The news is by your side.

Вы нам писали

Читатели дают поводы к размышлению

Редакционная почта — своеобразный барометр происходящих в области событий. Если внимательно присмотреться к темам, которые поднимают в своих письмах читатели, то можно безошибочно определить не только круг их интересов, узнать о проблемах общества, но и увидеть, как работает то или иное ведомство. И зачастую отклики эти далеко не лестные. 

С первых дней нового года в редакции газеты раздаются звонки по поводу нерегулярной доставки подписчикам периодических изданий сотрудниками АО «Казпочта». Причины самые разные: подписка оформлена в другом регионе, квитанции утеряны, не в тот почтовый ящик опустили. На первых порах корреспонденты, дабы не ставить под удар репутацию своего постоянного партнера, пытались утрясти проблему модным нынче методом медиации, то есть мирным путем: звонили руководству, разбирались по каждому конкретному случаю как в областном центре, так и в меркенском, рыскуловском районных отделениях. Помогало, но ненадолго. Через недельку-другую проблема вновь бумерангом возвращалась к тем же адресатам.

После появления критической статьи «Не газетные дни» руководство «Казпочты» провело служебное расследование и предоставило редакции ответ, в котором говорится, что «доставка периодических печатных изданий осуществляется по Таразу в первый день выпуска газет, в районах — на второй день. В связи с этим и возникает непонимание между почтальонами и подписчиками». Так оно, возможно, и должно быть в идеале, однако приложенные к ответу копии объяснительных записок подписчиков вызвали смутные сомнения в достоверности сказанного выше. Если верить ответу АО «Казпочта», то после бесед с клиентами стало ясно, что претензий к работе филиала по доставке периодических изданий они не имеют. Прозвонив по нескольким адресам, мы выяснили, что претензий действительно не стало, но после принятия административных мер к виновным. Выходит, то ли руководство решило слукавить, то ли его пытались обвести вокруг пальца. Как бы там ни было, проблемы устранили, и мы решили прикрыть тему. Однако о хронической забывчивости почтовиков вскоре вновь напомнили звонки нашего постоянного подписчика Михаила Анисимовича Сараева (г. Тараз, ул. Песочная, 3), который, по его словам, газету в течение января практически не получал. А может, в «Казпочте» просто не любят «Знамёнку»? Оказалось, в число изгоев попали и другие областные и республиканские газеты. К примеру, Жамбылский филиал Республиканского центра правовой информации, оформивший подписку на областные и республиканские издания через головной офис в Астане и по более высоким расценкам, не получал периодику в течение первой половины января. Это при том, что газеты, в которых публикуются законы, постановления Правительства и другие нормативные и правовые акты, необходимы сотрудникам РЦПИ для работы каждый день.

Жамбылский производственный филиал АО «КазТрансГаз Аймак» — еще одно ведомство, на которое жалобы сыплются со всех сторон. Причина — неприятие населением новых тарифов, утвержденных с 1 декабря 2012 года. Объективными были жалобы или нет, показала проверка. Сотрудники предприятия серьезно отнеслись к претензиям, сверили счета, оплату, выезжали на дом к абонентам и каждому предоставили письменный ответ. Частные вопросы были сняты, но в целом недовольство по поводу теплового коэффициента и тарифообразования осталось.

Так, аксакал Мамыр Инкарбеков вновь пришел в редакцию с претензией: «Почему в объявлении, опубликованном в вашей газете, тариф один, а в квитанциях другой, гораздо выше? Вот когда газовики опубликуют в газете новую цену, тогда я поверю, что их тариф законный». Возмущаются люди не из вредности, поскольку они действительно в первую очередь обращают внимание на разницу в суммах, а не на короткую приписку «без НДС». В итоге после прибавки 12 процентов налога на добавленную стоимость как раз и получается вторая, более высокая цена за оказанную услугу. Может быть, пришло время антимонопольному ведомству взять эту жалобу на заметку, не вводить людей в заблуждение ценами без НДС при утверждении тарифов, а ставить конечную стоимость услуги?

Еще одно письмо по поводу тарифов пришло недавно от С. Саитжанова (к сожалению, автор не указал своего имени). Он пишет (ссылаясь на статью «Гвоздь программы»): «Министерство нефти и газа, АРЕМ утвердили программу развития газораспределительной сети города Тараза. Однако это не значит, что в тариф надо закладывать амортизацию сетей. Приведу пример: автопарк, таксопарк перевозят пассажиров за определенную плату и не берут с них денег за ремонт автотранспорта. Поставщик обязан обеспечить газом потребителя, это его головная боль». Автор считает, что ставить современные счетчики бесплатно — тоже дело монополиста, и делает свои выводы в отношении их доводов. Вот такой расклад.

Немало нареканий высказывают наши читатели и по поводу применения температурного коэффициента в тех случаях, если прибор учета газа установлен на улице. Величина этого коэффициента становится известна лишь к концу месяца, а схема расчетов многим недоступна. К примеру, ООО «Челябинскрегионгаз» публикует температурные коэффициенты в СМИ, то есть расчеты доступны каждому.

У нас же, чтобы разобраться с коэффициентами, нужно идти на поклон к монополисту. Причем если Казгидромет вовремя не предоставит таблицу среднемесячных температур, газовики принесут квитанции с запозданием, и потребитель не успеет оплатить ее вовремя, что тоже чревато последствиями. Розничные цены на газ в России публикуются с учетом НДС, у нас кругленькую сумму стараются завуалировать фразой «без НДС». В общем, проблемы одинаковые, только там путаницы с ценами нет, и потребитель реально видит, какую сумму ему придется платить и на что рассчитывать.

И еще одна интересная деталь. Представители Жамбылского филиала «КазТрансГаз Аймак» в интервью нашей газете сетовали на отсутствие на местном рынке современных приборов учета с температурными корректорами, а журналистам из Алматы эти самые счетчики, отображающие показания сразу с учетом влияния факторов внешней среды, наглядно продемонстрировали в головном офисе «КазТрансГаз Аймак». Так почему бы акционерному обществу республиканского статуса не позаботиться о своих «дочках» и не обеспечить потребителей совершенными приборами нового поколения — для борьбы со своими же потерями, которые к тому же окупятся сторицей? Думается, вопрос этот не праздный и интересен не только журналистам, поскольку и государственные чиновники, и работники правоохранительных органов, и бабушки-пенсионерки — все мы потребители.

Завершая начатый в предыдущих материалах «Знамёнки» разговор об отношениях предприятий-услугодателей с населением — получателем этих услуг, напомним, что в редакционной почте есть немало аналогичных писем-жалоб. Они, конечно, не останутся без внимания, но нам бы хотелось, чтобы в нашей корзине было все-таки больше добрых писем-откликов.

Наталья ПЕРФИЛЬЕВА

Комментарии закрыты.