The news is by your side.

Всё под контролем

Ошибки директоров могут довести до административного дела

Конституцией РК закреплено право граждан на получение качественного образования. Для этого даже устанавливаются общеобразовательные стандарты, которых в своей деятельности должны придерживаться любые учебные заведения. А обеспечивать контроль над этим поручено департаментам по контролю в сфере образования. 

В народе говорят: не ошибается тот, кто не работает. Поэтому и в деятельности управлений образований и подведомственных им организаций случаются недочеты и нарушения. Об этом, а также о том, какая профилактическая работа ведется департаментом по контролю в сфере образования по Жамбылской области, мы побеседовали с руководителем ведомства Дамеш Ускумбаевой.

— Дамеш Шайхиевна, как часто в ваш департамент поступают жалобы на учреждения образования, и как вы работаете с обращениями граждан?

— Сегодня у нас действует иная проверка оценки степени риска организаций образования. Если к нам поступают обращения с жалобами в отношении работников или руководства детских садов, школ или колледжей, мы берем эти учреждения под контроль. Сначала направляем предупреждение со сроками исполнения всех ошибок и недочетов, спустя время проверяем их исполнение. Если ситуация остается прежней, дело может дойти даже до суда. Однако такая мера применяется лишь в крайних случаях. В 2017 году к нам поступило 21 подобное обращение. В итоге десять руководителей школ области были привлечены к административной ответственности. По остальным 11 конфликт сторон был решен мирно. На начало текущего года у нас на контроле находятся 45 учреждений образования, где будет проведена внеплановая проверка.

— Какие нарушения допускаются чаще всего?

— Мы выдаем образовательным учреждениям лицензию, без которой они не имеют права вести свою деятельность. Буквально недавно выяснилось, что одна из школ три года назад перешла с 9-летней на 11-летнюю систему обучения, но лицензии на это до сих пор не получила. Ответственность за такое грубое нарушение понесет директор школы. Сегодня дело передано в суд. Претензии есть и к районному отделу образования, который на протяжении трех лет скрывал данный факт.

Существует национальная образовательная база данных, в которую заносятся все данные об образовательном учреждении: начиная с года открытия и заканчивая количеством учащихся. Заполнять ее должны только руководители школ или их заместители, но многие директора не хотят возиться с компьютерами и поручают это информатикам или молодым педагогам. Те, в свою очередь, выполняют эту работу некачественно, допускают ошибки. К примеру, руководители 127 организаций образования региона в графе «Кем выдана лицензия» пишут «акимат» или вообще «Министерство здравоохранения». Одна из саманных школ Жуалынского района была внесена в базу данных как кирпичная. Дату постройки другой школы — 1987 год — записали «1887 год». Такие опечатки, мелкие досадные ошибки вызывают серьезные последствия. Мы составляем акт, который может привести к административному штрафу.

— Какие еще функции выполняет ваш департамент?

— С 19 июня 2017 года мы занимаемся вопросами апостилирования. Когда казахстанцы выезжают за пределы республики, мы подтверждаем подлинность документа об образовании. В результате он имеет законную силу в 97 странах Гаагской конвенции. За год мы апостилировали 129 документов. В основном граждане выезжают в Южную Корею, Америку, Чехию и Польшу на учебу. Однако четыре документа не были апостилированы: в двух случаях обратившиеся не были гражданами нашей страны, а два документа не имели законной силы. Дела переданы в правоохранительные органы для дальнейшего рассмотрения.

Как я уже говорила, мы выдаем лицензии на образовательную деятельность. Сложнее всего открыть медицинский колледж или даже медкафедры в действующих колледжах, так как много требований по части оборудования. Помимо этого, необходима клиническая база — это регламентирует другой документ, утвержденный Министерством здравоохранения РК. В нем содержится около 890 пунктов, которые колледж должен выполнить. В 2017 году были две попытки открытия медицинских колледжей или специальностей медицинского направления в регионе, но лицензии выданы не были.

— Дамеш Шайхиевна, а какова роль попечительских советов в образовательном процессе?

— Попечительские советы в учреждениях образования являются большим подспорьем в нашей деятельности. Раньше членов совета выбирал директор. Сейчас он лишен такого права. Состав совета утверждается только районными отделами или управлением образования. Он включает в себя представителей местных исполнительных и правоохранительных органов, неправительственных организаций, родителей учащихся. Однако количество государственных служащих не должно превышать трех. Совет имеет право вести свою деятельность независимо от директора, заслушивать отчеты администрации и присутствовать на уроках. Это помогает предотвратить незаконные, коррупционные или какие-либо иные незаконные действия со стороны руководителей школ и колледжей. Но если в колледжах такие советы уже активно функционируют, то вот в школах региона этот вопрос еще обстоит решать.

Беседовала Анель АБДИМОМЫНОВА

Комментарии закрыты.