The news is by your side.

Время диктует курс. Какие законы появятся в Казахстане

Какие законы появятся в Казахстане

Президент РК Касым-Жомарт Токаев напутствовал депутатов речью о необходимости законодательных реформ, выступая на открытии первой сессии Парламента РК VIII созыва.  О каких именно новых законах и кодексах идет речь?

Для курьеров введут специальный налоговой режим в Казахстане

Казахстанцам следует готовиться к новому Налоговому кодексу на смену существующему, принятому, к слову, не так уж давно, 25 декабря 2017 года. Для обеспечения динамичного прогресса страны и стимулирования деловой активности процесс взаимодействия фискальных органов с бизнесом планируется, во-первых, полностью оцифровать, а во-вторых, дифференцировать ставки по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость.

Ожидается, что это увеличит сумму поступлений в бюджет. Богатые станут платить больше налогов, а малоимущие вследствие этого станут получать более солидные суммы пособий. Так что и социальной справедливости как бы прибавится.

Но о введении так называемого «налога на роскошь» (прогрессивной шкалы подоходного налога), который в кулуарах анонсируется последние лет 15, официально ничего сказано не было.

Другой программный документ, который внесут в Парламент уже в текущем году, — проект нового Бюджетного кодекса РК. Это хроническая проблема: расходы на обслуживание госдолга растут, трансферты из Национального фонда не снижаются. И при этом бюджеты всех уровней не осваиваются должным образом. Как дипломатично выразился Президент страны: «Планирование и исполнение бюджета сегодня оставляют желать лучшего».

Кстати, ныне действующий Бюджетный кодекс РК принят еще в 2008 году. Однако поскольку «сбалансировать» бюджетную политику до сих пор не удалось, вернее, не удается из года в год, проблема, очевидно, не только в людях, но и в правилах, по которым с этих людей (чиновников) спрашивают.

Говоря о налогах и бюджете и вообще о необходимости пополнения казны, Глава государства также напомнил, что одним из первых указов, который он подписал после переизбрания, стал Указ «О мерах по возврату государству незаконно выведенных активов», уточнив, что Правительство и Генеральная прокуратура уже подготовили отдельный законопроект, который депутатам и предстоит «в ближайшее время» претворить в соответствующий закон.

 

Будирование лоббирования

Все вышеуказанные нормативно-правовые акты регулируют денежные потоки, а значит, затрагивают интересы крупного бизнеса, финансово-промышленных групп. И потому неудивительно, что Президент РК счел уместным коснуться, как он выразился, «актуального», но, кроме того, и больного вопроса. Речь идет о регулировании лоббирования, и эту тему, напомним, будировали в Казахстане давно: еще в 1998 году соответствующий законопроект значился в плане
законопроектных работ правительства. А в конце 2009 года проект Закона РК «О лоббировании» даже был разработан и внесен на рассмотрение Парламента РК, но после долгих злоключений отозван в 2012 году.

Однако проблема никуда не исчезла. Лоббирование, то есть представление, продавливание интересов той или иной группы лиц при принятии нормативно-правовых актов, —
общепринятая мировая практика, и Казахстан —
не исключение. Другое дело, что в тех же странах англосаксонской правовой семьи лоббистская политика формируется не за закрытыми дверями (по крайней мере с 80-х годов прошлого века, когда там, в частности, в Австралии, появились первые документы, регламентирующие лоббизм). Когда же это происходит, по выражению Касым-Жомарта Токаева, кулуарно создается широкое поле для коррупции. Поэтому он и поручил изучить международный опыт законодательного регулирования и контроля.

Но сроки, мягко говоря, не определены.

 

Наука и техника

Сразу несколько документов среди тех, которые депутатам предстоит принять, касаются энергетической безопасности. В частности, речь идет о тех областях обрабатывающей промышленности, для развития которых у Казахстана имеются как сырье, так и кадры. По ним страна должна достигнуть самообеспечения. Но для этого не хватает лишь современных технологий и политической воли.

Теперь воля обозначена. «Экономика должна стать наукоемкой. Требуется не только проводить исследования и получать патенты, но и внедрять научные разработки в производство. С целью комплексного развития науки предстоит принять новый закон. Ожидаю, что депутаты уделят особое внимание этому законопроекту», — сказал Касым-Жомарт Токаев.

Пока законопроект «О науке и технологической политике» находится в стадии разработки.

Кроме того, он напомнил, что в Мажилисе РК уже находятся три законопроекта, касающиеся электро­энергетики. Вероятно, имеются в виду проекты законов «О теплоэнергетике», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам теплоэнергетики и электроэнергетики», а также «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам поддержки использования возобновляемых источников энергии, электроэнергетики и естественных монополий».

Высокий износ объектов коммунальной инфраструктуры дает знать о себе регулярно, но, как известно, текущий отопительный период ознаменовался рядом серьезных аварий (в Экибастузе, Риддере). Проблема касается, разумеется, не только линий электропередачи, но и теплоснабжения, дорог, газопроводов… В связи с чем Президент страны предложил принять Национальный инфраструктурный план, нацеленный на формирование устойчивого инфраструктурного каркаса страны.

Но, возвращаясь к рынку электроэнергии, напомним, что к застарелым инфраструктурным проблемам в прошлом году добавилась новая: международный майнинг, вдруг облюбовавший Казахстан с его дешевыми тарифами, что привело к периодическим регио­нальным «концам света» и побудило власть обратить особое внимание на электроэнергетику.

Как, впрочем, и водоснабжение. Цифровизация охватит, помимо всего прочего, и водную отрасль. Это означает масштабную реконструкцию оросительных каналов, переход на автономное управление гидротехническими сооружениями, внедрение квот. Правовым инструментом обустройства этого нового водного мира и должен послужить соответствующий закон, который, правда, еще предстоит разработать.

Все эти реформы потребуют создания будущего Градостроительного кодекса, который систематизирует регулирующие документы во всех этих смежных областях и поспособствует модернизации как инженерной, так и социальной инфраструктуры.

Особенно это важно для приграничных районов страны, которых насчитывается 65, и где социально-экономическое положение весьма незавидно. Внедрение новых норм позволит осуществить на практике Концепцию развития сельских территорий, которая сейчас разрабатывается по поручению Главы государства: снизить отток населения из приграничных районов, удешевив жилье для граждан, желающих здесь поселиться. И вообще сделать жизнь людей более комфортной.

 

Защита врачей

Еще один законопроект обсуждался в Парламенте почти год — «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам здравоохранения». Этот документ регламентирует страхование ответственности врачей, но в то же время посвящен юридической защищенности медицинских работников.

Почему закон до сих пор не принят? По оценке Касым-Жомарта Токаева, «конкретные меры по повышению престижа медицинской профессии, предложенные специалистами и депутатами в этом документе, в основном сведены на «нет». Не совсем, правда, понятно — кем… Но «важно, чтобы медицинские работники имели гарантированную законом защиту своих прав. Парламентариям следует уделить должное внимание решению данного вопроса».

 

С учётом Конституции и мирового опыта

Президент обратил внимание депутатов на то, что законодательство должно быть приведено в соответствие с Конституцией РК. Тема эта затронута не случайно. «Анализ поступающих в Конституционный суд жалоб показывает, что граждане имеют нарекания к отдельным положениям законов. Принятые по ним решения Конституционного суда доказывают обоснованность такой критики. По некоторым обращениям Конституционный суд вынес свои вердикты, и отдельные нормы законодательства признаны не соответствующими Основному закону», — сказал Президент РК.

И приводить законодательство в соответствие с Основным законом парламентариям следует немедля. Дело в том, что должны быть отменены не только признанные некорректными нормы, но и основанные на них прежние решения судов. А это непосредственно касается конкретных интересов многих людей и, конечно, защиты их конституционных прав, чтобы граждане не сомневались в справедливости государства.

Соображениями справедливости объясняется и обеспечение равного доступа всех граждан к качественным юридическим услугам для защиты своих прав в суде. С этой целью государство гарантирует юридическую помощь пострадавшим из социально уязвимых категорий. Эти слова Главы государства прозвучали в одном блоке с уже принятыми мерами социальной помощи тем, кто в ней нуждается: пересмотр пособий многодетным семьям, по уходу за ребенком, лицам с особыми потребностями и далее в этом ряду, пре­дусмотренными Социальным кодексом РК. Так или иначе анонсированные нормы по гарантиям юридической помощи, надо полагать, также войдут в этот комплексный документ, который уже принят Сенатом РК, и после прохождения всех предусмотренных законом процедур будет введен в действие.

В контексте защиты прав человека Президент предложил разработать и абсолютно новый для Казахстана закон «О противодействии торговле людьми» и социальной поддержке граждан, которые все же стали жертвами этой древней жестокой практики. «Такой закон обеспечит защиту и социальную поддержку гражданам, ставшим жертвами торговли людьми. Это крайне актуально в условиях нарастающих глобальных и региональных процессов вынужденной миграции», — пояснил Касым-Жомарт Токаев.

Первоначально этот законопроект МВД РК планировало подготовить к апрелю 2023 года. Но, судя по выступлению Президента, эти планы были слишком оптимистичны. Работа еще предстоит, хотя задел есть — проект Закона «О противодействии торговле людьми в РК».

«Необходимо, чтобы закон вобрал в себя лучший мировой опыт, но, конечно же, с учетом наших нацио­нальных интересов. Поэтому к его разработке важно наряду с отечественными экспертами и юристами привлечь представителей международных организаций», — напутствовал депутатов Касым-Жомарт Токаев. Но для начала, как видно, разработчиков.

 

Новая стратегия

Уделил Глава государства внимание и непосредственно самому нормотворческому процессу, призвав к его дебюрократизации и быстрому принятию качественных законов по злободневным вопросам. Собственно, эта работа началась еще в прошлом году, но идет со скрипом.

Одной из реформ, которые помогут в этом, стали изменения в работе двухпалатного Парламента. Это, по задумке, должно оптимизировать процесс принятия законов. На очереди — другие реформы: цифровизация представительной ветви власти и развитие электронного Парламента (по примеру электронного правительства).

Ну, а самое запоминающееся Президент страны сказал, завершая выступление: «Нам предстоит провести полномасштабную ревизию Стратегии развития Казахстана до 2050 года. За последние годы в мире произошли беспрецедентные геополитические, экономические и технологические сдвиги. В этой связи ряд стратегических документов утратил свою актуальность».

Напомним, что Стратегия развития «Казахстан- 2050» была представлена в декабре 2012 года в Послании Главы государства народу Казахстана и пришла на смену программе развития страны «Казахстан-2030», озвученной в 1997 году.

По материалам сайта Zakon.kz
подготовила Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.