The news is by your side.

Выявить и помочь. Обеспечить право ребёнка на безопасную образовательную среду

Обеспечить право ребёнка на безопасную образовательную среду

Проблема буллинга в учебных заведениях страны не теряет актуальности и продолжает тревожить родителей. Последствия этого вида насилия для подростка могут быть очень серьезными и оказать негативное влияние на всю жизнь.

Чтобы помочь родителям разобраться в этой непростой теме, журналисты онлайн-журнала Comode.kz попросили семейного и подросткового психолога и эксперта антибуллинг-сообщества Светлану Богатыреву рассказать, как взрослые должны помогать детям в случае возникновения проблемы, и что делать, если ситуация зашла слишком далеко.

— Какие виды буллинга существуют?

— Так как буллинг является одним из видов насилия, а насилие в мировой практике подразделяют на четыре вида, соответственно, у буллинга есть такие же классификации: психологический — унижения, оскорбления, запугивание; экономический — порча имущества, финансовые поборы, вымогательство (жертву «ставят на счетчик»); физический — толчки, затрещины, серьезные избиения; сексуальный — домогательства, создание оскорбительных мемов, распространение личной информации.

Также к психологическому буллингу можно отнести бойкотирование, игнорирование, когда всем классом ребенка исключают из чатов, не разговаривают и не приглашают на общие мероприятия.

— Есть ли статистика по Казахстану? Насколько остро сейчас стоит проблема буллинга в учебных заведениях?

— По Казахстану масштабных исследований буллинга нет, но международные организации дают информацию, что буллингу подвергаются около 60 процентов детей. Наше Министерство здравоохранения предоставляет более скромные цифры — 20 процентов, 11 процентов из которых подверглись кибербуллингу. Но в любом случае это высокие показатели, проблема считается масштабной, ею занимаются на государственном уровне.

— Что делать, если родители видят, что ребенка обижают в школе, но сам ребенок не признается в этом? Как распознать, что ребенок подвергается буллингу?

— Дети не всегда рассказывают, потому что стесняются или боятся сделать хуже. Боятся, что родители побегут разбираться, а это усугубит ситуацию, их будут называть стукачами. Некоторые дети считают, что у взрослых и без того много проблем, и стараются оберегать их. А кто-то уверен, что уже взрослый и должен справиться сам. Особенно часто так поступают мальчишки. Во всех перечисленных случаях дети рассказывают, когда уже наступает какая-то крайняя стадия.

Первые звоночки для родителей — это нарушения сна и аппетита у ребенка. Вообще, любые проблемы сразу влияют на физиологию, на то, как ребенок ест и спит. Это может быть либо бессонница, либо, наоборот, слишком длительный сон, потеря аппетита или нервное переедание. Также следует обратить внимание на испорченные вещи ребенка, пропадающие из дома деньги, чрезмерно возбужденное и тревожное состояние, когда ребенок прячет телефон, отказывается под разными предлогами идти в школу и придумывает несуществующие болезни, или у него реальная психосоматика — болит живот, голова и все, что угодно, лишь бы появилась причина не идти в ту среду, где ему плохо.

Если родители наблюдают что-то подобное, то стоит начать потихонечку расспрашивать ребенка, попытаться вывести его на разговор или поговорить с классным руководителем и задать вопросы в родительском чате. То есть попытаться исследовать проблему.

— Куда обратиться родителям, если ребенок подвергся буллингу, как помочь ему в этой ситуации?

— Мы разработали алгоритм, согласно которому родителям стоит действовать. Сначала нужно установить доверительные отношения с ребенком, поговорить открыто и установить факты. Сделать скриншоты сообщений или комментариев, если таковые были, собрать испорченные вещи, съездить с ребенком в медучреждение, чтобы зафиксировать побои (если речь о физическом буллинге) —
то есть собрать доказательную базу. Далее нужно поговорить с классным руководителем, объяснить ситуацию, узнать позицию и попросить что-то предпринять. Какое-то время понаблюдать: если на уровне классного руководителя это не решается или педагог отрицает проблему, то донести информацию до администрации школы. Обязательно в таких случаях должно быть написано заявление на имя директора с изложением фактов. Можно приложить подтверждающие документы, попросить секретаря зафиксировать обращение и оставить себе копию и регистрационный номер. В течение двух недель, согласно закону, должен быть аргументированный письменный ответ. Если меры, которые предприняла школа для решения проб­лемы, не работают, то нужно обращаться в управление образования или в департамент по обеспечению качества в сфере образования с заявлением. Представители этих структур должны инициировать проверку, установить причастных и назначить эффективные и действенные меры.

Если буллинг физический, то родители вправе сразу вызвать инспектора и написать заявление в полицию (для этого нужно будет пройти судебную медицинскую экспертизу и указать факты).

Иногда считается, что если ребенок не достиг 14 лет, то бесполезно подавать на него заявление в полицию, но это не так. Ответственность несут родители, которых могут обязать выплачивать штраф за ненадлежащее воспитание ребенка, а сам ребенок будет поставлен на учет в полиции. Родителям пострадавшей стороны очень важно знать все эти шаги, понимать, как в правовом поле решается проблема и на какие рычаги давить, потому что очень часто устная беседа, например, с классным руководителем или директором школы не дает нужных результатов.

Важно отстаивать права своего ребенка на безопасную образовательную среду. У нас в законе об образовании прописано, что ребенок имеет право обучаться в безопасной среде, и эту безопасную среду обязаны создать руководители образовательного учреждения.

— А что делать родителям, которые узнали, что их ребенок является инициатором или соучастником буллинга по отношению к другим детям?

— Если ребенок является инициатором буллинга, очень важно уметь признать проблему. Часто родители говорят: «Не может быть, наш ребенок хороший, позитивный…». Но тут важно понимать, что ребенок дома и ребенок в школе — это два разных ребенка. Если на ребенка жалуются, то нужно перепроверить все, поговорить и обсудить. Нужно помочь ребенку, потому что такое поведение — это сигнал о внутреннем неблагополучии, ребенку может быть больно и плохо, возможно, над ним самим издевались либо он хочет таким образом добиться какого-то статуса в коллективе и ему нужна поведенческая терапия. Решать такие проблемы нужно сразу, чтобы ребенок не тащил такое поведение во взрослую жизнь.

Серьезное наказание, безусловно, должно быть, если имели место жесткие правонарушения. В таких случаях должна вмешаться правоохранительная система.

— Сейчас время каникул. Как обстоит ситуация с буллингом в этот период? Что вы посоветуете родителям?

— Во время каникул случаев буллинга значительно меньше. Показатели также падали во время пандемии, когда дети обучались дистанционно. Стало понятно, что детям проще, когда они друг с другом не пересекаются, потому что все-таки школа — это место, которое ребенок сам не выбирал. То есть его определили в какую-то
группу, с которой нужно взаимодействовать. Это бывает сложно даже для взрослых. Летом, конечно, обстановка обычно меняется, но важно помнить, что с буллингом ребенок может столкнуться не только в школе, но и в кружке, в который он ходит, и во дворе, где гуляет. Поэтому очень важно родителям отслеживать контакты ребенка и понимать, что такие ситуации не разрешаются без вмешательства со стороны взрослых. Нужно вовремя встать на защиту своего ребенка и показать, что он не одинок. И, конечно, нужно учить ребенка осмотрительному поведению, отстаиванию своих границ, повысить его само­оценку, самоуважение, чтобы он умел правильно ответить и адекватно реагировать на возникающие ситуации.

— В каких случаях ребенка необходимо перевести в другую школу?

— Это решение должны принимать родители обязательно вместе с ребенком с учетом его видения проблемы. Потому что это двойственная ситуация. С одной стороны, если все время убегать от проблемы, то невозможно научиться справляться с трудностями. Должна быть какая-то попытка решить проб­лему на месте. С другой стороны, ребенку может быть настолько морально и физически тяжело, что это становится прямой угрозой его психической и физической безопасности. Тут надо взвешивать аргументы и всегда ставить выше всего интересы ребенка.

— Чем занимается антибуллинг-сообщество? Каким образом вы помогаете ребятам, которые столкнулись с буллингом?

— Антибуллинг-сообщество —
это сообщество специалистов: психологов, медиаторов, юристов, тренеров по детской безо­пасности и всех взрослых, кто неравнодушен к проблеме буллинга. Мы работаем таким образом: можно подать заявку онлайн, координатор ее рассматривает, связывается, назначает время Zoom-встречи, на которой собираются эксперты, выслушивают, задают вопросы, проясняют ситуацию и подбирают схему действий и рекомендации для каждого конкретного случая.

Если мы видим, что кто-то из экспертов сообщества может включиться и оказать практическую помощь, например, составить документы, или медиатору необходимо выехать в школу, организовать переговоры, или психологу провести какой-то тренинг, то назначаем специалистов, которые работают с кейсом до тех пор, пока ситуация не разрешится.

— Работаете ли вы с образовательными учреждениями, чтобы предотвратить буллинг в школах и колледжах?

— Да. Мы разработали бесплатный онлайн-курс для педагогов и психологов школ, который можно смотреть и родителям. В нем собраны базовые рекомендации, используя которые, школа может организовать профилактику или работать с уже возникшим случаем. Этот курс находится в свободном доступе, и любой желающий может его пройти. Плюс совместно с уполномоченным по правам ребенка города Алматы мы разработали протокол для образовательных учреждений по работе с проб­лемой буллинга. Он также в открытом доступе, его можно скачать и без проблем внед­рить в любой школе, а мы можем проконсультировать, если возникнут какие-то трудности.

— Как вы считаете, возможно ли искоренить это явление? Что для этого нужно сделать?

— Одно из моих любимых утверждений, что хорошая школа — не та, в которой нет буллинга, а та, в которой умеют его выявлять и с ним работать. Потому что в природе, если вспомнить поведение животных, есть иерархия — есть альфа-самец, бета-самец, и они все время грызутся за статус. Такая же социальная динамика наблюдается и у людей — мы доказываем друг другу, кто лидер, кто круче. Но на то мы и люди, чтобы этим управлять, чтобы борьба за статусы не превращалась в кровавую бойню. Нужно изучать вопросы групповой динамики, лидерства, показывать детям, что лидерство — штука гибкая, что все мы разные, и это не плохо, а, наоборот, хорошо. Показать, как в разных ситуациях проявлять свои сильные стороны.

Класс — это не просто отдельные дети, это команда, в которой все взаимосвязаны и могут друг другу помогать. И задача, например, классного руководителя — способствовать этому командообразованию. Хороший выход — освобожденный классный руководитель, то есть педагог, который в классе не преподает никакие предметы, а занимается психологическим климатом, отношениями и раскрытием способностей каждого ребенка. Взрослые должны помогать детям конструктивно сосуществовать.

Искоренить буллинг невозможно в силу человеческой природы, но можно научить правильно регулировать ситуацию, если она возникла. Этим должны заниматься взрослые. Мировой опыт показывает, что если у детей есть защитники, которые высказываются в их поддержку, то буллинг прекращается. Так что этой проблемой просто нужно правильно заниматься.

По материалам онлайн-журнала Comode.kz
подготовила Карина МУРАТОВА

 

Комментарии закрыты.