The news is by your side.

Всесторонняя поддержка. Поощряют таланты и их наставников

Поощряют таланты и их наставников

Одними из приоритетных задач современного казахстанского образования являются выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. Полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Ведь чем больше неординарно мыслящих, конкурентоспособных, отлично подготовленных профессионалов, тем выше благосостояние общества.

Поддержка одаренных детей в Казахстане реализуется через проведение интеллектуальных олимпиад, а также конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, исполнителей, профессионального мастерства, а также спортивных соревнований.

О том, как обстоят дела с поддержкой талантливых учащихся у нас в регионе, мы беседуем с руководителем управления образования акимата области Бейкутом Жамангозовым.

— Бейкут Тлебалдиевич, предоставляются ли у нас гранты талантливым детям для поступления в вузы без участия в конкурсе?

— Ежегодно талантливым выпускникам школ для их бесплатного обучения в течение четырех лет в колледжах и вузах предоставляются образовательные гранты акима области. На 2021-2022 учебный год выделено 30 грантов, в основном по техническим специальностям.

— А каковы механизмы мотивации талантливых детей? Как и чем их поощряют и дальше учиться отлично, осваивать новые знания?

— Одаренные ученики принимают участие в различных олимпиадах, конкурсах научных проектов. Жамбылская область 12 лет подряд занимает командное первое место на республиканских предметных олимпиадах и в научных проектах. Все победители республиканского уровня в конце учебного года получают премии акима области. На эти цели в текущем году предусмотрено 12 миллионов тенге. В прошлом учебном году учащиеся 11-го класса специализированного лицея-интерната для одаренных мальчиков «Білім-инновация» Жалгас Сайлаубай и Ерасыл Калдыбек приняли участие в ХІІІ Международной Жаутыковской олимпиаде и стали обладателями гранта Казахстанско-Британского технического университета в городе Алматы.

Уже два года, как среди сельских школ региона проходит нацио­нальная интеллектуальная олимпиада «Мың бала». По ее итогам в прошлом году победителями стали 159 учащихся: пятиклассники были зачислены в онлайн-школу «Birge Oqy» Академии Елбасы, а из 91 ученика, окончившего шестой класс, 67 направлены в специализированные столичные школы, а также получили возможность обу­чаться в школах и лицеях с углуб­ленным изучением предметов в Алматы, Шымкенте, Таразе.

— А выдаются ли призерам денежные премии?

— Во-первых, для одаренных детей мы предлагаем скидку на присуждение гранта сразу на тысячу конкурентов. Не сдавая ЕНТ в вузы, победители международных предметных олимпиад получают гранты на обучение по конкурсу на тысячной основе. Во-вторых, победителям международных олимпиад, обладателям золотых медалей предусматривается выплата единовременного денежного вознаграждения в размере 1500 месячных расчетных показателей, серебряных медалей — 1000, бронзовых медалей — 500 месячных расчетных показателей. Учитывая, что в этом году один МРП составляет 3063 тенге, то учащиеся, ставшие победителями международной олимпиады, смогут получить вознаграждение от 1531500 тенге до 4594500 тенге. Денежные премии получают и учителя, подготовившие победы на международных интеллектуальных состязаниях.

— Какова роль учителей-предметников в развитии юных талантов?

— Именно благодаря учителям-предметникам в прошлом учебном году 3491 учащийся региона одержал победу на международных и республиканских предметных олимпиадах и научных состязаниях.

— Бейкут Тлебалдиевич, а как совершенствуют профессиональные компетенции сами педагоги?

— В этом учебном году управлением образования в целях повышения профессиональной компетентности педагогов, оказания методической помощи проведено 351 мероприятие, в которых приняли участие 26432 педагога. Это различные семинары, тренинги, мастер-классы для повышения профессиональной квалификации педагогов в условиях дистанционного обучения, обеспечения психолого-педагогических основ развития мышления в учебном процессе, формирования функциональной грамотности учащихся, повышения профессио­нальной квалификации педагогов при подготовке учащихся к предметным олимпиадам и научным проектам, внедрения трехъязычного обучения, для подготовки учащихся к ЕНТ, внедрения обновленного содержания образования, реализации идей программы «Рухани жаңғыру» в организациях образования.

В ходе модернизации системы образования особое внимание уделяется внедрению современных методов и технологий в процесс обучения: 27811 педагогов используют на своих занятиях более 30 инновационных, современных педагогических технологий.

В целях выявления и внедрения в практику эффективной модели развития профессиональных компетенций педагогов на курсовом этапе работает региональная ассоциация педагогов, включающая 12907 учителей. Она обобщает исследования по развитию профессиональных компетенций педагогов, повышению качества образования школьников через развитие прав учителей, распространению в республике регионального опыта.

Разработано и распространено в области 176 учебных пособий и учебно-методических комплексов. Это и учебники, и комплекты материалов конференций, и методические рекомендации, и пособия по общественно-гуманитарным и естественно-математическим дисциплинам, и комплекты заданий по математической и естественнонаучной грамотности.

В рамках обновленного содержания образования, распространения передового опыта и трансляции оптимальных методов и технологий обучения, развития учащихся по программе адресной помощи по проекту «Осенняя школа» для учителей-предметников общественно-гуманитарного направления, по проекту «Зимняя школа» для учителей-предметников естественно-математического направления с начала этого учебного года проведено более 200 мероприятий, в них приняли участие 16015 педагогов.

В целях совершенствования методики преподавания педагогов, оказания методической помощи администрациям школ по проекту «Онлайн-мастерская» проведено 78 мероприятий с охватом 9864 работников образования.

— Как поощряются преподаватели, наставники, воспитавшие талантливых ребят?

— В республиканском конкурсе «Лучший педагог» за последний десяток лет призерами стали 38 жамбылских педагогов, из них 16 — учителя сельских школ. В прошлом году на республиканском конкурсе звание «Лучший педагог» получили три преподавателя из нашей области, каждому из них вручен сертификат на 2,9 миллиона тенге.

В прошлом году обладателями нагрудного знака «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы» стали учитель истории областной специализированной школы-интерната для одаренных детей «Дарын» Мираш Бегильдаева и учитель русского языка и литературы школы-гимназии имени Баймырзы Бесбаева Жамбылского района Айгуль Калмаханова, каждый из них получил вознаграждение в размере 2,6 миллиона тенге.

Пять учителей: музыкальный руководитель детского сада № 9 города Тараза Сайра Муканова, учитель физики школы-лицея «Жибек жолы» Шуского района Баян Джанкиева, учитель географии школы-гимназии № 5 имени Жамбыла в Таразе Рауан Ошакбаев, учитель музыки «Детская школа искусств» имени Толебаева Жамбылского района Сауле Маманова и преподаватель специальных дисциплин Жамбылского гуманитарного высшего колледжа имени Абая Мейрамкуль Маемырова, подготовившие победителей олимпиад и конкурсов, получили единовременную выплату в размере 875100 тенге.

Управление образования ежегодно проводит конкурс на лучшую организацию среднего образования. С 2014 по 2021 год в нем участвовали 11 средних общеобразовательных школ, которые получили гранты в размере от 15 до 34 миллионов тенге и улучшили за счет этого свою материально-техническую базу.

С 2017 года мы проводим областной конкурс «Успешный менеджер». Всего победителями и обладателями ценных призов стали директора 27 организаций среднего образования, из них девять — в прошлом году. Их опыт всячески пропагандируется в масштабах области.

Кроме того, с 2015 года в области проводится конкурс «Сәтті мектеп» с целью выявления школ с высоким творческим потенциалом, имеющих тенденцию инновационного развития. Отличилась 21 организация образования, а в прошлом году четыре школы стали победителями в номинациях «Лучшая сельская школа» и «Лучшая малокомплектная школа».

В целях повышения статуса педагога и выявления творческих преподавателей с 2020 года лучшие педагоги отмечаются премиями. В прошлом году отличились семь учителей. Всего же получили денежное вознаграждение в размере от 200 тысяч до 850 тысяч тенге 12 педагогов.

В период с 2020 по 2021 год пять педагогов, ставших победителями областных конкурсов, получили единовременное вознаграждение в размере 300-кратного месячного расчетного показателя.

Беседовала
Лариса ГУБАШЕВА

Комментарии закрыты.