The news is by your side.

Вызов принят. Скорость мышления, сообразительность и гибкость ума

Скорость мышления, сообразительность и гибкость ума

В Таразе прошла республиканская квест-игра, в ходе которой участники решали интересные головоломки, логические задачи и блистали знанием истории родного края.

В современном обществе люди стали более избирательно относиться к потребляемой информации. Поколение думающих людей все услышанное подвергает сомнению, анализирует и делает из этого свои выводы. В связи с этим, воспитание патриотических чувств в молодежи старыми методами совсем не работает. Чтобы что-то полюбить, нужно как минимум с этим познакомиться. Поэтому сегодня анализируются актуальные проблемы поиска современных и действенных форм воспитательной работы со студентами и старшеклассниками. Одним из таких решений стали квесты. В качестве содержательного наполнения они предполагают освоение музейного пространства, изучение памятников архитектуры, археологии и культуры города. Актуальность и целесообразность применения квестов в воспитании студентов и старшеклассников обусловлена ориентированностью молодежи на игровые и интерактивные формы занятий, на недостаточную готовность и способность к систематической научно-исследовательской и самостоятельной образовательной деятельности.

Однако организация квеста — это долгий и трудоемкий процесс, требующий не только времени и сил, но и колоссальных знаний истории и географии родной земли. Квесты невозможно использовать как способ знакомства с достопримечательностями и в качестве развлечения для иностранных туристов. Ведь чтобы в полной мере получить удовольствие и насладиться процессом, участники должны обладать хотя бы базовыми знаниями о местности. Какие исторические и архитектурные памятники расположены в городе, где находятся главные достопримечательности и как они могут быть связаны между собой — именно на таких знаниях, например, строился большой квест, проведенный в Таразе.

Вторая республиканская квест-игра «Тарихы терең Таразым» вновь привлекла внимание не только местной молодежи, но и гостей из соседних регионов. Так, в очередных стартах, организованных областным молодежным ресурсным центром, приняли участие ребята из Кызылординской и Туркестанской областей, города Тараза, местная волонтерская организация «Sunqar», а также команды Байзакского, Мойынкумского, Жуалынского, Шуского и Жамбылского районов.

В ночь перед игрой капитанам команд отправили первое задание и подсказку, решив которую, они должны были узнать место и время начала квеста. Конечно же, стартовое задание было разминочным, и все команды без проблем выяснили, что главный вызов им предстоит принять утром возле монумента «550-летие Казахского ханства». Здесь их ждали организаторы, которые приготовили интеллектуальное испытание на знание истории Казахстана.

— В завершение первого этапа командам предстояло определить место второй остановки. Для этого необходимо было сначала собрать разрезанные на мелкие кусочки фотографии, а затем по ним понять, куда предстоит двигаться дальше. На снимках ребята находили Жениса Сейдуалиева, Женис Искакову и машину «Победа». Конечно же, не все могут знать в лицо даже таких известных личностей, однако название легендарной машины известно всем, поэтому каждая команда в конце получала самую очевидную подсказку на то, что второй этап соревнования их ожидает в парке «Жеңіс». Попав на место, команды, в которых были ребята, не прогуливавшие уроки начальной военной подготовки, заметно воодушевились — первым заданием второго этапа стала разборка и сборка автомата Калашникова. Затем участникам вновь предстояло пошевелить извилинами и ответить на вопросы об аварии на Чернобыльской атомной станции и Великой Отечественной войне, — рассказывает руководитель областного молодежного ресурсного цент­ра Арайлым Абдуалиева.

Конечно же, две такие обширные темы не сразу покорились командам. Большинство потеряли в парке много времени, но с помощью подсказок и наводящих вопросов им удалось преодолеть этот увлекательный и сложный этап.

Подсказка, полученная в парке «Жеңіс», направляла участников в областную универсальную научную библиотеку имени Ш. Уалиханова. Имя известного ученого, историка и этнографа в первую очередь ассоциируется с наукой и образованием. Поэтому здесь команды ждали тематические вопросы об истории становления системы образования Казахстана. В ходе квеста участники ответили на десятки вопросов о великих деятелях и знаменательных событиях, благодаря которым развивалась современная система образования.

Следующая подсказка указывала на казахского государственного и политического деятеля Турара Рыскулова. Значит, следующая остановка — центральный парк города. Здесь командам предстояло разделиться. Одному из игроков нужно было подняться на уровень выше — в канатный парк. В то время как коллективы набирали баллы, собирая пазл, участники главного испытания проходили маршрут по канату. Это было не только испытанием силы и ловкости, но и внимательности. Спортсменов предупредили, что на маршруте их ждет подсказка. То есть необходимо было осматриваться по сторонам, ведь без этой подсказки дальнейшее продвижение было просто невозможно.

— В разных местах канатной дороги для участников были спрятаны бумажки с номером телефона. Позвонив по нему, они связались с одним из наших сотрудников, который поздравил их с успешным выполнением испытания и дал новую подсказку. Самые сообразительные, услышав ее, поняли, куда им предстоит ехать. Некоторым же пришлось перезванивать и уточнять. Но все же в итоге все успешно добрались до историко-культурного комплекса «Древний Тараз», — продолжает организатор.

Здесь командам предстояло пройти ряд испытаний, которые на сей раз не останавливали их продвижение, но успешное выполнение давало дополнительное пре­имущество. Так, в областном историко-краеведческом музее в ходе специальной викторины организаторы проверили знания участников квеста. Затем их ждал один из самых креативных и интересных конкурсов — аудиотур. Ребятам включали записи выступлений Мукагали Макатаева и Шерхана Муртазы, и они пытались определить обладателя голоса.

— Квест получился увлекательным и познавательным. Конечно же, с первых минут появился лидер гонки. По итогам квеста-игры все команды сумели преодолеть маршрут, однако у победителя это заняло всего три часа, а вот у последних финишировавших — восемь часов. Мы приложили много сил для организации этого мероприятия. Была сформирована специальная рабочая группа, которая занималась разработкой всех этапов квеста. Для реализации отдельных этапов привлекались активисты, которые знали только о своей части работы. Чтобы сохранить конфиденциальность и избежать утечек информации, для организации честной и увлекательной игры, полная картина предстоящих событий была известна лишь узкому кругу лиц, — сказала А. Абдуалиева.

По словам организатора игры, создание качественного квеста может занять более семи дней. Во-первых, необходимо сначала выбрать знаковые места на карте города, затем придумать, как их тематически объединить с предстоящими заданиями. Кроме того, сами задачки нельзя подавать открыто, их нужно где-то спрятать, а значит, очень многое зависит от того, пригодно ли для этого место.

— Можно, например, просто нарезать бумагу с буквами, из которых предстоит собрать подсказку. А можно и усложнить задачу: написать буквы на дне стаканчиков с темными напитками, которые предстоит сначала выпить. Или же закопать пластиковые буквы в песок, или даже заморозить их в формочках для льда, чтобы участникам предстояло их оттуда достать. В ходе игры используются также шарады, головоломки, анаграммы. Можно тестировать участников не только на наличие определенных знаний, но и на гибкость ума и сообразительность. Это придает дополнительную сложность и позволяет организовать качественную игру, чтобы они принесла удовольствие всем ее участникам. Думаю, этот опыт можно считать успешным, и в будущем новые квест-игры от нашего молодежного ресурсного центра будут только масштабнее, интереснее и более захватывающими, — подытожила Арайлым Абдуалиева.

По результатам игры безоговорочную победу одержала команда «Тұран»» из Туркестанской области. Серебро досталось местным командам «Тараз жастары» из областного центра и «Байзақ жастары» из Байзакского района. На третьей ступени пьедестала расположились команды «Сыр жастары» из Кызылординской области и «Enigma» из города Тараза. Торжественное награждение и чествование победителей состоялось в ресторане «Кәусар».

Как отметили сами участники, совсем не важно, на каком месте ты оказался по итогам гонки, важен лишь тот факт, что твоя команда смогла преодолеть столь сложный маршрут, а значит, каждый пришедший на финиш — уже победитель. Ребята в теплой дружеской обстановке отпраздновали завершение второй респу­ликанской квест-игры, искренне поблагодарили организаторов, а гости из соседних регионов пообещали подготовить свою игру и поездку по достопримечательностям Кызылординской и Туркестанской областей, благо знаковых и красивых мест, по заверениям ребят, у них предостаточно.

Алексей ПОЛЯКОВ

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.