The news is by your side.

Всё, что было Смогли выжить благодаря казахам

Смогли выжить благодаря казахам

В годы репрессий вместе с другими народами в Казахстан переселили и поляков. Согласно официальным данным, накануне Великой Отечественной войны в республику депортировано 102 тысячи поляков.

… Их везли в вагонах, высаживали в голой степи и оставляли выживать. Несмотря на трудности, люди смогли приспособиться к жизни даже в самых невыносимых условиях. И помогали им в этом местные жители, казахи, для которых помощь нуждающимся является важной частью общественных отношений. Именно благодаря неравнодушию и участию местного населения поляки с гордостью называют себя казахстанцами.

Впрочем, по словам председателя общественного объединения «Жамбылский областной польский культурный центр» Ларисы Кальковой, история поляков в Казахстане началась с XIII века.

— В 1245-1247 годах через Приаральские степи, озеро Балхаш, долины рек Сырдарья и Или путешествовал монах-францисканец Бенедиктус Полонус из Вроцлава в составе папского посольства, возглавляемого Джованни да Пиан дель Карпини. Он первым из европейцев представил отчет об обширности земель, природе далекого края и быте кочевников, живущих в юртах, — рассказывает она.

Современная история и полиэтнический состав населения Республики Казахстан складывались на протяжении длительного периода. Наиболее заметное влияние на этот процесс оказали политические события ХХ столетия. Это в первую очередь депортация народов, которой также подверглись поляки.

Впрочем, часть поляков переселилась в Северный Казахстан еще в царский период добровольно. Обширные неосвоенные территории казались привлекательными, а столыпинская реформа позволила людям неплохо обжиться на новом месте.

Кроме того, в 30-е годы XIX века в Казахстан ссылались политические противники самодержавия, в числе которых были поляки. Многие из этих людей оставили заметный след в истории Казахстана — Александр Затаевич, Адольф Янушкевич, Бронислав Залеский, Ян Зинкевич, Александр Ват.

Поляки, высланные в Казахстан накануне Великой Отечественной войны, были мобилизованы в трудармию. Они строили мосты, работали на шахтах, добывая уголь и железную руду.

— Высылка этнических поляков с Украины в Казахстан началась с подписания 28 апреля 1936 года постановления Совнаркома СССР № 776-120 «О выселении из УССР и хозяйственном устройстве в Карагандинской области Казахской ССР 15 тысяч польских и немецких хозяйств». Второй период депортации пришелся на 1939 год. Основанием для применения репрессивных мер служили подозрение в «неблагонадежности» или наличие родственников в Польше, стандартным было обвинение в сотрудничестве с польской разведкой. Высылаемым разрешалось брать с собой лишь одежду, белье, обувь, постельные принадлежности, часть посуды (ножи, вилки, ложки, чайники, ведра), продовольствие на месяц, хозяйственный бытовой инструмент — всего не более 500 килограммов на семью. На сборы отводилось не больше двух часов. Операции по высылке обычно проводились на рассвете, чтобы избежать «ненужной шумихи и паники». Железнодорожные станции оцеплялись конвойными войсками, которые сопровождали эшелоны из 55 вагонов по 25 — 30 человек в каждом. При этом людям говорили, что на новом месте обеспечат их жильем и всем необходимым. На деле же конечная остановка оказывалась в голой степи, — говорит Лариса Калькова.

Она отметила, что среди поляков в Казахстане преобладали так называемые спецпереселенцы, выходцы из Украины. Во время переписи населения в 1959 году они уже были полноценными гражданами Советского Союза, специальный надзор за ними был упразднен в 1956 году. Однако они не были реабилитированы и продолжали находиться под надзором административных органов. Свидетельствуют об этом архивные документы. Несмотря на то, что поляки считались полноценными советскими гражданами, до 1959 года преобладающее большинство не имело паспортов. В некоторых регионах паспорта им выдали только в 70-е годы. Во время переписей населения записывалась та национальность, которая была отмечена в различных документах.

В годы войны в Казахстан с польских земель было вывезено 150-200 тысяч польских граждан. Многие из них потом ушли за пределы республики в рядах армии генерала Андерса. Оставшиеся на территории Казахстана поляки вернулись на родину на основании соглашения от 6 июля 1945 года, а также после 1956 года, когда был разрешен свободный выезд. Но в любом случае определенное количество поляков осело здесь. Причины такого решения разные — кто-то нашел здесь судьбу, а кому-то просто некуда было возвращаться.

— Несмотря на все тяготы того времени, во многом жизнь поляков, не по своей воле прибывших в Казахстан, зависела от участия местных жителей. В отличие от местных властей, бросивших переселенцев на произвол судьбы, простые казахи отнеслись к полякам без всякой ненависти, делились с ними всем, что сами имели. Приведу пример из Википедии, подтверждающий этот факт. Например, заместитель заведующего сельхозотделом ЦК ВКП(б) Ицков сообщал секретарю ЦК Андрееву, что в одном из колхозов Кустанайской области «ссыльным устроили такую радушную встречу, что отдали им дневной удой молока с фермы, так что даже дети колхозников в детплощадке остались без молока». Этот случай задокументирован. И в воспоминаниях бывшего председателя польского культурного центра можно прочитать о том же: «Мои будущие родители познакомились в вагоне для скота. Их семьи, которые раньше не знали друг друга, ехали в Казахстан в одном вагоне. Был 1936 год. Казахстан встретил их холодом. «Точка № 13» в окрестностях Чкалова оказалась местом их проживания. Было очень тяжело. Около таблички с номером точки — только магазин. Выкапывали землянки. Зимой многие умерли от голода. А сколько бы еще умерло, если бы не помощь местных казахов. Их юрты стояли поблизости. Они привозили польским ссыльным молоко, мясо, масло. Самым трудным было купить хлеб. Поставки были редкими и нерегулярными».

По официальным данным, в настоящее время в Казахстане проживают около 35 тысяч поляков. По словам Ларисы Кальковой, назвать точное количество поляков, проживающих в Жамбылской области, затруднительно — приблизительно 350 человек, из которых 50 — члены польского культурного центра. Часть переселенцев, чтобы не осложнять себе жизнь в годы репрессий, предпочла документально изменить национальность. Сегодня им приходится обращаться в архивы, чтобы восстановить свою национальную принадлежность. Также в нашей области много смешанных браков, где один из супругов — поляк или потомок депортированных поляков.

— В настоящее время мы ведем работу по сбору данных о поляках, депортированных в Казахстан, тех, кто проживал в Жамбылской области, кто переселился сюда из Костанайской и Северо-Казахстанской областей. Увы, информация пока скудная. У поляков, живущих сейчас в Казахстане, две родины. Одна историческая, о которой они знают из рассказов предков, и вторая — земля, где они родились, выросли среди гор и степей. У меня тоже две родины, но одно сердце, которого хватает на две земли — польскую и казахскую. Я хочу сказать спасибо всем казахстанцам за то, что имею возможность жить в мире и согласии с другими этносами. У нас есть возможность изучать родной язык и сохранять польские народные традиции. И это дорогого стоит, — подчеркнула Лариса Калькова.

Людмила МЕЛЬНИК

Комментарии закрыты.