The news is by your side.

Время бегает по кругу. Чем отличается казахский календарь

Чем отличается казахский календарь

Начало нового года — время надежд и гаданий. Всем хочется хотя бы немного заглянуть в будущее, все хотят спланировать год так, чтобы избежать неприятностей.

Казахи с древности сверяли свою жизнь с календарем, состоящим из 12-летних периодов. Двенадцатилетний животный цикл мушел — явление известное. Действует он не только у казахов, но и на огромной территории Центральной и Юго-Восточной Азии.

Этому календарю уже несколько тысяч лет. Помимо движения Солнца, Луны, Земли, он учитывает движение Юпитера и Сатурна. Юпитер — гигантская планета, совершающая за 12 лет один оборот вокруг Солнца. Влияние ее на Землю очень сильно, оно вызывает изменения климата в зависимости от соотношения с Солнцем и Землей, и каждые 12 лет эти изменения повторяются, но с вариантами.

Некоторые исследователи считают, что идея создания календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла была воспринята народами Восточной Азии от кочевников Центральной Азии, которые уже тогда знали, что Юпитер делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет. Вообще, астрономические знания древних народов — большая загадка. Считается, что в те времена не было инструментария, который бы позволил вести полноценные наблюдения за звездами и планетами, тем не менее у многих народов есть достаточно точные расчеты положения и движения небесных тел.

Разделив путь Юпитера на 12 равных частей по 30 градусов и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали 12-летний календарный цикл.

В разных странах Азии названия животных цикла варьируются. У казахов это тышқан (мышь, крыса); сиыр (корова, бык, вол); барыс (барс, тигр); қоян (заяц, кот, кролик); ұлу (улитка, дракон, крокодил); жылан (змея); жылқы (лошадь); қой (овца, коза); мешiн, маймыл (обезьяна); тауық (курица, петух); ит (собака); доңыз (кабан, свинья).

Циклы из пяти мушелей в свою очередь образуют 60-летний круг, который повторяется бесконечно. Возвращаются события, удачные и неудачливые годы, джуты и изобилие, войны и праздники.

Время мушеля непохоже на время других древних культур, в которых оно течет линейно и бесповоротно. В круговороте его шестидесятилетий нет места «концу времени», а значит, и «концу света», непременному в некоторых религиозных системах. Время мушеля, давая, — забирает и, забирая, — возвращает, ибо основным его принципом является циклический повтор. Люди рождаются и умирают, и про умерших говорят «қайтыс болды» — «вернулся», а это значит, что с новым кругом времени они снова перейдут, но уже из того мира в этот. Поэтому, когда умирал человек, много сделавший для народа, проживший особенную жизнь, на похоронах к нему обращались: «Если сможешь, родись снова среди нас».

Циклический календарь объединяет единым ритмом жизнь Космоса, жизнь природы, жизнь человека с его хозяйственной деятельностью, выявляя их сущностную взаимосвязь. Этот календарь сформировал особое мироощущение кочевника, его нравственность, культуру личностных взаимоотношений.

Так, зло, нанесенное людям, природе и аруахам (душам предков), особенно страшно тем, что циклическое Время, возвращаясь, может возвратить и его. Это знание сформировало особую ответственность наших предков, выдержку и мудрую неторопливость, когда действиям предпочитают обдумывание, а скорости выполнения — выжидание момента, когда осуществлению задуманного поможет само время.

По тем же законам живет и Добро. Однажды совершенное, оно вернется по кругам времен. Поэтому гостеприимство, доброта, взаимопомощь — святые принципы наших предков, глубоко познавших кармическую связь явлений. И этот календарь является не просто инструментом летоисчисления, а философией, этикой и эстетикой кочевой культуры.

Цикл в 12 лет определяет течение времени, функциональные характеристики его отрезков, их качество, несет сведения о природе человека, объединяя единым временем течение хозяйственных, жизненных, космических циклов, характеризуя их взаимодействие.

Человеческая жизнь представляется как цепочка 12-летних мушелей, каждый из которых включает определенную возрастную ступень.

По 12-летним периодам определялся возраст: если человек говорил, что он прожил пять «мүшел жас» (возраст почтения — 61 год), это означало: он достиг пика мудрости. Если иначе подойти к понятию «мүшел жас», то этим годом начинается каждый новый период в 12 лет. Разделив жизнь на такие циклы, определяют, какой год будет «мүшел жас». Таблица возраста в таком случае выглядит так: первый «мүшел жас» наступает, когда человек проживает свой 13-й год, то есть первый год после первого 12-летнего цикла. Заканчивается детство, после которого наступает молодость — это период с 13 до 24 лет; второй особый по значению «мүшел жас» — 25-й год жизни, когда заканчивается молодость и начинается период взрослой жизни. Он длится с 25 до 36 лет; третий «мүшел жас» — 37-й год жизни — период пересмотра жизненных ценностей, который часто сопровождается психологическим кризисом. Это вступление в зрелый средний возраст, который продолжается с 37 до 48 лет; четвертый — 49-й год. Это время, когда человек достигает рубежа мудрости, наступает возраст почтения, протекающий с 49 до 60 лет; пятый «мүшел жас» — 61-й год жизни, когда достигается пик жизненной мудрости, у человека еще достаточно силы и умственных способностей. Но одновременно период с 61 до 72 лет считается и началом старости. Пожилой возраст человека начинается с шестого «мүшел жаса», когда он проживает свой 73-й год жизни. Это период достижения звания аксакала, как почетно называют взрослых мужчин. Все следующие этапы — 85-й, 97-й годы — периоды старости и глубокой старости.

Как считать возраст, разобраться несложно, но следует учесть такую особенность: в циклическом календаре большее значение имеют год рождения, чем день и месяц. Поэтому счет начинается со дня весеннего равноденствия, 22 марта, то есть с момента, когда наступает Новый год тюркского мира. К примеру, если очередной 12-летний цикл человека завершился в январе, то он не сразу вступает в «мүшел жас»: этот год начнется для него после Наурыза, а закончится на такое же время позже.

Тело человека, по представлениям казахов, также состоит из 12 главных частей, что отражено в старинном пожелании здоровья: «12 мүшең түгел болсын» (Пусть все твои 12 органов будут целыми). Тушу жертвенного барашка делят традиционно на 12 частей.

Переходные годы (13-й, 25-й, 37-й, 49-й, 61-й, 73-й, 85-й, 97-й) называют мүшел жас — годом мушеля. Они совпадают с известными в современной медицине периодами перестройки гормональной системы человеческого организма. 12-13 лет — начало периода полового созревания; к 25 годам перестает развиваться скелет, замедляется обмен веществ, но укрепляются нейронные связи, в 36-37 кровеносные сосуды теряют эластичность, мышцы — тонус, начинает падать уровень мелонина, в 48 лет начинается выключение функции воспроизводства, к 60 годам начинают разрушаться клетки всех органов, поэтому правила здорового образа жизни становятся особенно актуальными.

Каждый мушел — это определенное качественное состояние человеческого организма. Считается, что переход от одного мушеля к другому происходит не плавно, а как резкая смена, судьбоносный момент жизни, когда человек особенно беззащитен перед болезнями и всякого рода опасностями.

Поэтому вступление в новый мушел сопровождалось охранительными акциями, помогающими человеку благополучно совершить опасный переход. Переходы метафорически осмыслялись как смерть в одном качестве и рождение в новом.

Все возрастные периоды составляют единую цепочку жизни человека. В местах их соприкосновения передается энергия, опыт, знания, считается, что при этом возможны утечки. Казахские приметы свидетельствуют, что «Мүшел жас — қатерлі жас» — опасный год, опасный возраст. Переход из одного возраста и социального статуса в другой может сопровождаться болезнями, жизненными трудностями. Для человека это сложный, ответственный период, когда закладывается основа событий следующих 12 лет жизни, каждый раз это влияет и на всю последующую жизнь.

Народные обычаи учитывают судьбоносный характер каждого «мүшел жаса», поэтому из поколения в поколение передают особые наставления, как человеку прожить этот год: его учат быть осторожным, осмотрительным в своих поступках, потому что каждый из них — это шаг в собственное будущее. Следует остерегаться ошибок в отношениях с окружающими: быть внимательным к ним, не конфликтовать, проявлять понимание, сострадание. В этот год, как никогда, рекомендуют совершать больше добрых дел, быть щедрыми. Главное — ни себе, ни другим ничем не навредить, чтобы не перенести негатив в следующий свой жизненный этап.

Считается, что если в этот год не совершить грубой ошибки в своей жизни, то следующие 12 лет пройдут благополучно. Как говорилось выше, это заложено в цикличности календаря, где все повторяется, возвращается хорошее и плохое.

Такие принципиальные взгляды на значение особого года в начале каждого жизненного цикла отразились в народных традициях. Входя в период «мүшел жас», советуют просить помощи высших сил, чтобы пережить благополучно год. Раньше ради этого приносили жертвы духам. Один из широко известных обрядов этого периода — дарить любимую одежду людям, которых хорошо знаешь и уважаешь. А когда миновал опасный период, то есть исполнялось 13, 25, 37, 49 лет и так далее, устраивали щедрое угощение, резали барана и раздавали мясо всем нуждающимся, себе не оставляя ничего. Такое отношение к старинным обычаям характерно и для других мировых религий. Убеждение казахов в том, что первый год цикла закладывает основы жизни на следующие 12 лет, несет позитивное отношение к себе и людям.

Существуют несколько легенд о том, почему тышқан (мышь) стала первым знаком зодиака (жыл басы), а верблюд вообще не вошел в зодиакальный круг. Самая известная следующая. Животные стали спорить об очередности, и мышь предложила: «Кто завтра первым встанет и увидит восход солнца, тот возглавит цикл мушелей и станет «жыл басы», за ним пойдет очередность других, увидевших солнце. Все согласились. Мышь умудрилась перехитрить всех: пока верблюд спал, она забралась на его голову и первая увидела, как восходит солнце. После нее остальные животные заняли очередность из 11 мест. А верблюд, понадеявшись на свой рост, был уверен, что первым увидит солнце, и проспал восход, поэтому лишился места в круге.

Считается, что каждый символ передает своему году определенный «характер».

Так, «Тышқан жылы» (год Мыши -…1900, 1912, 1924, 1936, 1948, 1960, 1972, 1984, 1996, 2008, 2020…), считают казахи, приносит благополучие, согласие, спокойствие. Как видно из истории, в эти годы у казахов не было войн, голода, серьезных трудностей, в основном это были благополучные годы. Из исторических личностей в «Тышқан жылы» (1684) родился Қанжығалы Бөгенбай батыр.

«Сиыр жылы» (год Коровы — …1901, 1913, 1925, 1937, 1949, 1961, 1973, 1985, 1997, 2009, 2021…). В эти годы обычно бывает неспокойно, много трудностей, распрей.

«Барыс жылы» (год Барса — …1902, 1914, 1926, 1938, 1950, 1962, 1974, 1986, 1998, 2010, 2022…). В год под этим знаком обычно бывает много как хорошего, так и различных трудностей. В 1890 году («Барыс жылы») родился казахский политический и общественный деятель Мұстафа Шоқай. В «Барыс жылы» (1986) произошли известные декабрьские события — Желтоқсан.

«Қоян жылы» (год Кролика — …1903, 1915, 1927, 1939, 1951, 1963, 1975, 1987, 1999, 2011, 2023…). В эти годы казахский народ испытал джуты, голод, трагедии. Так, в 1867-68 годы повсеместно был джут (жалпақ қоян жұты), в 1879-80 годы — большой джут (үлкен қоян жаты), в 1891-92 годы — малый джут (кіші қоян жұты). В 1915-16 годы — еще один повальный джут, когда погибали и люди, и скот в большом количестве (тақыр қоян жұты). В 1962-63 годы по приказу Хрущева в СССР уничтожали домашний скот. В 1723 году произошло Великое бедствие — нашествие джунгар. Из исторических личностей в «қоян жылы» (1711 год) родился Абылай хан.

«Ұлу жылы» (год Улитки — …1904, 1916, 1928, 1940, 1952, 1964, 1976, 1988, 2000, 2012, 2024…). Улитка связана с водой, поэтому в народе эти годы считаются урожайными, без засухи. Но иногда случались и трудности.

«Жылан жылы» (год Змеи — …1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013, 2025…). «Жылан жылы — жылыс болды», — так характеризуется год Змеи в памяти казахов. Жылыс (устаревш.) — босқын (беженец). В 1221 году Чингисхан взял штурмом город Отрар. В 1928-29 годы в Казахстане проводилось раскулачивание с конфискацией имущества и высылкой в Сибирь. В 1941 году началась война с фашистской Германией. В 1917 году произошла Октябрьская революция. Из исторических личностей в «Жылан жылы» родился Абай Кунанбаев (1845-1904).

«Жылқы жылы» (год Лошади — …1906, 1918, 1930, 1942, 1954, 1966, 1978, 1990, 2002, 2014, 2026…). «Жылқы жылы» обычно бывает без особых трудностей и народных трагедий. Из исторических личностей в «Жылқы жылы» родились Қаракерей Қабанбай батыр (1690), Бекет-ата Мырзақұлұлы (1750), Жамбыл Жабаев (1846).

«Қой жылы» (год Овцы — …1907, 1919,1931, 1943, 1955, 1967, 1979, 1991, 2003, 2015, 2027…). У казахов «қой жылы» считается хорошим годом. В «қой жылы» (1991) Казахстан обрел независимость. Можно сказать, что предыдущие 2003-й и 2015-й особых волнений для народа не принесли. Правда, в 2015 году случился обвал тенге, но это было обусловлено общемировой финансовой тенденцией. Страна спокойно преодолевает последствия падения тенге, социальные и государственные программы выполняются. Из исторических личностей в «қой жылы» родился Ахмет Байтурсынов (1873).

«Мешін жылы» (год Обезьяны — …1908, 1920, 1932, 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004, 2016, 2028…) По казахским поверьям «Мешін жылы» считается трудным для народа. В эти годы случаются неурядицы, испытания, неурожаи и другие негативные события. Так, в 1920 году в казахской степи был падеж большого поголовья скота, что привело к голоду 1920-22 годов. А в 1930-33 годы случился большой голодомор. В «Мешін жылы» (1680) на ханский престол сел Тауке хан (1626-1718), известный в истории как «Әз Тәуке» (Мудрый Тауке), автор свода законов «Жеті жарғы».

«Тауық жылы» (год Курицы — …1909, 1921, 1933, 1945, 1957, 1969, 1981, 1993, 2005, 2017, 2029…). У казахов «Тауық жылы» считается одним из тяжелых для народа годов. Так, в «Тауық жылдары» (в 1920-21, 1930-33 годы) были голодоморы, джуты, в «Тауық жылы» (1968-69) — была засуха. Из исторических личностей в «Тауық жылы» родились аль-Фараби (870-950), Миржақып Дулатов (1885-1935), Мухтар Ауэзов (1897-1961).

«Ит жылы» (год Собаки — …1910, 1922, 1934, 1946, 1958, 1970, 1982, 1994, 2006, 2018, 2030…). После тяжелых «Мешін жылы» и «Тауық жылы» «Ит жылы» приносит облегчение. К примеру, в 1934 году закончились годы великого голодомора, «Ит жылы» (1946) стал первым мирным, послевоенным годом. Из исторических личностей в «Ит жылы» родился знаменитый казахский советский ученый Каныш Сатпаев (1899-1964).

«Доңыз жылы» (год Кабана -… 1911, 1923, 1935, 1947, 1959, 1971, 1983, 1995, 2007, 2019, 2031…). Последний год 12-летнего цикла (мушел). В некоторых регионах Казахстана и тюркоязычных странах этот год называют также «қара киік жылы» (год Черного сайгака). В народе говорят, что в «Доңыз жылы бәле — жала көп болады» (в год Кабана бывает неспокойно). Хотя для казахов он часто бывает хорошим, благополучным. К примеру, казахи одержали крупную победу над джунгарами в 1729 году («Доңыз жылы»).

Если судить по этой хронике, год Кролика должен быть нелегким и неспокойным. Однако следует помнить, что календарь может обещать что угодно, но ваша жизнь зависит от ваших усилий и настроя. Не зря говорят, что судьба подчиняется смелым. Поэтому желаем вам не бояться трудностей, не огорчаться неудачам (это всего лишь опыт) и упорно двигаться к поставленным целям. Пусть ваш труд даст хорошие результаты!

Подготовил Жарылкасын НУРАЛИЕВ

Комментарии закрыты.