The news is by your side.

Время перемен. Педагогам нужно учиться работать с детьми с особыми потребностями

Педагогам нужно учиться работать с детьми с особыми потребностями

Развитие инклюзивного образования невозможно без совершенствования инклюзивной политики и практики, внедрения инклюзивных ценностей как в систему образования в целом, так и на уровне отдельных ее институтов.

В условиях развития и совершенствования инклюзивной практики в организациях образования Казахстана в настоящее время обозначились важные стратегические направления, среди них: совершенствование институциональной среды, обеспечивающей благоприятные условия для развития инклюзивного образования; формирование научно-педагогических основ и кадрового, учебно-методического потенциала для обеспечения доступности качественного образования лицам с особыми образовательными потребностями; проведение научных исследований в области теоретического и методического обес­печения развития инклюзивного образования. Согласно данным направле­ниям, филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» института повышения квалификации педагогических работников по Жамбылской области на базе пилотных организаций проведен анализ существующей ситуации развития инклюзивной практики в нашем регионе.

Нет необходимости говорить о том, что организации образования должны принимать детей без ограничений и создавать условия для образовательных потребностей всех детей, обеспечивая качество образования для всех.

Однако современный этап развития инклюзивной практики в области наполнен массой противоречий, проблем и требует от нас профессионального открытого диалога, учета регионального опыта и согласованности позиций. Данный период определен как переходный. Важное обстоятельство этого перехода — готовность наших организаций образования, включая систему дошкольного образования, меняться. И практика доказывает, что не все образовательные организации области сегодня готовы работать в условиях инклюзии.

— Развитие инклюзивной практики в дошкольных организациях сталкивается с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ педагогов, воспитателей, детей и их родителей принять новые принципы образования, недостаточная профессиональная подготовка педагогических работников дошкольного образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход и, самое важное, чему должны научиться воспитатели, — это работать с разными детьми и учитывать это многообразие в своем педагогическом подходе к каждому. Основной вопрос практиков «как?» пока не во всех случаях находит квалифицированный ответ. Иногда нужен педагогический поиск, эксперимент, новаторская смелость, — отмечает старший преподаватель кафедры методологии и педагогической инновации филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области Айгуль Абилова.

Институтом в настоящее время ведется целенаправленная работа по развитию системы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного образовательного процесса на базе пилотных организаций образования города Тараза. Эта работа проводится в рамках научно-исследовательской деятельности «Комплексное сопровож­дение участников общеобразовательного процесса при переходе к реализации инклюзивной практики в условиях среднего образования», цель которой — формирование дополнительных профессиональных компетенций педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровож­дения лиц с особыми образовательными потребностями в системе среднего образования.

— На наш взгляд, сейчас важно заставить думать всех включенных в эти преобразования людей, инициировать авторскую позицию, дать возможность организовать условия и пространство для такой деятельности. Такая работа требует поддержки со стороны управления образования, районных отделов образования и города Тараза, методических служб. Кроме этого, именно сейчас на стадии перехода требуется хорошо выстроенная системная координация всех научных и методических ресурсов. Только синхронность усилий позволит сделать содержательный прорыв и в понимании, и в деятельности. Нами разработан план совместной деятельности филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области и управления образования акимата области по организации и проведению курсов повышения квалификации педагогов и посткурсовой работе на 2021 год. Предусмотрено проведение курсов для педагогов организаций дошкольного и среднего образования по инклюзии, — отмечает директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Жамбылской области Гульшат Онланбеккызы.

Помимо этого, по инициативе филиала активно проводятся мероприятия с привлечением корифеев казахстанской системы инклюзивной практики и международных партнеров из России, Дании, Швеции, Беларуси.

Так, на состоявшемся в мае этого года образовательном треке «Международный и отечественный опыт реализации инклюзивного образования» Жамбыл — «Өрлеу» в прямом эфире обсудили социально-педагогические факторы актуализации инклюзивного образования за рубежом и в Казахстане с участием зарубежных спикеров.

Создана площадка для обмена лучшим опытом по сравнительному аспекту инклюзивного образования и интеграции в образовательную среду детей и молодежи с особыми потребностями.

В ходе образовательного трека основополагающим стал вопрос формирования дополнительных профессиональных компетенций педагогических работников в рамках психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями в системе дошкольного и среднего образования. Участники мероприятия убедились, что инклюзивный процесс совершенствуется, имеется весомый творческий потенциал педагогов по организации инклюзивной практики нашего региона.

Светлана ШЕВЧЕНКО,
методист лаборатории педагогической инновации
и посткурсовой поддержки филиала АО «НЦПК«Өрлеу»
института повышения квалификации педагогических работников по
Жамбылской области

Комментарии закрыты.