The news is by your side.

Выбраться из ловушки. Решать проблемы лучше с помощью специалистов

Решать проблемы лучше с помощью специалистов

В Казахстане все большим спросом пользуются услуги по выдаче онлайн-займов. Онлайн-кредиты при грамотном использовании должны работать во благо. На практике же часто получается наоборот.

 

Выход есть

Не всегда люди понимают, что если получить деньги через Интернет и не вернуть их, то придется нести такую же гражданскую и административную ответственность, как и при получении займов офлайн в банках или офисах микрофинансовых организаций. В результате помощь в закрытии микрокредитов является одной из самых востребованных услуг, предоставляемых адвокатами.

Суть проблемы кроется в том, что, подав заявку на получение онлайн-займа, человек не понимает, какие проценты придется заплатить. Например, обычно МФО дают деньги под два-четыре процента в сутки. То есть, получив 20000 тенге, человеку придется вернуть около 44 тысяч. В год набирается от 730 до 1460 процентов. Если клиент не возвращает микрокредит, то к процентам добавляется еще и пеня. Если не вернуть сумму с процентами и пеней вовремя, то через год она вырастет до 312 тысяч тенге. По этой причине своевременное обращение к юристам — это залог не только спокойствия, но и сохранности своего имущества, которого можно лишиться в случае усугубления ситуации. Потратив немного денег на юридическую помощь, можно сэкономить существенную сумму.

Чтобы узнать, как обстоит дело с проблемными онлайн-займами в Казахстане, мы обратились к руководителю юридической компании «Стопзайм» Айганым Киякбаевой. Это компания работает по всему Казахстану в режиме онлайн.

— Главной причиной большого роста количества проб­лемных онлайн-займов является материальное положение казахстанцев. Ни для кого не секрет, что большинство граждан получают небольшие зарплаты — от 80000 до 120000 тенге, платят налоги, покупают продукты, цены на которые растут. А еще нужны товары для дома, одежда и
обувь для себя и детей, поэтому и идут за кредитами, — считает А. Киякбаева.

По ее словам, в Казахстане с прошлого года наблюдался существенный рост количества проблемных онлайн-займов.

— За последний год услуги по закрытию микрокредитов стали еще более востребованными в связи переводом сотрудников на дистанционную работу и сокращением штатов в период пандемии. Суть нашей работы состоит в помощи людям, которые оказались в затруднительном финансовом положении по той или иной причине. При этом наши клиенты по мере возможности стараются оплачивать налоги и счета за комуслуги, — говорит она.

 

Как быть с коллекторами?

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан сроком исковой давности принято называть период, на протяжении которого пострадавшая сторона удовлетворит имеющиеся исковые требования. После его истечения сделать это будет уже сложнее. В Казахстане такой срок составляет три года. У МФО есть право обратиться в суд и после окончания срока исковой давности. Но если должник сможет доказать, что прошло уже более трех лет, дело будет закрыто. Требовать возврата средств кредитор может сам либо через коллекторов. Если онлайн-кредит был перепродан коллекторскому агентству, то МФО будет начислять процент и за работу специалистов по возврату денег.

Многие из коллекторов угрожают заемщику и даже совершают противоправные действия. В Казахстане уже было несколько вопиющих случаев, когда коллекторы регистрировались в качестве частных судоисполнителей и незаконными методами взыскивали долги. При этом у них имелся доступ к информационным базам уполномоченных органов, который использовался для получения персональных данных заемщиков.

Оказывая помощь в погашении микрозаймов, юрист не позволяет клиенту пойти на поводу у коллекторов. Ведь те зачастую хитрят: договариваются о выплате долга по частям, а сами продолжают начислять проценты. Между тем угрозы со стороны коллекторов или МФО запрещены законодательством Казахстана. Легальными являются только напоминание путем отправки смс-сообщений не чаще раза в сутки и четырех раз в неделю, обращение в суд и ожидание дальнейшего решения.

Стоит отметить, что среди МФО, стремящихся решить проблему законно, в основном популярные организации. Они стараются поддерживать репутацию честных кредиторов. Зато мелкие МФО не очень разборчивы в способах возврата долгов.

 

Выиграть суд возможно

Зачастую юрист советует своему клиенту согласиться на судебное разбирательство. Это обусловлено тем, что, когда суд выносит решение, МФО уже не сможет начислять проценты. При этом специалист будет стараться уменьшить долг клиента посредством списания неправомерных комиссий, пеней и прочего.

Юрист также обратит внимание на неточности в договоре. В соглашениях часто имеются расплывчатые термины. К примеру, «оплата зай­ма» не всегда ясно расшифровывается, аналогично обстоит ситуация и с расчетом процентной ставки. Отсутствует и четкая формула расчета, чем стараются воспользоваться МФО, чтобы завысить долг. Соответственно адвокат оспаривает это решение.

— Мне нравится, что на судебных процессах судьи дают ответчикам шанс рассказать о нечестном поведении истца и стараются принять справедливое решение. Зачастую представители МФО и коллекторских агентств выдвигают предложение о медиативном соглашении, удобном для заемщика. И мы стремимся не затягивать процессы, на первом или втором судебном заседании уже приходим к согласию, — делится опытом А. Киякбаева.

Если же МФО подала на клиента в суд, ему нужно во чтобы то ни стало списать незаконные штрафы и пени. Это поможет существенно сократить сумму долга и облегчить его возврат. А можно и вовсе обратиться в суд раньше кредитора. В последнем случае спектр работы существенно расширится, ведь придется проверить, является ли деятельность, осуществляемая компанией, законной.

С 2016 года организации, которые предоставляют онлайн-займы и услуги микрокредитования, должны иметь статус микрофинансовых вместо микрокредитных. Многие не сделали этого. Соответственно, право на начисление каких-либо процентов у них отсутствует, и их действия нарушают нормы законодательства Казахстана.

— В 2019 году 73 тысячи человек обратились в Генеральную прокуратуру РК с требованием признать онлайн-договоры недействительными. При этом люди не просили полностью списать с них долги, а выступали против грабительских процентов. Главным аргументом истцов в судебных спорах стало отсутствие у кредиторов регистрации в качестве МФО. Адвокаты по кредитным долгам сумели доказать, что компании не состояли на учете ни в виде банков, ни в виде микрофинансовых организаций. В итоге 97 процентов поданных исков было удовлетворено, и заемщики вернули лишь полученные в долг суммы, — рассказывает собеседница.

Айганым Киякбаева считает, что действующий закон РК «О микрофинансовой деятельности» требует изменений, благодаря которым проблем с микрозаймами у населения будет меньше.

— Мы стараемся вести дело так, чтобы клиенты, выплатив задолженность МФО, больше туда не обращались. Этому может поспособствовать совершенствование Закона «О микрофинансовой деятельности». Сейчас многие пункты закона противоречат друг другу. Необходимо ввести конкретные и единые условия для всех МФО и заемщиков. Но если человек все-таки попал в ловушку онлайн-кредита, он может обратиться за помощью к нам через сайт stopzaim.kz, — говорит юрист.

Темирлан КУСПАЕВ

Комментарии закрыты.