The news is by your side.

Вопросов больше, чем ответов. Жизнь и творчество Мухаммеда Хайдара Дулати окутаны тайнами

Жизнь и творчество Мухаммеда Хайдара Дулати окутаны тайнами

В жизни и творчестве каждой исторической личности всегда есть место тайнам и загадкам. До сих пор исследователи жизни и творчества Мирзы Хайдара были заняты осмыслением только того, что лежит на поверхности. Вопрос о тайнах жизни и наследия М. Х. Дулати носит комплексный характер. В этом материале я остановлюсь на некоторых из них.

Затерянное наследие

Если иметь в виду, что Мирза Хайдар был государственным деятелем, историком, литератором, политиком, полководцем и просто человеком со сложной судьбой, то спектр загадок можно разделить по всем этим направлениям. Практически с первых дней жизнь Мирзы Хайдара была наполнена сложными событиями.

Первые шаги в творчестве и на политическом поприще Дулати начинал с основателем империи Великих Моголов Захиреддином Бабуром. В силу каких обстоятельств получилось так, что на сегодняшний день из письменного наследия Мирзы Хайдара мы имеем лишь два его известных произведения — «Тарих-и Рашиди» и «Джаханнаме»? Весьма вероятно, что были и другие произведения, особенно раннего периода — стихи, рассказы, в написании которых наверняка принимал участие сам Бабур.

Деятельность Мирзы Хайдара наверняка сопровождались записками, письмами, а позже — воспоминаниями рукописного жанра. На сегодняшний день неизвестно ни одного документа из его эпистолярного наследия. В свою очередь возникает вопрос по поводу ответной корреспонденции. Наверняка архивы и частные коллекции содержат сведения об этом. Или же письма Мирзы Хайдара и ответы на них стали неудобными для тех, в чьих руках они оказались и были уничтожены?

Где находится комплекс материалов и источников, которыми пользовался Мирза Хайдар при написании вышеупомянутых произведений? Особенно «Тарих-и Рашиди», которое Мухаммед Хайдар Дулати написал, опираясь на рассказы о дулатах, передаваемые устно из поколения в поколение, легенды моголов, секретные документы, сохранившиеся во дворцах могольских ханов: сведения различных свидетелей, а также собственные наблюдения. Вместе с этим автор использовал исторические произведения живших до него известных ученых, таких как Джувейни, Джамал Карши, Рашид-ад-дин, Али Йезди, Абд ар-Раззак Самарканди.

В поисках ответов на эти вопросы я обращался к моим индийским коллегам, большинство из которых рекомендовали искать ответы в частных коллекциях и архивах, в частности, в Дели, Сринагаре, Рампуре, Алигархе, Хайдарабаде. Отдельного изучения требуют материалы, находящиеся на территории современного Афганистана. Это оправданно с точки зрения того, что история Великих Моголов была тесно связана с Гератом и Кабулом. И именно между ними велись частые переписки и туда посылались гонцы с записками и тайными документами.

Та’рих и та’миа

Идея написания всемирно известного и главного труда «Тарих-и Рашиди» до сих пор до конца не объяснена. В повествовании о событии, связанном с Шайх Джамалом, и о том, как Юнус-хан попал к нему в плен, содержится информация о составлении хронограммы. Мирза Хайдар говорит о том, что на события, связанные со смертью Шайх Джамал Хара и утверждением Юнус-хана на могольском престоле, была составлена хронограмма (та’рих) «Сар-и Хаг-гарифта ‘Абд ал-Куддус». Этот та’рих составлен в виде загадки (та’миа). Это может объяснить, почему труд Мирзы Хайдара называется «Тарих-и Рашиди».

По мнению медиевистов Клавдии Пищулиной и Наджиба Мингулова, «Та’рих» с арабского означает хронограмму, обозначающую дату какого-либо события в стихах, часто имеющую форму загадки-шарады. В та’рихах широко использовались цифровые значения букв арабского алфавита. Очевидно, первоначальная идея написания «Тарих-и Рашиди» состояла в том, что автор хотел пойти именно по этому пути. Это вероятнее всего, если иметь в виду, что Мирза Хайдар был опытным полководцем и военачальником. К тому же есть сведения о том, что при написании этого труда он использовал многие секретные сведения из архива своей династии. И, очевидно, такому стилю написания его научил сам Бабур.

Все же остается неясно, какие обстоятельства повлияли на возникновение «Тарих-и Рашиди». Если бы это было связано только с самим Мирзой Хайдаром, то труд носил бы исключительно автобиографический характер. Вызывает вопросы и сам жанр оформления обширной информации в дафтары, то есть тетради, которые обычно характерны для военно-полевого быта.

Тайна захоронения

Исследования последних лет показали, что это не совсем простой вопрос в силу ряда обстоятельств, которые еще требуют своего уточнения. Например, на сегодняшний день нам известно о могиле Мирзы Хайдара Дулати на кладбище «Мазар-и-Салатин» в Сринагаре (Кашмир, Индия). Однако существует мнение отдельных индийских исследователей о том, что Мирза Хайдар Дулати был похоронен в другом месте, а в Сринагаре находится мемориальная плита. Поэтому необходимы специальные научные исследования, экспедиции в Индию для выявления деталей относительно места захоронения М. Х. Дулати, его идентификации и получения дополнительных сведений, поиска новых источников и документов. Не менее интересной представляется судьба тех, кто окружал Мирзу Хайдара Дулати. В особенности в последний период жизни и накануне смерти.

Сегодня имеются три версии гибели Мирзы Хайдара Дулати. А обращение к проблеме места его погребения обнаруживает ряд вопросов, которые требуют своего прояснения и исследования:

— когда и при каких обстоятельствах скончался Мирза Хайдар Дулати, какие документальные свидетельства их подтверждают?

— кто, когда и почему ставил посмертные памятники в честь Мирзы Хайдара Дулати? Как они выглядели?

— когда стали известны сведения о могиле Мирзы Хайдара Дулати в Казахстане?

* * *

Автором этих строк на протяжении последних лет прилагаются усилия для того, чтобы выйти на тот пласт материалов, которые представляют первостепенный интерес для исследуемой проблемы.

Вопросов много. Сегодня в этом направлении необходимы серьезные научные исследования фундаментального и прикладного характера.

В этих условиях необходимо обратить особое внимание на мнения зарубежных коллег и осуществлять научные поиски в непосредственном контакте с ними.

Саттар МАЖИТОВ,
доктор исторических наук,
профессор, академик

Комментарии закрыты.