальних массивов Тараза.

— В группах дети играют и проходят обучение совместно. У инклюзивных ребят разные диагнозы — расстройства аутистического спектра, задержки речевого и общего развития, проблемы в общении. Воспитатели не делают различий, но дети с особыми потребностями посещают также дополнительные занятия в логопедических группах. Преподаватели проводят такие уроки, как развитие речи, основы письма и счета, чтение, казахский язык, произношение, музыкальное воспитание, физкультура, робототехника, — рассказала методист детского сада-яслей «Айсауле» Рамиля Курманова.

По ее словам, язык обучения в обычных группах — казахский, но из пяти логопедических групп две — с русским языком обучения. В каждой из специальных групп свой логопед, на занятия к которому приходят 12 детей. Они могут быть все вместе, а также по двое-­трое или индивидуально, это зависит от целей и направленности урока.

— В последнее время заметен рост числа детей с трудностями произношения, задержками развития и речи, логопедическими неврозами, заиканиями. Моя основная работа заключается в коррекции речи, правильной постановке звуков. Также обучаем грамоте, подготавливаем к школе, пополняем их словарный запас. В моей группе дети с общим недоразвитием речи второго и третьего уровней. Много внимания уделяю работе с родителями, беседам с ними, даю задания на дом деткам, чтобы родители проконтролировали их выполнение. Задания на фронтальных занятиях в группе касаются постановки речи, развития дыхания. Дети учат наизусть и произносят вслух стихотворения, скороговорки, чистоговорки, потешки, делают пальчиковую гимнастику. На индивидуальных занятиях я также даю упражнения по постановке, дифференциации, автоматизации тех или иных звуков, букв в словах, слогах, которые вызывают трудности в произношении у детей, провожу артикуляционную и дыхательную гимнастику. Особенное внимание направляю на развитие мелкой моторики рук, сюда входят игры с водой, камешками, ветками, шишками, семенами растений, шариками су-джок, а также гимнастику для глаз, ведь в быстрорастущем детском организме все взаимосвязано, — отметила логопед Жамиля Есентаева.

Она добавила, что неимоверную радость в работе ей приносит преодоление особенными детьми трудностей в общении и произношении, их нескрываемая, искренняя сердечная благодарность. Прогресс виден во многом на утренниках, концертах к торжественным датам, во время театрализованных представлений. И педагога очень огорчает, когда детки пропускают занятия с логопедом по несерьезным причинам, ведь только систематическая и целенаправленная работа даст хороший результат. Логопед также отметила, что если родители отдают ребенка в группу с неродным языком обучения, то и дома надо разговаривать на этом языке хотя бы по несколько минут в день, чтобы ребенку было проще адаптироваться.

Чтобы дети с особыми потребностями могли легче преодолеть стеснение, в детском саду-яслях «Айсауле» оборудована отличная видеостудия, где ребята учатся правильно говорить и держать себя, когда на них направлено всеобщее внимание.

Психолог детского сада Эльенора Нурмашова продемонстрировала занятия с особенными детьми по методикам Монтессори, песочной терапией и цветотерапией, работу с малышами за интерактивными столами. Трижды в неделю у каждой группы — занятия по робототехнике в прекрасно оборудованном специальном кабинете с педагогом Бейсекуль Абдиевой.

— Около 35 детей посещают занятия шахматами, из них пять-шесть ребят — из логопедических групп. Успехи демонстрируют Мариам Дихан, Нурислам Мади. Пока они не участвовали ни в каких соревнованиях или конкурсах, но все впереди, — поделился учитель физкультуры и кружка по шахматам Нурсат Даулет.

Так что малышам скучать здесь некогда. А о том, что детский сад-ясли «Айсауле» пользуется большой популярностью, можно судить по отзывам родителей.

— Мой четырехлетний сынишка Али Еркин имеет задержку психоречевого развития, он только сегодня первый день в новом детском саду, который нам порекомендовала соседка Гульнур. Оба ее сына также посещали здесь логопедические группы, сейчас они уже школьники. До этого сын ходил в другой садик. Пока привыкает, присутствует полдня, надеемся, что вскоре в его развитии будет заметный прогресс, — поделилась одна из родителей Аяулым Алимжан.

— Уже второй год моя дочь посещает детский сад «Айсауле», всегда идет на занятия с удовольствием. Здесь отличное питание, опытные и заботливые педагоги и воспитатели, доступная оплата — 11 тысяч тенге в месяц, — рассказала мама воспитанницы детсада Гульназ Юнус.

Напомним, по данным управления образования, в области проживают 7922 ребенка с особыми потребностями, 3600 детей в этом учебном году охвачены инклюзивным воспитанием и образованием в детских садах и школах.

Лариса ГУБАШЕВА,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.