The news is by your side.

Внимание, аукцион!

Машины уходят с молотка

Детективная история с троллейбусным парком, начавшаяся еще несколько лет назад после приобретения машин из алматинского парка, продолжается. Теперь дело дошло до того, что парк вместе со всем транспортом и базой могут отдать в конкурентную среду. Проще говоря, продать.

 

Повторение — мать учения

Откровенно говоря, ситуация напоминает 90-е годы прошлого века. Тогда, в эпоху всеобщей приватизации, таразский троллейбусный парк был отдан в собственность инвестиционной компании. Она выкупила предприятие за счет инвестиционных купонов, принятых у населения. Новые хозяева не стали морочить голову развитием парка. Доподлинно неизвестно, просчитывали ли они вообще возможную рентабельность предприятия. Но они пошли простым путем — решили распродать и оставшуюся технику, и базу, и даже кабель, протянутый по городу. Это с лихвой бы оправдало понесенные затраты.

Парк, наверное, и ушел бы по крупицам, если бы не счастливая случайность. Один из сотрудников акимата увидел, как некие люди снимают электрические провода с улиц города, и решил выяснить, что происходит. А потом немедленно распорядился выкупить парк обратно в коммунальную собственность. Так в Таразе не только отстояли троллейбусы, но в скором времени пустили их по городу, как в старые советские времена.

 

Стоп, «рогатые»!

Увы, спустя несколько лет из-за нерентабельности и отсутствия возможности обновить парк троллейбусы снова встали. Несколько лет назад началась эпопея с приобретением машин в Алматы. Южная столица готова была поделиться техникой, которая осталась незадействованной. Но всякие нюансы растянули процесс передачи десяти троллейбусов на полтора года, о чем подробно рассказывала газета «Знамя труда». В прошлом году машины все-таки прибыли, их пустили по городу. Как оказалось, ненадолго.

— В это самое время начались работы по модернизации газовых сетей на тех улицах города, где проложены наши маршруты, — объясняет директор ТОО «Таразкоммуналколік» Керимхан Тамаев. — Нам обещали завершить прокладку в течение 20 дней, а в итоге мы простояли пять месяцев! Потом появилась новая проблема — из-за долгого простоя кабель впитал в себя влагу, пришлось восстанавливать повреждения. Установили муфты в 34 местах, а каждая стоит около 50 тысяч тенге!

Наконец транспорт можно было пустить на линии, но тут АО «ТЭЦ» потребовало погасить долги за потребленную электроэнергию.

Троллейбусы так и остались стоять в парке. И в городском акимате не нашли лучшего решения, кроме как выставить их на продажу. С одной стороны, конкурентная среда должна благотворно сказаться на деятельности предприятия. С другой, бюджет города избавится от необходимости дотировать убыточное хозяйство. Правда, при этом возникает вопрос: выживет ли вообще парк в частных руках? Ведь, по словам руководителей парка, ежемесячно нужно нести расходы на электро-энергию в размере от 10 до 20 миллионов тенге (в зависимости от количества задействованных линий).

 

Смешные деньги

Уже состоялась оценка предприятия, так что в ближайшее время может появиться объявление о продаже парка вместе со всей техникой и производственной базой. Стоимость его потянула на… 1,3 миллиона тенге. Кроме этого, нужно погасить долги по заработной плате сотрудникам и за электричество в размере не менее восьми миллионов тенге. Но найдутся ли желающие выкупить это хозяйство даже за очень смешные деньги?

Керимхан Тамаев надеется на чудо.

— Троллейбусы — это экологически чистый транспорт, — говорит он. — Если автобус выбрасывает в год сотни килограммов вредных веществ, то «рогачи» — ни грамма! Неужели это плохо? У них, в отличие от китайских автобусов, большая вместимость, да и аварийность значительно ниже.

Весть о предстоящей продаже парка горожане воспринимают с сожалением.

— Мне очень удобно было добираться до центра города из микрорайонов именно на этом транспорте, — говорит жительница города Любовь Петровна Анискина. — Троллейбусы быстро ехали, в них всегда было свободно.

В городском акимате также считают, что терять троллейбусы будет жалко.

— Но, к сожалению, не все зависит от нас, решение остается за центральными органами, — говорит аким города Нуржан Календеров. — Как вы знаете, идет вторая волна приватизации, по которой на торги выставляются многие объекты. По имеющейся у меня информации, троллейбусный парк все же будет включен в реестр объектов, подлежащих приватизации.

Ну что ж, будем надеяться на то, что троллейбусный парк так или иначе окажется в грамотных руках, а его владельцы сделают все возможное для сохранения предприятия.

— Будет очень обидно, если получится по-другому, — резюмирует К. Тамаев. — Есть сотрудники, которые работают здесь со дня основания парка. Машины приведены в порядок, прошли техосмотр. Нам бы работать и работать…

Шухрат ХАШИМОВ,
Виктор БАРБАШ (фото)

2 Комментарии
  1. 777 говорит

    Зачем городу троллейбусы? Все равно на них мало людей ездят. Пора уже убрать троллейбусные провода с улиц города, которые портят вид улиц города.

  2. Таисия говорит

    Этот 777 — наверно из автобусных перевозчиков, которые боятся конкуренции с троллейбусами. Может, он сам и не ездит. А люди предпочитают троллейбусы, потому что они ходят плавно, в отличие от ваших трясущихся «китайцев» и водители не обгоняют друг друга, как автобусники. То есть нет аварий. И не дымят! Экология нормальная. А атвобусы со шлейфами дымовыми по городу газуют. Троллейбусам быть!!!

Комментарии закрыты.