The news is by your side.

Всем пример. Чего ждут от государственных служащих

Чего ждут от государственных служащих

Государственная служба играет особое значение в жизни общества, и успешное функционирование государства зависит от того, насколько хорошо выполняет свои профессиональные функции каждый отдельный сотрудник.

В то же время на эффективность труда влияет не только степень владения государственным служащим профессиональными компетенциями, но и соблюдение им этических норм.

В большинстве стран вместе с профессионализмом уделяется особое внимание формированию моральных качеств у государственных служащих, таких, как честность, ответственность перед законом, стремление к совершенствованию своей компетенции, уважение по отношению к гражданам, дисциплинированность, нравственность и многие другие.

В начале нынешнего года в Казахстане принят новый Этический кодекс, который устанавливает стандарты служебной этики и служит основой для формирования морально-нравственных качеств у госслужащих.

Современные государственные служащие должны отвечать требованиям, предъявляемым обществом, так как главное их назначение — служить интересам граждан. При определении основополагающих принципов государственной службы в вопросах культуры взаимоотношений как внутри государственного аппарата, так и во взаимоотношениях с гражданами, обществом огромное значение придается человеческой составляющей, то есть моральным принципам и ценностям государственного служащего. Ведь именно отсутствие моральных принципов государственных служащих в значительной мере способствует негативным явлениям, злоупотреблениям, коррупции. Это, в свою очередь, приводит к снижению доверия населения к институтам власти и наносит урон имиджу государственного служащего.

Необходимо работать над повышением уровня доверия общества к государственным органам и улучшением обратной связи с населением. С этой точки зрения новый Этический кодекс имеет важное значение в правильном понимании и применении норм служебной этики.

Если Этический кодекс прежней редакции объединял в себе как морально-нравственные требования к государственным служащим, так и базовые принципы к их поведению, то в новой редакции данный перекос был устранен за счет разделения этических требований от иных положений, не относящихся к служебной этике госслужащих.

Стоит отметить, что изменения коснулись и структуры самого кодекса, появилась новая глава — «Этические принципы государственной службы», согласно которой служебная этика государственных служащих основывается на шести принципах. Это — добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость и клиентоориентированность. Госслужащие должны, всецело ориентируясь на запросы населения как потребителя государственных услуг, проявлять готовность к работе с общественностью и обеспечивать прозрачность своих действий.

Этический кодекс призван задавать нравственные ориентиры. Его цель заключается в повышении уверенности государственного служащего в значимости своей работы, укреплении чувства гордости тем, что на государственной службе он олицетворяет все перечисленные в кодексе принципы. Это своего рода присяга, которая дает право на профессиональную деятельность в госаппарате. Принося подобную присягу, государственные служащие понимают, что нарушение заложенных в ней норм приведет к осуждению со стороны общества и государства. Соответственно, строгое соб­людение норм Этического кодекса приведет к уменьшению проступков, дискредитирующих государственную службу.

В пользу Этического кодекса говорит и тот факт, что бороться с негативными явлениями на государственной службе лишь карательными мерами вряд ли эффективно, так как прежде всего необходимо устранить коренные причины этих явлений. Другими словами, если сохраняются определенные предпосылки злоупотреблений, дисциплинарных проступков, коррупции, то явление не исчезает. Поэтому своевременные профилактические меры, в том числе разъяснение норм Этического кодекса являются важнейшими составляющими профессионального развития государственных служащих, обеспечивают необходимый уровень знаний в области профессиональной этики и делового этикета, навыков их использования в профессиональной деятельности.

Гузаль  ТУРДЫЕВА,
уполномоченный по этике —
заместитель администратора судов Жамбылской области

Комментарии закрыты.