The news is by your side.

Все грани жизни

Главный принцип — неравнодушие

Жизнедеятельность любого населенного пункта страны невозможна без активного участия его жителей в решении общественных проблем и вопросов. Именно они обращают внимание государственных органов власти на необходимость исправления той или иной сложной ситуации. Ярким примером подобного взаимодействия общества с государством можно назвать работу этнокультурных объединений региона. 

О том, как поставлена деятельность узбекского этнокультурного объединения города Тараза, мы попросили рассказать его председателя Абдурахмана Зайнутдинова.

— Абдурахман Юлдашевич, этнокультурное объединение «Узбекский национально-культурный центр Жамбылской области» было создано одним из первых в регионе, а когда возникла необходимость образования городского узбекского ЭКО?

— Думаю, что на этот вопрос следует ответить как можно подробнее. Этнокультурное объединение узбеков города Тараза было образовано 31 декабря 2016 года. Но сам я принимал самое активное участие в создании не только областного, но и рес-публиканского узбекского этнокультурного объединения: готовил документацию для узбекских национально-культурных центров Астаны, Алматы, Талдыкоргана, Караганды и других городов и регионов.

— Тяжело было?

— Тогда было трудное время. К власти пришел Михаил Горбачев, объявивший в стране перестройку. Потихоньку начинался хаос, который в первую очередь отразился на настроениях среди молодежи. Нам необходимо было избежать обострения ситуации. Тут я сделаю небольшое отступление. У узбеков есть такая традиционная игра — гап. По большому счету, это мужское сообщество, объединяющее людей по возрасту и интересам. Так вот, в 1986 году в нашем сообществе однажды зашел разговор о том, чтобы создать этнокультурное объединение узбеков. Тогда мы назывались национально-культурным центром. Благодаря этому в 1987 году мы сумели возродить праздник Наурыз в нашей области. Мы провели его, как говорят в Таразе, на кольце — пересечении улиц Фурманова и Абая. А в 1988 году председатель одного из квартальных комитетов, один из первых членов узбекского НКЦ Мирза Миршарипов инициировал акцию по посадке деревьев. Так потихоньку в области стали возрождаться древние традиции нашей родной земли. В 1989 году мы были зарегистрированы как этнокультурное объединение узбеков Жамбылской области. Я вошел в состав инициативной группы, но так как являлся сотрудником правоохранительных органов, не имел права возглавлять общественную организацию. Возглавил тогда узбекский национально-культурный центр Ермат Парпиев. Он был преподавателем Джамбулского технологического института легкой и пищевой промышленности. Однако он немного неправильно поставил тогда работу нашего центра. Первым элементом народа является язык. Идеологическая сила любого народа заключается в сохранении языка и письменности. Но так получилось, что к нашему национально-культурному центру были присоединены таджики. И наш НКЦ стал называться узбекско-таджикским. Тогда никто не обратил внимания на то, что узбеки относятся к тюркам, а таджики — к персидской народной группе. И долгое время, с 1992 по 1998 год, мы не могли исправить эту ошибку.

— Для вас вопрос разделения был принципиальным?

— Да. На первый взгляд, между нашими народами нет никакой разницы. У нас схожие культура, традиции. Мы заключаем межнациональные браки. Но есть существенное различие в языке. И вот когда нам удалось получить автономию, мы стали искать людей, способных поднять и укрепить наше общественное объединение. Тогда в области было несколько авторитетных людей, в том числе Исмаил Муллаходжаев, Турсунбай Мирсатимов, Турабек Юлдашев, Юлдаш Арифжанов. Каждый из них был достоин возглавить узбекское этнокультурное объединение. Но тут из Москвы в Тараз вернулся молодой, деятельный, энергичный Гафур Касымов, и мы попросили его встать во главе узбекского этнокультурного объединения. Парпиева тогда выбрали его заместителем. Также заместителями стали я, Мирсатимов и Арифжанов. Каждый отвечал за определенный участок работы. К примеру, Юлдаш Арифжанов занимался вопросами творчества, Мирсатимов решал финансовые вопросы, а я обеспечивал общественную работу.

— Напомните, пожалуйста, почему возникла необходимость создания городского этнокультурного объединения узбеков?

— Знаете, время не стоит на месте. С годами у нас создалась ситуация, когда люди оказались сами по себе, а ЭКО работало как бы параллельно. Люди не понимали, чем занимается общественное объединение. В 2015 — 2016 годах пошли разного рода разговоры. В результате мы решили создать городское этнокультурное объединение узбеков. Не нужно думать, как это делают некоторые, что мы разделились. Мы распределили функции: областное ЭКО координирует работу районных этнокультурных объединений узбеков, а мы обес-печиваем деятельность городского ЭКО.

— У вас большой объем работы?

— Как бы вам сказать… Мы пошли по принципу, который применяется в Узбекистане. У нас в Таразе насчитывается 40 махаллей. В отличие от других этносов узбеки живут компактно. Слово «махалля» означает «житель местности». Каждая махалля имеет название, которое обозначает ту или иную общину, отражает профессию или имя основателя той или иной семьи. И эта традиция продолжается до сих пор. В каждой махалле мы создали комитет или комиссию, члены которых сегодня выполняют всю необходимую работу. Они оказывают помощь малообеспечнным семьям, проводят все мероприятия, занимаются воспитанием молодежи, разъяснительной работой среди жителей. Моя задача заключается в координации этих действий. При этом все обязанности моих помощников отражены в специальном положении.

— Это намного упростило вашу работу?

— Само собой. В каждой махалле есть мулла, есть суфи (староста), и нам не нужно ходить по домам, собирать аудиторию. Если в махалле проходят какие-то мероприятия, то нас приглашают на них. Мы обсуждаем события, которые происходят в стране, все Послания Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана, его программные статьи. Мы отмечаем все государственные и народные праздники.

— Я понимаю так, что махалля — это своеобразная общественная структура?

— Вы совершенно правы. В каждой махалле у нас имеется комиссия по социально-бытовым вопросам. Ее члены обследуют условия жизни жителей махалли. Есть финансовая комиссия, комиссия по материально-имущественным вопросам. Все это позволяет сообща решать возникающие проблемы.

— Это все понятно. Но ведь вам приходится регулярно общаться с представителями местных исполнительных органов власти и другими общественными институтами. К примеру, с ассамблеей народа Казахстана Жамбылской области.

— Здесь у нас тоже нет никаких проб-лем. Члены нашего этнокультурного объединения входят в состав всех рабочих комиссий как акимата города Тараза, так и АНК. Это совет аксакалов, совет матерей, молодежная лига «Ақ желкен». Это позволяет нам выявлять активистов среди жителей махаллей. Мы участвуем во всех мероприятиях городского и областного масштаба.

— Как у вас организована работа с молодежью?

— Этому вопросу мы уделяем огромное внимание. Ведь в последние годы в стране появилось много деструктивных течений не только религиозного, но и иного направления. Мы стараемся воспитывать свою молодежь в традиционном русле, ограждая от всех негативных влияний. К сожалению, нам сегодня приходится труднее. Раньше молодые люди подражали Западу. Сегодня мусульманская молодежь все чаще идет на поводу представителей чуждых нам религиозных течений. Мы стараемся воспитать своих детей в духе традиционного ислама.

— Помимо того что Вы возглавляете городское этнокультурное объединение узбеков, Вам приходится нести дополнительную общественную нагрузку.

— Да. Я также являюсь членом объединения юридических лиц «Гражданский альянс Жамбылской области», работаю в этой организации юристом. Я 25 лет проработал в органах внутренних дел, имею высшее юридическое образование. В гражданский альянс сегодня входит 86 общественных объединений области. Кроме того, я являюсь членом историко-краеведческого общества «Обелиск», которое возглавляет Галина Выборнова. Вместе с ней мы ведем работу по охране памятников и историко-культурных объектов. Если этого не делать, то со временем мы утратим и то немногое, что сохранилось до сегодняшнего дня.

— Как Вам удается успевать везде и всюду?

— Я не привык сидеть без дела. Мне больше нравится быть среди людей, помогать тем, кто нуждается в поддержке. Говорят, что человек движим двумя силами — временем и деньгами. В моем случае это желание быть полезным обществу.

— Как Вы понимаете развитие гражданского общества?

— Сегодня достаточно много функций государственных органов переданы институтам гражданского общества. Я считаю это правильным. Общественники ведь всегда находятся ближе к людям и лучше осведомлены о проблемах, волнующих население. Государственные служащие ограничены рамками закона, что и создает бюрократические препоны. В этом я убедился как юрист ОО «Центр женских инициатив «Сана сезім». Здесь мне приходится помогать людям получать документы, удостоверяющие их личность. К сожалению, у нас еще достаточно много таких граждан. Кто-то потерял удостоверение личности, у кого-то имеется лишь паспорт еще советского образца. И люди не знают, куда обращаться, что делать, чтобы получить статус гражданина Казахстана. Ведь без него человек не может пользоваться всеми положенными правами, закрепленными Конституцией РК. Часто, чтобы довести дело до конца, мне необходимо обращаться в консульства стран, откуда приехали обратившиеся к нам люди. Да, в госструктурах обратившихся консультируют, советуют писать заявления, собирать справки. Но что может сделать, к примеру, девушка, приехавшая из Узбекистана и родившая у нас в городе ребенка? В итоге она приходит к нам в гражданский центр, а я начинаю заниматься ее вопросом. В данном случае я делаю запрос в консульство Узбекистана. Если человек говорит, что он уроженец Жамбылской области, готовлю документы об установлении факта рождения через судебные органы. В общем, дел у нас хватает. И радует, что все больше людей понимают важность развития гражданского общества.

Людмила МЕЛЬНИК,
Юрий КИМ (фото)

Комментарии закрыты.