The news is by your side.

Вся правда

В моногородах области высок потенциал развития

В ходе очередного республиканского совещания рассмотрен целый ряд актуальных вопросов, по которым акимы областей отчитались перед Премьер-Министром Каримом Масимовым.

 

Глобальная модернизация

Самой важной новостью, безусловно, явилось начало разработки государственной программы развития моногородов, которые могут возродиться благодаря финансовой поддержке республиканского бюджета. К ним отнесены 27 городов с численностью населения 1,5 миллиона человек, или 17 процентов населения страны.

Проведен анализ, разработана классификация малых городов по трем направлениям: по текущему состоянию градообразующего предприятия, по отраслевой направленности, где градообразующее предприятие представлено сырьевым сектором экономики, по численности населения. Для них характерны общие проблемы, связанные с низкой степенью диверсификации экономики города, перспективами развития градообразующего предприятия и высокой степенью зависимости занятости местного населения от деятельности этого предприятия. Как следствие, социальные проблемы: высокий уровень безработицы и самозанятости, низкие доходы и уровень жизни населения, отток его в большие города и рост социальной напряженности.

От того, к какой группе по уровню экономического потенциала отнесут город — высокому, среднему или низкому, будут зависеть объемы государственной поддержки. При таком дифференцированном подходе в выигрыше оказываются города с самым низким потенциалом. Для них предусмотрено решение всех острых проблем, в том числе поддержка социальной и инженерной инфраструктуры. Предполагается организовать ремонт и восстановление, а в отдельных случаях — снос аварийного жилья. Для городов со средним и высоким потенциалом предполагается создание поля для развития: реконструкция и строительство объектов образования и здравоохранения, реконструкция инфраструктуры жизнеобеспечения. Два города нашей области — Каратау и Жанатас — по уровню самозанятости населения (соответственно 49,7 и 37,1 процента) отнесены к городам с высоким потенциалом развития, а посему, по словам Премьер-Министра, «могут развиваться самостоятельно в условиях конкуренции и в рамках принятых государственных программ, в том числе и программ развития территорий».

Акимам областей следует разработать по каждому моногороду комплексный план развития на долгосрочный период (лучшие, отобранные на конкурсной основе, получат поддержку за счет республиканского бюджета, институтов развития и национальных компаний); предложить проекты диверсификации экономики и другие. Использовать для этого все инструменты программ «Дорожная карта бизнеса-2020», «Занятость-2020», карты индустриализации и других, учитывая при этом мононаправленность городов и избыточность трудовых ресурсов. Для молодежи из моногородов предусматриваются квоты для обучения в создаваемых в Усть-Каменогорске, Атырау, Экибастузе и Шымкенте межрегиональных центрах по подготовке кадров. В городах с низким потенциалом на короткий период будут создаваться социальные рабочие места, в том числе и по молодежной практике. Из этого следует, что Жанатас и Каратау в эту программу опять не попадают. Возможно, пока ведутся анализ и диагностика проблем моногородов, есть резон поднять вопрос о переводе Жанатаса в категорию городов с низким потенциалом? Основания для этого есть: город расположен в автомобильном и железнодорожном тупике, так называемом кармане, где нет транзитных трасс, способствующих развитию бизнеса, нет градообразующего предприятия, поскольку имеющиеся шахты и карьеры — это лишь сырьевые «дочки», финансово зависимые от ТОО «Казфосфат». Жилищный фонд здесь в плачевном состоянии, инфраструктура — тоже, и развить его «самостоятельно в условиях конкуренции», даже в рамках работающих гос-
программ и социального партнерства, до сих пор не удалось.

 

Почему все не так?

Еще один интересный вопрос — цены на продукты питания. Несмотря на все усилия стабилизационного фонда, закупившего в нынешнюю зиму 125 тысяч тонн различных продовольственных товаров, они по-прежнему остаются нестабильными: с начала года выросли на 1,2, за февраль — на 0,6 процента. Подскочили в цене сахар, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, тепличные огурцы и помидоры. Упали на крупы, масло, жиры, впервые за последние пять лет остались стабильными на картофель и морковь, лук и свеклу. При этом были выявлены некоторые нарушения при формировании перечня социально значимых продуктов и неповоротливость комиссий по формированию стабфондов и социально-предпринимательских корпораций.

Среди причин сбоя названы зависимость от российских поставщиков, снижение поголовья крупного рогатого скота, подорожание сена, высокие ставки убойных пунктов и их нехватка, наличие спекулянтов и перекупщиков, раздувающих цену. Факт повышения цен крупными поставщиками уже расследуется Агентством по защите конкуренции. Предстоит «чистка» и на местном уровне: акимам поручено провести инвентаризацию взимаемых платежей на рынках, разобраться, из чего складываются неимоверно высокие цены за аренду места и холодильных камер, за разовый талон и аренду оборудования, насколько законен «оброк» за разруб мяса, услуги охраны и так далее.

 

Плавать не будем

Долгим и обстоятельным было обсуждение подготовки регионов к паводковому периоду, от которого уже пострадал ряд областей. У нас, несмотря на имеющиеся подтопления, ситуация остается стабильной. Первоочередной задачей для акимов всех уровней и граждан Премьер-Министр назвал усиление ответственности за эксплуатацию гидромелиоративных систем, за нарушение правил содержания водопропускных сооружений, дамб, каналов, арыков, придомовых территорий с привлечением для контроля экологической прокуратуры. Здесь местным властям, советникам акимов в городах, как говорится, все карты в руки: появилось законное основание для тотальной проверки оросительных сетей и восстановления их нерадивыми пользователями.

 

Акимов — на ковер

В ходе совещания были обсуждены и другие вопросы, по которым акимы областей держали подробный отчет. В своем выступ-лении аким Жамбылской области Канат Бозумбаев рассказал о целенаправленной работе по стабилизации цен на продовольственные товары, благодаря которой по некоторым параметрам удалось снизить их или остаться на уровне республиканских. В стабфонд в нарушение перечня были закуплены крупяные и макаронные изделия, потому что у нас они не производятся. Думается, жители области только благодарны за это и акиму, и продкорпорации, потому что в течение года имели возможность приобрести их по сниженным ценам в 10 временных торговых точках, в 12 крупных и средних супермаркетах и магазинах, на коммунальном рынке, где без посредников ведут торговлю сами товаропроизводители. Только на 23 ярмарках в прошлом году было реализовано продукции на 75 миллионов тенге, кроме того, заключены меморандумы со 134 магазинами.

Стабильной остается ситуация и с ГСМ, и с подготовкой к паводкам, на предупреждение которых из областного бюджета выделено 465 миллионов тенге.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА,
Виктор БАРБАШ (фото)

3 Комментарии
  1. Светлана Васильевна говорит

    Последние лет 20 из того времени, что я работала в областной газете «Знамя труда», множество раз издание писало о том, что города Жанатас и Каратау — города умирающие, жилой фонд разваливался, люди уезжали. Откуда же вдруг взялась такая уверенность, что города эти смогут самостоятельно развиваться? Почему же они до сих пор не развивались и не развиваются сейчас? Ведь большей части жилого фонда уже нет. Надо все начинать сначала? А как это сделать без помощи государства? Где градообразующее предприятие? Где людям работать? А кто строить будет?

  2. ешкина кошка говорит

    Светлана Васильевна, все эти годы от вас тщательно скрывали правду! И вот, благодаря гражданскому подвигу министров, правда все-таки вышла наружу!

  3. Масяня говорит

    ну вы блин даете

Комментарии закрыты.