The news is by your side.

Возрождая родники культуры. Как в Таразе развивается прикладное искусство

Как в Таразе развивается прикладное искусство

Два года назад казахское кукольное искусство ортеке вошло в список Всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО. Одним из тех, кто почти с нуля возродил этот вид творчества, стал наш земляк, известный жамбылский художник и скульптор Казым Аманкосов (на снимке).

Самым известным кукольным искусством в мире является итальянский театр марионеток. Слово «марионетка» даже стало нарицательным, обозначая человека, действующего по чужой указке. Не так широко, но также известен японский театр кукол бунраку.

Ортеке отличается от марионеток и бунраку, во-первых, тем, что кукла изображает не человека, а животное. Чаще всего — танцующий теке — козлик. Во-вторых, фигурка всегда связана с музыкальным инструментом. Чаще всего это домбра, но встречается ортеке с шан-кобызом.

— Ортеке я заинтересовался много лет назад. Когда Казахстан обрел независимость, пробудился национальный дух, вырос интерес ко всему традиционному. В том числе стали популярны казахские национальные инструменты, но их почти не было в продаже. И вот тогда я попытался сделать домбру самостоятельно. У меня получилось, инструмент стали заказывать мои знакомые, потом их знакомые. За это время я сделал несколько сотен экземпляров, — рассказывает Казым Аманкосов. — Как раз в это время я услышал про ортеке. То есть про фигурки, привязанные к пальцу домбриста струной и танцующие при игре на инструменте, я слышал и раньше, но никогда не видел. А здесь заинтересовался, захотел сам сделать.

Чтобы увидеть образец, мастер, бывая в Алматы, несколько раз ходил в Государственный музей национальных инструментов, но рассмотреть механизм не удалось. Пришлось расспрашивать тех, кто видел ортеке «живьем» в действии.

— Первый опыт был не настолько удачным, как хотелось бы, поэтому я снова и снова возвращался к этой теме, пробовал разные способы соединения деталей, пока, наконец, не добился движений и поз, близких к естественным, — говорит К. Аманкосов. — На совершенствование механизма ушло почти семь лет, но можно сделать еще лучше. Я слышал, что в старые времена были ортеке не с одной фигуркой, а с несколькими.

«В старину бытовала игра на инструменте не с одним, а с 8-10 козликами, а также с фигурами мужчины, женщины и коня. Чем больше фигурок, тем сложнее ими управлять: все зависит от степени мастерства музыканта-кукловода, его искусства вождения фигурок двумя руками. Сейчас специалисты технику вождения фигурок в ортеке двумя руками считают утерянной», — пишут в своем исследовании искусствоведы Мадина Султанова и Жанерке Шайгозова.

— Я бы мог тоже изготовить такие, только нет подходящей мастерской, — сетует мастер. — Нужна мастерская, где можно установить специальное оборудование. Художники и скульпторы области давно просят выделить нам помещения для работы, но, к сожалению, пока нас не слышат. Конечно, у большинства из нас есть небольшие мастерские, но они не дают возможности воплощать крупные проекты.

По словам К. Аманкосова, был построен Дом творчества, но там не учтены специфические требования. Например, для изготовления скульптур требуется сваривать железные конструкции, а для этого нужно специальное электропитание. Для работы с глиной, гипсом нужно много воды. Для обработки дерева — специальные станки и так далее.

— Было бы идеально, если нам выделили отдельно стоящее здание, где бы собрали всех прикладников, — делится мечтой К. Аманкосов. — Тараз вошел в пул городов-ремесленников, но простым воспроизведением традиционных изделий сейчас никого не заинтересовать. Нужны творческие лаборатории, усилия профессионалов, которые народным, национальным мотивам придали бы современное звучание. Кроме того, для воплощения новых замыслов приходится искать новые материалы и технологии. Для этого тоже нужны идеи, обмен знаниями, опытом. Государству выгодно и полезно, чтобы все мастера работали в едином пространстве.

Сам Казым Аманкосов чем-то напоминает художников эпохи Возрождения, которые не только писали картины, но изобретали механизмы, придумывали новые формы и стили творчества. Например, он автор нетипичного для Казахстана длинного каскадного фонтана, расположенного по улице Желтоксан в Таразе. Он создатель известных в республике и за рубежом статуэток из кожи — они вошли в каталог национального искусства стран СНГ, выпущенный несколько лет назад Союзом художников России. Хотя статуэтки изготовлены в абстрактной манере, в них легко угадывается национальная составляющая. На одну из статуэток под названием «Время» претендовал Государственный музей имени Кастеева.

— Изделия из кожи вообще могли бы стать визиткой области. У нас после согыма остается много шкур животных. Их чаще всего просто выбрасывают. А таразским мастерам известны аутентичные способы обработки кожи, из них можно сделать много разной сувенирной продукции, характерной для нашего региона, — считает художник. — Кроме того, нас несколько тормозит то, что мастеров прикладного искусства сейчас приписали к управлению туризма, хотя мы всегда относились к сфере культуры, где хорошо понимают специфику творчества и его коммерциализации.

К слову, что касается визитной карточки региона, ею могли бы стать и фигурки ортеке. Их ведь можно изготовить и миниатюрными, как сувениры, имеющие сакральный смысл.

«Любая традиционная культура в куклу, в данном случае — ортеке, вкладывает несколько смысловых уровней: сакральный, мифологически-обрядовый и бытовой. Фигурка ортеке стилизована и приводит на ум знаменитый звериный стиль — уникальное достижение древних кочевников Центральной Азии. Традиция изображения зооморфных образов в Казахстане имеет древнейшую историю, начиная с петроглифов первобытной эпохи и заканчивая традиционным казахским орнаментом. По художественному исполнению ортеке четко ассоциируется с зооморф­ными образами скифо-сакской эпохи: с силуэтными полнофигурными изображениями горного козла, который издревле олицетворял мужскую силу… Плоская поверхность поля, на которой танцует ортеке, как правило, это круглая или четырехугольная кожаная мембрана. Форма постамента для куклы глубоко семантична. Круг — это проекция Земли как небесного тела, в данном случае аналог шанырака, символ юрты — мини-космоса казахов. Четырехугольная форма трактуется как четыре стороны света, иначе — Срединный мир. И, можно сказать, что ортеке танцует, властвуя над миром», — пишут М. Султанова и Ж. Шайгозова.

Так что, если принять во внимание мнение искусствоведов, подарить сувенир-
ортеке гостю или другу будет большим комплиментом. Но для того, чтобы наладить производство сувениров в нацио­нальном стиле, открыть мастерские и лаборатории, нужно пройти большой организационный путь

Айгуль МАХМУДОВА,
фото Михаила ТЁ

Комментарии закрыты.