The news is by your side.

Выгоды мегапроекта

Запущена модернизация туристической индустрии

Организация Международной выставки EXPO-2017 стала одним из ключевых проектов Казахстана. Ее проведение способствовало интеграции национальной туристической индустрии в мировую экономику. 

Выставка придала импульс системной диверсификации экономики и технологической модернизации производственных мощностей и научной базы страны. За три месяца ее проведения в столицу прибыли 5,4 миллиона человек. Благодаря активной работе отечественного туристического бизнеса EXPO-2017 посетили 3,977 миллиона человек. Сейчас выставочный городок стал жилым кварталом с собственной инфраструктурой, в павильонах открыты офисы, конгресс-центры, музеи и другие объекты городского и республиканского значения. Планируется, что научно-исследовательский центр распахнет двери для молодых ученых, исследователей и студентов.

Для жителей столицы стало огромным плюсом развитие инфраструктуры города, связанное с проведением EXPO-2017, и, как следствие, создание новых рабочих мест. Также новый серьезный импульс к развитию получил малый и средний бизнес столицы и прилегающих регионов — прежде всего в сфере обслуживания населения, гостиничного бизнеса.

Во время подготовки к самому резонансному событию прошлого года проведена работа в сфере внедрения энергоэффективных технологий и возобновляемых источников энергии, улучшено качество транспортной инфраструктуры, в соответствии с международными стандартами унифицирована инфраструктура гостиничного бизнеса и сферы услуг города.

Тема EXPO-2017 «Энергия будущего» даст толчок развитию в Казахстане курортов «четвертого поколения» с применением альтернативных источников энергии, экологически чистых строительных материалов и продуктов питания, с сохранением девственной природы края.

Стратегическое видение развития индустрии путешествий в республике — это утверждение Казахстана в качестве глобальной туристической дестинации (это слово переводится как «место нахождения» или «назначения» — поскольку туристический продукт потреб-ляется там, где он непосредственно производится, путешественники, чтобы его испытать, должны физически присутствовать в дестинации). Индустрия туризма Казахстана должна развиваться в туристических кластерах с использованием потенциала технопарков, бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры предпринимательства.

В Казахстане возможно создание туристических кластеров с центрами в Астане, Алматы, Восточном, Южном и Западном Казахстане. Бывшая и нынешняя столицы будут позиционироваться в качестве центров делового туризма. Наряду с этим Алматы станет центром международного горного туризма. Астана с окрестностями и курортной зоной Борового станет центром кочевой культуры и разнообразия степи. Восточноказахстанский кластер «Мир чудес природы» — центром развития экологического туризма. Южно-казахстанский — «Сердце Великого Шелкового пути» — центром культурного туризма. Основным турпродуктом западноказахстанского кластера «Каспийская Ривьера» будет пляжный туризм.

Для регионов, не вошедших в создаваемые кластеры, планируется разработка небольших проектов по развитию туристической инфраструктуры, а также внедрение новых турпродуктов для развития внутреннего туризма. К одним из наиболее привлекательных направлений можно отнести экологический туризм. Для повышения занятости населения и обеспечения финансовой поддержки экономики в сельской местности целесообразно создавать условия для развития агротуризма. Он способен стать надежным инструментом охраны окружающей среды. В рамках агротуристических центров возможно создание фольклорных гостевых домов, ремесленных и сувенирных производств.

В целом в республике необходимо развитие шести главных продуктов туризма: «MICE-туризм» (деловой, связанный с проведением корпоративных мероприятий), «Культурный туризм и турне», «Активный и приключенческий отдых», «Пляжный туризм», «Отдых в горах и на озерах» и «Кратковременный отдых».

В Астане планируется создание парка высококачественных медицинских клиник с высоким уровнем технологической оснащенности. Медицинский туризм — это новый быстроразвивающийся сегмент международной индустрии путешествий, он включает в себя поездки с целью получения стоматологических, хирургических и других услуг в сфере здравоохранения. В широком смысле медицинский туризм определяется как сфера медицинской индустрии и гостеприимства, которая связана в единую систему рынка, включающую как медицинские учреждения, так и различные отрасли бизнеса — страхование, юридическую помощь, банковскую деятельность, транспорт и связь. Ожидается, что к основным странам, генерирующим в Казахстан туристические прибытия к 2020 году, будут относиться Россия, Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды, Китай, Узбекистан, Азербайджан, Кыргызстан, Туркменистан, Иран, Турция, ОАЭ, Саудовская Аравия, Израиль, Индия, США, Индонезия, Япония, Корея, Канада…

В деле повышения конкурентоспособности национальной туристической индустрии необходимо реализовывать проекты, включающие предоставление высококачественной информации туристам и инвесторам, обеспечение высокого уровня образования и подготовки специалистов в сфере индустрии путешествий.

При создании интегрированной системы индустрии путешествий нужно стремиться в первую очередь к удовлетворению туристических потребностей населения нашей республики, а также уделить внимание тем странам, которые проявляют повышенный интерес к Казахстану.

Решение проблем отечественного туристического рынка должно проводиться поэтапно, совместно с представителями исполнительной власти в регионах, что позволит значительно упростить и ускорить процессы формирования привлекательности республики для иностранных путешественников.

Марина КЕНЖЕБАЕВА,
заведующая кафедрой «Экономика»
ТарГУ имени М. Х. Дулати

Комментарии закрыты.