The news is by your side.

Водный баланс

 

«Тараз су» обещает улучшить качество услуг

Статья «Водные процедуры»  не осталась незамеченной водоснабжающей компанией «Тараз су». Напомним, в числе многих проблем коммунального сектора в публикации поднимался вопрос состояния водопроводных сетей города. Директор ГКП «Тараз су» Тулеухан Оспанбеков пожелал высказать свою точку зрения по поводу происходящего. 

— Тулеухан Оспанбекович, в нашей статье говорилось о ситуации со старыми водопроводными сетями…

— По вашей публикации нами было проведено обследование водопровода по переулку Станционный. Выяснилось, что в данном районе многие водопроводные сети построены на собственные средства самих жителей лет 30 (а то и больше) назад. Теперь проложенные трубы сгнили, на многих участках видны порывы. Частичный ремонт, который здесь производится, проблему в корне не решает. Там необходимо произвести полную замену сетей. Честно говоря, подобных бесхозных участков в городе очень много. Но в настоящее время эта проблема, которая наблюдается во всех городах страны, решается на уровне республики. Так, по распоряжению Агентства по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства РК мы проводим инвентаризацию бесхозных водопроводных сетей города. По ее результатам будет составлена необходимая документация по капитальному ремонту и принятию данных сетей на баланс предприятия. В этот список, конечно, будут включены и водопроводы по улице Станционная, а также ее переулков.

— А сколько у нас вообще таких бесхозных сетей?

— Сейчас мы проводим процедуру дефектовки: уточняем, какие системы работают плохо, выясняем, где и почему протекает. Закончили работу только на одном из участков — за железнодорожной линией, где обошли 105 улиц! Только там выявлено 1300 метров водопроводных сетей, подлежащих замене. Предстоит дальнейшая работа по городу.

Вообще не должно создаваться впечатление, что нас не волнуют потери. Наоборот, на каждом участке у предприятия работают инспектора и 88 контролеров, которые обязаны сообщать о наличии порывов. Мы латаем как можем. Но сегодня я могу заявить, что большой утечки по городу нет. Особенно в сравнении с прошлыми годами. За последнее время мы сумели максимально, на уровне 98 процентов, обеспечить население водомерами. И это дало результаты. Сегодня город в сутки использует около 70-75 тысяч кубометров воды. А ровно год назад уходило около 130 тысяч кубов. В результате этого был дефицит воды, в многоквартирных домах вода не доходила до верхних этажей, и все это сказывалось на платежах за наши услуги. Сейчас положение значительно улучшилось.

— Вы говорите, что работают 88 контролеров. Но ведь не просто содержать такой штат? И все это в конце концов выливается в рост тарифов?

— Я вам больше скажу. Во-первых, у нас в ремонтных бригадах числятся 411 человек, которых тоже содержать надо. Это больше, чем на всех других коммунальных предприятиях города вместе взятых. Но другого выхода нет. Протяженность водопроводных сетей у нас составляет 463 километра, из которых 177 километров построено в 60-70-е годы прошлого века, 108 километров — в 80-е годы, около 120 километров — в 90-е годы, остальные — позже. Но ремонтники полностью себя оправдывают. Если в конце 2008 года у нас по городу случалось до 15 аварий в день, то сегодня мы получаем всего два-три вызова. В зимний период вообще нет аварий.

— Нам кажется, что любая утечка воды, которая где-то происходит, должна волновать и вашу организацию. По улице Кондратьева, допустим, несколько лет назад жители сами починили водопровод, хотя до этого обращались в «Тараз су».

— Вы правы, мы не должны пускать все на самотек, если идет большая утечка. Нельзя мириться с производственными потерями. Мы не имеем права оставлять жителей один на один с проблемами, главным образом, без воды. Да, если трубы не на нашем балансе, то мы чиним их за отдельную плату. Но если сумма для жителей совсем уж непосильная, мы идем навстречу, устраняем порывы совместными усилиями. Недавно к нам пришла жительница города, у которой случился порыв во дворе дома. Пенсионерке не под силу заплатить за услуги. Мы сделали ей все бесплатно.

— Правительство заявило о политике повышения цены на воду. Можно ли прогнозировать рост тарифов?

— Я хочу отметить, что больше будут платить те, кто не имеет водомеров и не экономит воду. Прогнозировать сложно, но в целом, конечно, наше предприятие нуждается в политике постепенного повышения цен. Только за счет этого мы сможем качественно улучшить услуги. На сегодня существующий тариф не оправдывает себя. Если задуматься, то в городах Шу и Шымкенте вода стоит в 1,5-2 раза дороже, чем в Таразе. У нас сбор за воду идет на уровне 66 миллионов тенге, а расходы составляют 107 миллионов тенге ежемесячно. Отрицательная разница составляет 41 миллион тенге.

— То есть тариф до сих пор остается убыточным для вас. И вы продолжаете работать в минусе?

— Мы выходим за счет платных услуг. Отрицательное сальдо по тарифам перекрывается за счет иной деятельности. В прошлом году наш суммарный доход составил 1 миллиард тенге, хотя несколько лет назад эта цифра была в два раза меньше. Но при этом мы не получаем прибыли. А все потому, что раньше, до 2008 года, тарифы повышались чисто символически. И последние четыре года нам фактически приходилось наверстывать упущенное. В 2007 году, на начало реабилитационного периода, задолженность предприятия составляла 305 миллионов тенге, сотрудники пять месяцев не получали заработную плату из-за нерентабельности производства. А где взять прибыль, если доходов было 19-20 миллионов тенге в месяц, а расходов — 40 миллионов тенге? И только в прошлом году нам удалось ликвидировать долги, а о просрочках по выдаче зарплаты уже речи нет. Конечно, отчасти мы смогли выправить финансовое положение и за счет налаженной тарифной политики, и за счет того, что сбор средств с населения значительно стабилизировался. Но важно понимать, что любое повышение тарифов, заявленное Правительством, приведет в конечном итоге к улучшению услуг.

Шухрат ХАШИМОВ

Комментарии закрыты.