The news is by your side.

Всем — равные возможности

Доступная школа в доступной среде

По статистическим данным Национального научно-практического центра коррекционной педагогики, в Казахстане около 150 тысяч детей имеют статус «с особыми образовательными потребностями». Это дети, имеющие трудности социальной адаптации. 98 тысяч детей из общего количества — школьного возраста.

Государственная политика в сфере образования делает определенные шаги для реализации прав детей с особыми образовательными потребностями. Была создана система инклюзивного образования. Она устраняет барьеры, обеспечивает равный доступ к качественному образованию.

В области в сфере образования работают два реабилитационных центра для детей-инвалидов, четыре специализированные школы-интерната, кабинет психолого-педагогической коррекции. В некоторых школах созданы классы коррекционного обучения.

В Таразе более трех тысяч детей с особыми потребностями, при этом посещают подобные центры не более 300 детей в год.

Таким образом, сотни детей с трудностями школьной адаптации, детей из семей с низким социально-экономическим и социально-психологическим статусом остаются без правильного образования. Но они нуждаются в инклюзивном обучении, потому что, вырастая, зачастую становятся неуспевающими, слабоуспевающими, неуспешными. Между тем их состояние при обеспечении определенных условий поддается коррекции. Понятное дело, что индивидуальный подход со стороны учителя невозможен. Необходимы дополнительные ресурсы, новый подход в системе образования.

С целью исследовать проблему, а также предложить модель реализации этих потребностей общественным объединением «Молодежный центр «Гуонлён» в школах Жамбылского района и города Тараза реализуется социальный проект «Доступная школа в доступной среде». В рамках этого проекта при поддержке ОЮЛ «Ассоциация развития гражданского общества» («АРГО») и содействии управления и отдела образования Жамбылского района, областного ПМПК и НАО НЦПК «Өрлеу» был проведен общественный мониторинг оказания качества образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями в учреждениях образования. Процесс мониторинга включал проведение интервью и анкетирования среди педагогов, обучающих детей с особыми образовательными потребностями, а также самих учащихся и их родителей, анализ методических и рабочих материалов, знакомство с процессом образовательной деятельности в учреждениях образования.

Одновременно как эксперимент на базе одной из школ города Тараза работает кабинет инклюзии, в котором детям с особыми образовательными потребностями оказываются сопровождение, проводят логопедическую коррекцию. С ними также работают ассистенты учителя. Это не тьюторы в изначальном их понимании, это люди, которые восполняют самый главный дефицит — недостаток внимания к таким детишкам в общеобразовательном процессе. Ассистент учителя — мостик между ребенком и учителем, учителем и специалистом-логопедом и другими узкими специалистами, своего рода координатор учебного процесса для этого ребенка. Он говорит то, что порой сам ребенок не сможет донести до взрослых.

Не так давно для педагогов-психологов школ области был проведен двухдневный обучающий семинар по оказанию коррекционной поддержки детям с особыми образовательными потребностями. На семинаре специалисты городской и областной педагогических медико-психологических комиссий рассказали о системе инклюзивного образования, члены проектной команды ОО «Молодежный центр Гуонлён» и психологи средней школы села Айша-биби Жамбылского района поделились своим опытом работы.

В марте состоятся общественные слушания, в ходе которых будут представлены результаты реализации проекта.

Мухаббат АЛИМХАНОВА,
председатель общественного объединения
«Молодежный центр «Гуонлён»

Комментарии закрыты.