The news is by your side.

Впереди крутой поворот. Как поправки повлияют на жизнь казахстанцев

Как поправки повлияют на жизнь казахстанцев

Сегодня одна из самых обсуждаемых тем в обществе — предстоящий казахстанский Всенародный референдум по внесению поправок в Конституцию РК. Газета «Знамя труда» попросила руководителя областного штаба по поддержке референдума Амангельды Карентаева ответить на вопросы, касающиеся ожидаемых изменений Основного Закона.

— 16 марта 2022 года Президент Касым-Жомарт Токаев выступил с Посланием народу Казахстана «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации».

В рамках Послания были обозначены 10 приоритетных направлений политических реформ, которые влияют на системную трансформацию Казахстана в целом и определяют новую парадигму долгосрочного развития государства. Это реформы о полномочиях Президента; переформатировании представительной ветви власти; совершенствовании избирательной системы; расширении возможностей для партийной системы; модернизации выборного процесса; усилении правозащитных институтов; повышении конкурентоспособности средств массовой информации и укреплении роли институтов гражданского общества; совершенствовании административно-территориального устройства страны; децентрализации местного самоуправления; о первоочередных антикризисных мерах.

Поставлены амбициозные цели по перезапуску политической системы, которые коренным образом повлияют на жизнь общества и страны.

Фундаментальные изменения произойдут по пяти основным направлениям. Во-первых, это глубокая демократизация политической системы. Во-вторых, произойдет окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным Парламентом. В-третьих, продолжится совершенствование системы сдержек и противовесов ветвей госвласти в направлении ограничения президентских полномочий, переформатирования деятельности обеих палат Парламента и усилении роли Мажилиса, создания Конституционного Суда. В-четвертых, происходит демократизация избирательной системы — объявлены переход на смешанную пропорцио­нально-мажоритарную модель и дальнейшая либерализация процесса регистрации партий. В-пятых, повышается роль маслихатов, их субъективности и самостоятельности.

Реформы имеют системный, комплексный характер. Речь идет о больших изменениях в Конституции: ожидается внесение поправок в 31 статью и дополнение Основного Закона двумя новыми статьями.

Для проработки поправок распоряжением Президента была создана рабочая группа из видных ученых-правоведов, Уполномоченного по правам человека, представителей Парламента и государственных органов.

22 апреля этого года Президент страны Касым-Жомарт Токаев провел финальную встречу с рабочей группой по разработке законопроекта и внес пакет поправок в Конституцию для рассмотрения в Конституционный Совет.

«Сегодня я внесу в Конституционный Совет законопроект о внесении изменений в Конституцию. Это требование нашего Основного закона. Уверен, что поправки в Конституцию откроют новую главу в истории независимого Казахстана. Это важная веха в строительстве Нового Казахстана, — заявил Президент на встрече. — Таким образом, сделан первый принципиальный шаг, знаменующий начало конституционной реформы».

«По своей сути они (поправки) означают переход Казахстана к качественно новой модели формирования и взаимодействия институтов власти, укоренение новой политической культуры. Для более четкого и емкого понимания я обозначил эту модель, этот процесс, как Вторая Республика, —
подчеркнул тогда Глава государства. — В соответствии с новой парадигмой сокращаются полномочия Президента, значительно усиливается роль Парламента и маслихатов, существенно расширяется участие граждан, системно укрепляется правозащитная сфера».

— Вот этот термин «Вторая республика» не совсем ясен. Как его следует понимать?

— Думаю, что Президент вкладывает в этот термин следующий смысл. Первая республика — это период с 1991 по 2022 год, с момента обретения независимости и упрочения государства до январских событий 2022 года.

Основные успехи Первой республики связаны с построением суверенной государственности после распада СССР, решением вопроса о Государственной границе с международным сообществом, построением рыночной экономики, становлением Казахстана как самостоятельного игрока в международной политике. Вместе с тем в условиях быстроменяющегося мира и процессов глобализации политическая система Первой республики не успевала структурно трансформироваться и подстроиться к современным реалиям и вызовам времени. Начали проявляться застойные явления, прежде всего отразившиеся на политической сфере, которая уже не обеспечивала общественный консенсус.

Вторая республика означает период новейшей истории Казахстана, начавшийся сразу после января 2022 года, когда в стране произошли всем известные события. Запрос граждан на реформы в стране возник на фоне серьезных внутренних, глобальных и региональных вызовов. Для сохранения независимости страны возникла необходимость срочного и системного обновления власти. Президент избирал стратегию либерализации страны. Следует понимать, что Вторая республика — это прежде всего конституционное обновление, совершенствование через законодательство политических, экономических, социальных отношений в стране.

Вторая республика — это институциональное отражение Концепции «Новый Казахстан».

— Институциональный означает официально основанный, построенный, утвержденный, системный. Какую институциональность подразумевает Вторая республика?

— Одно из главных изменений по мнению и решению самого Президента страны — отход от излишней концентрации полномочий в руках лидера страны. Установление запрета членства Главы государства в политических партиях на период его президентства. Этому запрету предшествовало высказывание Президента о его намерении покинуть пост председателя партии «Amanat» на ее очередном съезде. Следует упомянуть, что такой запрет также коснется председателей и членов Центральной избирательной комиссии, Счетного комитета и Конституционного Совета. Это новшество будет способствовать повышению политической конкуренции и создаст равные условия для развития всех партий.

Глава государства также выдвинул предложение по установлению на конституционном уровне запрета на занятие близкими родственниками Президента должностей политических государственных служащих, руководящих должностей в квазигосударственных структурах. Законодательством к близким родственникам отнесены родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Изменятся полномочия Президента в отношении формирования состава Высшего судебного совета. На данный момент Президент сам формирует состав Высшего судебного совета, а также назначает Председателя Конституционного Совета. А поправки предусматривают передачу права согласования кандидатур на посты председателей Конституционного Суда и Высшего судебного совета депутатам Сената Парламента. При этом формирование состава Высшего судебного совета будет определяться законом.

— Беспартийность Президента на время исполнения полномочий дает равные возможности для развития других партий, так как граждане, доверяющие Президенту и следующие за ним, могут задуматься над выбором подходящей им политический платформы…

— Да, и при этом еще упрощаются процеду­ры регистрации политических партий. У граждан появляется реальная возможность создать свою партию и участвовать в политике страны.

В Закон о политических партиях будут внесены поправки. В частности, предполагается сокращение минимальной численности инициативной группы граждан для создания партии почти на треть, с 1000 до 700 человек; снижение порогового уровня, необходимого для регистрации партий с 20 тысяч до пяти тысяч человек; и снижение минимальной численности региональных представительств партий в три раза — с 600 до 200 человек.

На текущем этапе разрабатывается проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты, которым будут предусмотрены поправки в законы о политических партиях, местном государственном управлении, государственном аудите и ряд других законов.

— Как же предполагается выстраивать взаимоотношения центральной власти с местными исполнительными органами?

— Главой государства в его Послании озвучена необходимость отхода от практики «ручного управления» путем исключения избыточных полномочий Президента и предоставления акимам и маслихатам больше самостоятельности при принятии решений на местах.

В этой связи планируются изменения, связанные с исключением права Президента по приостановлению или отмене актов акимов областей и городов республиканского значения, а также права снимать с должностей районных и сельских акимов. Данная реформа должна поспособствовать усилению местных представительных и исполнительных органов и в целом политической модернизации.

— А что насчет законодательной ветви власти?

— Планируется пересмотр порядка формирования депутатского корпуса Парламента, полномочий Парламента и его палат по принятию законов и другим вопросам. Поправками предусмотрено, что законы принимаются Мажилисом Парламента, в котором все депутаты избраны на основе политической конкуренции. То есть все депутаты проходят процеду­ру всенародного голосования без привилегий для членов каких-либо партий или общественных объединений. Мажилис будет полностью формироваться по смешанной избирательной системе на основе партийных списков и по одномандатным территориальным округам. Введен механизм отзыва для депутатов, избранных по мажоритарной системе, что позволит гражданам отзывать своих представителей, не оправдавших доверие.

Следует отметить, что усиливаются контрольные функции Мажилиса; народные избранники смогут более полно контролировать расход государственного бюджета: Счетный Комитет становится Высшей аудиторской палатой, а председатель палаты отчитывается в Мажилисе о своей работе два раза в год.

Главой государства предложено сократить президентскую квоту в Сенате Парламента с 15 до 10 депутатов, пять из которых теперь будут рекомендованы Ассамблеей народа Казахстана, что тоже даст свои положительные результаты в рамках демократизации законотворческих процессов.

— Расскажите подробней о выборах в Мажилис.

— Ключевым новшеством является введение смешанной системы (пропорционально-мажоритарная) формирования Мажилиса в соотношении 70/30 и избрания депутатов областных маслихатов в соотношении 50/50. Также переход к мажоритарной системе выборов городских и районных маслихатов. Данная мера повысит степень непосредственного участия граждан в формировании Мажилиса и маслихатов.

Кроме того, предполагается перевод территориальных избирательных комиссий на профессиональную основу, что позволит проводить выборы на более качественном уровне. Тем более что с учетом выборов и периодических перевыборов акимов сел, городов, районов, депутатов маслихатов по одномандатным округам количество выборных процедур в год увеличивается в разы.

Также устанавливаются предельные размеры пожертвований в избирательные фонды с целью недопустимости влияния отдельных лиц и усиление принципа недопустимости иностранного вмешательства в избирательный процесс.

— Анонсируя поправки, Президент говорил о большей политической и экономической самостоятельности акимов и маслихатов, расширении их полномочий. Как это будет выглядеть?

— Будут расширены полномочия маслихатов в части осуществления местного самоуправления. Так, они будут выбирать акима из не менее чем двух кандидатур, на альтернативной основе представленных Президентом. Это усиливает роль и полномочия депутатов маслихатов при назначении акимов областей.

В целях расширения самостоятельности регионов разрабатывается отдельный Закон «О местном самоуправлении в Республике Казахстан».

Для расширения финансовых возможностей сел наряду с программой «Ауыл — ел бесігі» будет внедрен механизм прямого финансирования бюджетов местного самоуправления.

Будет принят законодательный запрет акимам и их заместителям занимать должности в филиалах политической партии.

Накладывается ограничение на количество заместителей акимов (не более трех, в исключительных случаях — четырех).

— Мы рассмотрели пять направлений реформ и подошли к шестой — защите фундаментальных прав граждан. Скажите, зачем нужно запрет на смертную казнь вписывать в Конституцию, если у нас и так с 2004 года действует мораторий на этот счет?

— Действительно, в Казахстане действовал мораторий на смертную казнь. При этом судьям не запрещалось выносить соответствующие приговоры, однако их исполнение было приостановлено. Но ведь мораторий можно и отменить. Право на жизнь — одно из неотъемлемых прав человека. И новая поправка подтверждает приверженность Казахстана к общечеловеческим ценностям.
Кроме того, для более полной защиты прав граждан будет усилен статус Уполномоченного по правам человека на уровне Конституции и Конституционного закона. В период расследования январских событий омбудсмен, независимые общественные комиссии во главе с авторитетными юристами тесно взаимодействовали с органами прокуратуры, открыто выражали и отстаивали свои позиции. Как итог, удалось значительно снизить риски неправомерных приговоров.

Также здесь стоит сказать о том, что в соответствии с Посланием создается Конституционный Суд, куда сможет обратиться любой гражданин Казахстана, который посчитает, что какие-либо нормативно-правовые акты (это могут быть законы, инструкции, правила) нарушают его конституционные права.

Суд может признавать эти нормативно-правовые акты соответствующим или не соответствующим Конституции.

Акты, признанные неконституционными, отменяются и не подлежат применению со дня принятия Конституционным Судом решения или с даты, им установленной. Такая модель Конституционного Суда имеется в большинстве развитых стран и позволяет установить верховенство права.

Кроме того, право обращения в Консти­ту­ционный Суд получают Генераль­ный прокурор и Уполномоченный по правам человека. То есть те, кто наиболее часто могут сталкиваться с различными нарушениями конституционных прав граждан и смогут поставить вопрос о соответствии нормативных правовых актов Конституции.

Помимо этого, суд будет рассматривать вопросы, которые до изменений рассматривал Конституционный совет.

— Многих заинтересовало создание Национального курултая. Что вы можете сказать об этом?

— В рамках реформ большое внимание уделяется развитию институтов гражданского общества, либерализации СМИ. Национальный курултай даст возможность представителям общественности из всех регионов страны участвовать в обсуждении широкого круга вопросов развития страны на центральном уровне. Будет также разработан новый закон о СМИ, нацеленный на укрепление связей НПО и государства.

— В настоящее время в пакете конституционных поправок поднят вопрос собственности на землю, ее недра и богатства. С чем это связано?

— 22 апреля текущего года Глава государства заявил о том, что соответствующая поправка будет принята в следующей редакции — пункт 3 статьи 6 Конституции: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».

Статьей 1 Конституции установлено, что одним из основополагающих принципов деятельности Республики Казахстан является экономическое развитие на благо всего народа. Поэтому предложенное Главой государства положение о собственности народа на землю является важным шагом, направленным на усиление защиты фундаментальных и конституционных прав народа Казахстана.

Хочу подытожить наш разговор о поправках в Конституцию, высказав свое мнение: при исполнении всех пунктов Послания Президента и конституционных реформ наше государство перейдет на новый этап своего институционального развития.

Интервью подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.