The news is by your side.

Временная мера. Запрет на экспорт зерна до будущего урожая

Запрет на экспорт зерна до будущего урожая

В некоторых городах Казахстана начинает дорожать социальный хлеб. Понятно, что пекари пошли на столь непопулярный шаг не от дикой жажды наживы. Цены на муку растут, и сдерживать стоимость хлеба становится все труднее.

В Таразе социальный хлеб пока остается доступным для людей с небольшими доходами. Удается это благодаря запасам стабилизационного фонда АО «СПК «Тараз».

По информации пресс-секретаря социально-предпринмательской корпорации «Тараз» Шынболата Сей­дуа­лиева, в настоящее время на складах регионального стабфонда имеется 100 тонн муки.

— Этого хватит на полгода. Кроме того, запланирован закуп еще пяти тысяч тонн муки для пекарен, производящих социальный хлеб. На сегодня стоимость одного килограмма этой муки составляет 125 тенге, — рассказал он.

Между тем в магазинах города Тараза килограмм муки пшеничной первого сорта составляет 149 тенге, килограмм муки пшеничной высшего сорта обходится покупателям в 355 тенге. Двухкилограммовый пакет муки первого сорта марки «Пионер» в супермаркетах торговой сети «Korzinka» реализуется по 633 тенге. В мае — апреле 2021 года килограмм муки высшего сорта стоил 270 тенге. Нетрудно посчитать, что за год стоимость этого важного социального продукта выросла на 31 процент.

Что будет дальше, трудно сказать. В настоящее время можно услышать и прочитать самые разные прогнозы. Однако дело не только в прошлогодней засухе и недостаточном субсидировании хлеборобов.

Не так давно группа депутатов — членов Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК обратилась с запросом к Премьер-Министру страны Алихану Смаилову. Инициатором обращения выступил Ерлан Барлыбаев. Также запрос подписали Мейрамбек Тулепберген, Берик Оспанов, Айкын Конуров, Аскарбек Уисимбаев и другие мажилисмены. В нем, в частности, говорится: «Во время рабочей поездки в Северо-Казахстанскую область, состоявшуюся 7 сентября 2021 года, Президент РК Касым-Жомарт Токаев, общаясь с сельхозтоваропроизводителями, указал на необходимость обеспечения гибкой тарифной политики. Он выразил озабоченность снижением экспорта готовой переработанной продукции, в частности, муки.

«Нам нужно включать механизм субсидий, чтобы помочь товаропроизводителям, в особенности производителям муки. Мы должны поставлять готовую, переработанную продукцию с высоким уровнем добавленной стоимости», — подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Также, согласно пункту 272 Дорожной карты по исполнению предвыборной программы партии «AMANAT», к 2025 году доля увеличения переработанной продукции в общем объеме экспорта продукции АПК должна вырасти до 70 процентов».

Однако проведенный депутатами анализ показывает, что на сегодня причиной снижения экспорта муки в страны Средней Азии явилось применение странами-импортерами (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан) мер нетарифного урегулирования и барьеров по сдерживанию ввоза казахстанской муки. Более того, эти страны стали переходить на закуп казахстанской пшеницы и развивать собственную переработку зерна.

«К примеру, экспорт пшеницы в Узбекистан с 2012 по 2020 год возрос с 658 тысяч тонн до 2941 тысячи тонн, в 4,5 раза, в Таджикистан — с 218 тысяч тонн до 1020 тысяч тонн, в 4,7 раза. Это обусловило снижение экспорта муки из Казахстана в Узбекистан до 342 тысяч тонн, то есть в 3,6 раза, а в Таджикистан — до 96 тысяч тонн, — пишут мажилисмены. —
Нынешняя ситуация в отрасли была вполне предсказуемой. На сегодня основной рынок сбыта муки – Афганистан, на который приходится две трети всего экспорта муки из Казахстана, или 1152 тысячи тонн. Вместе с тем сложилась ситуация, когда Афганистан, закупая зерно в Казахстане, завозит его на переработку в Узбекистан и в последующем реэкспортирует муку в Афганистан в рамках толлинговых операций. При этом для поддержки собственных мукомольных предприятий Узбекистан предоставляет афганским давальцам зерна преференции по таможенным пошлинам и налогам и не применяет транзитный тариф, как он делает при перевозке муки казахстанских производителей по территории Узбекистана в направлении Таджикистана и Афганистана».

В этой связи авторы запроса предлагают Правительству рассмотреть несколько предложений. В частности, возможность применения мер тарифного или нетарифного регулирования в отношении транзита через Казахстан продукции третьих стран, установивших неравные условия при транспортировке казахстанской муки по сравнению с местной продукцией (Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан), в том числе отмены понижающего коэффициента на древесину (лес, лесоматериалы) и нефтепродукты, применяемого АО «НК «Қазақстан темір жолы» при транзите из России в Узбекистан через Казахстан, а также применение повышенных тарифов в рамках внедряемого проекта «Агроэкспресс».

Также решить проблему можно, стимулируя продажи зерна на внутреннем рынке путем установления дополнительного критерия, а именно субсидирования сельхозтоваропроизводителей, реализовавших пшеницу мельничным предприятиям, пишут депутаты. Наряду с этим предлагается дифференцированный возврат НДС: при экспорте сельхозсырья – ноль процентов, при экспорте муки – 100 процентов (по опыту Китая). Эта мера позволит сократить разницу в цене для казахстанской муки и одновременно противодействовать теневому импорту зерна из России в Казахстан, считают мажилисмены.

В-третьих, необходимо пересмотреть Правила субсидирования транспортных затрат при экспорте муки в целях учета интересов всех мукомольных предприятий Казахстана, предлагают авторы запроса. При существующих на сегодня условиях не учитывается стоимость доставки сырья до мукомольных предприятий западных и южных регионов Казахстана, которая составляет 7000 и 9000 тенге на тонну соответственно. Данную проблему нужно адресовать Министерству торговли и интеграции РК.

В-четвертых, следует изменить схему возврата НДС путем введения упрощенного порядка возврата суммы превышения НДС. На сегодня существует проблема с возвратом НДС при экспортных операциях, который осуществляется по многоступенчатой системе.

«Указанные меры в совокупности, полагаем, позволят снять напряженность в отрасли и обеспечить рост объемов экспорта казахстанской мукомольной продукции. Кроме того, результаты прошлого года показали низкую обеспеченность отрасли животноводства кормами. Особенно это ярко проявилось в таких областях, как Кызылординская и Мангистауская, в результате чего в пожарном порядке принимались соответствующие меры. Уверены, что увеличение производства муки также повысит объемы производства отрубей, то есть корма для скота», — резюмируют авторы запроса.

Но пока проблемы, обозначенные в данном обращении депутатов к Премьер-Министру, не решены, в Казахстане временно запрещен экспорт муки и зерна.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.