The news is by your side.

Выход есть

Лишившимся образовательного гранта студентам предложили альтернативу

Уже несколько дней жамбылские студенты Казахского национального университета имени
С. Асфендиярова и их родители взывают к властям. Изменения, внесенные Правительством Казахстана в бюджетную программу, лишили их возможности за счет средств регионального бюджета осваивать врачебные специальности в одном из ведущих вузов страны. Почему для наших студентов закрылись двери престижного университета, и какие альтернативы предлагают местные власти? 

Три года назад для устранения дефицита врачебных кадров в области, особенно в сельской местности, руководство региона приняло решение ежегодно направлять за счет бюджетных средств лучших выпускников сельских школ (по три из каждого района) в Казахский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова. Правда, с условием, что, отучившись, молодые специалисты вернутся в село. Данный вопрос был отражен в Плане мероприятий о реализации программы развития Жамбылской области на 2011 — 2015 годы, утвержденном главой региона 4 марта 2011 года. За это время образовательную путевку в одну из ведущих кузниц медицинских кадров республики получили 116 выпускников жамбылских школ. И вот сегодня студентам грозит возвращение домой.

По словам заместителя акима области Ерканата Манжуова, в связи с принятием Правительством РК 21 мая 2013 года постановления № 504 «Об утверждении Типовых правил оказания социальной помощи, установления размеров и определения перечня отдельных категорий нуждающихся граждан» на сегодняшний день дальнейшее финансирование обучения будущих медиков в рамках региональной бюджетной программы невозможно.

— Раньше в этом постановлении не было конкретики, в каких случаях может оказываться социальная помощь, поэтому тогда действия местных властей были вполне законными. Сегодня в документе четко определены категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, — пояснил на брифинге журналистам Ерканат Манжуов. — В текущем году на эти цели (на финансирование обучения студентов медвуза. — Прим. авт.) нами было предусмотрено порядка 90 миллионов тенге. Но еще раз повторю, теперь уже нет правового механизма, чтобы перечислить деньги. В ближайшее время эти средства будут перераспределены на другие нужды области.

По поручению акима области Карима Кокрекбаева создана рабочая комиссия, которая должна была найти выход из тупика и предложить студентам наиболее безболезненную альтернативу.

— Мы досконально изучили данный вопрос, рассмотрели разные варианты. Но в очередной раз лишь убедились в том, что законно обойти данный документ невозможно. Тогда решили искать альтернативу, — отметил Е. Манжуов. — Встретились с ректором университета им. С. Асфендиярова и договорились, что, несмотря на просрочку оплаты за первое полугодие, наших студентов допустят к сдаче экзаменов. Акимам районов поручили провести разъяснительную работу со студентами и их родителями, а также найти спонсоров, готовых оплатить полугодовое обучение ребят из малообеспеченных семей. Сегодня я уже могу смело сказать, что спонсоры найдены. Но вот далее студенты должны решить: или оплачивать учебу самостоятельно, или переводиться в другой вуз.

На данный момент стоимость обучения в медвузе составляет 780 тысяч тенге в год. Для молодых людей из малообеспеченных и многодетных семей предусмотрена скидка от 10 до 50 процентов. Годовую оплату можно производить частями.

Кроме этого, по словам Ерканата Манжуова, при Министерстве образования и науки РК создан финансовый центр, готовый выдать студентам образовательный кредит.

— Кредитный договор заключается не с родителем, а непосредственно со студентом сроком на 17 лет. При этом залоговое обеспечение не требуется. Выплачивать заем молодой специалист начнет только после окончания вуза, из своей заработной платы, — пояснил Е. Манжуов.

Тем студентам, кому престижный вуз не по карману, местные власти предлагают перевестись в другие учебные заведения, в том числе и медицинской направленности, где стоимость обучения в разы ниже. Принять желающих готовы и два государственных вуза региона.

— Мы можем осуществить перевод и восстановление студентов на тот же курс по родственным специальностям «Биология», «Дефектология», «Психология», если разница в учебных планах для бакалавриата составляет не более пяти учебных дисциплин обязательного компонента. При переводе студент зачисляется на соответствующий курс, — отметила проректор Таразского государственного педагогического института Расима Амандосова.

— Ситуация неординарная, заслуживающая большого внимания, — считает депутат областного маслихата Гульдара Нурумова. — Будучи руководителем медицинского учреждения, знаю, как остро стоит проблема нехватки врачебных кадров в нашей области, что отражается на качестве медицинских услуг. Жаль, что сегодня такая хорошая инициатива руководства региона пока не имеет продолжения. Но хочу подчеркнуть, что большинство студентов учатся на третьем — четвертом курсе, то есть половина срока обучения оплачена государством, что немаловажно. Поэтому родители и студенты должны отнестись с пониманием к создавшейся ситуации: или выбрать один из предложенных вариантов, или продолжить обучение за свой счет.

Татьяна БОРИСЕНКО

Комментарии закрыты.