The news is by your side.

Взгляд художника

Авторское кино — особый жанр

Фильм «Өзен» («Река») казахстанского режиссера Эмира Байгазина завоевал приз 75-го Венецианского кинофестиваля за лучшую режиссуру в секции «Горизонты». В роли художника-постановщика картины выступил Сергей Копылов, известный в Таразе как театральный художник и скульптор. 

О фильме и своем участии в нем Сергей рассказал в интервью нашей газете.

— Поздравляем Вас и всех причастных к созданию картины с победой. Вы присутствовали на ее мировой премьере в Венеции. Поделитесь впечатлениями.

— Венеция — это город, в котором история в гармонии с современностью. Правда, очень много туристов. Такое впечатление, что находишься на историческом базаре. Мы, конечно, выполнили всю полагающуюся туристическую программу: прошлись по площади Святого Марка, посмотрели Дворец дожей и покатались на гондолах по венецианским каналам. Что касается фестиваля, он был не только хорошо организован, но и по качеству представленных картин, по мнению критиков, превосходил Каннский кинофестиваль этого года.

— В интервью по окончании работы над фильмом «Раненый ангел» Вы говорили, что приходилось осваиваться в деятельности в качестве художника-постановщика по ходу съемок. Для вас это был дебют в кино. Судя по тому, что критики отметили «визуальную восхитительность» «Реки», в этот раз Вы были во всеоружии в профессиональном смысле?

— Это была моя третья картина с Эмиром Байгазиным. И если перевести в классы, то я еще не окончил и начальной школы. Каждый фильм — это опыт, необходимый для следующего проекта, и учиться можно только на своих ошибках. Действительно, ведущие мировые киноиздания, такие как «Холливуд репортер», «Скрин дейли», «Синеропа», отметили в числе прочего визуальную привлекательность ленты. Я имею к этому отношение, но хочу заметить, что кино хоть и коллективное творчество, но строится вокруг режиссера, и такая феодальная (в хорошем смысле) структура определяет в конечном счете успех.

— Расскажите немного о сюжете и о том, как создавался изобразительный ряд.

— Фильм повествует о пяти братьях-подростках, растущих вдали от цивилизации, жизнь которых резко меняется после визита городского мальчика по имени Канат. Это внешне простая притчевая история, но она полна драматизма. Эмир обозначил ее главную мысль словами царя Соломона: «Помыслы человека подобны глубоким водам». Съемки проходили на реке Или в Алматинской области. Моя работа заключалась в организации пространства фильма. Начали с разработки макета дома, потом возводили его, обустраивали двор, хозяйственные постройки. Обживали эти строения. Нам помогали солнце, дождь, ветер, так что к моменту съемок получили хорошую фактуру. Все остальное — съемочный процесс, где основную работу проделали режиссер, оператор и герои фильма. Для ребят это было сложное испытание как физически, так и морально. Но они получили достойное вознаграждение, побывав в Венеции. Пятеро братьев по фильму в белых костюмах и один Канат в черном представляли там не только героев, но и идею картины, вызывая неподдельный интерес к ней зрителей и гостей фестиваля.

— Возникло ощущение, что такому впечатляющему успеху должен был сопутствовать больший медийный резонанс. Или у нас не столь широк круг поклонников авторского кино?

— Авторское кино — это особый жанр, у которого есть свои почитатели. Дело в том, что оно сохраняет душу кино. В противном случае последнее превратится в набор из спецэффектов, закадрового смеха, гламурной картинки и поп-корна. Как человек без души превращается в животное, так и кино без души становится бессмысленным развлечением. Поэтому Голливуд, кузница мирового кинематографа, поддерживается и питается авторским кино, чтобы не умереть от пошлости. Он использует новые формы, решения, образы, идеи, им найденные. Не случайно Эмира Байгазина пригласили в Голливуд на стажировку со сценаристами и режиссерами мирового уровня. А резонанс был и имел разные формы выражения. Например, на родине Эмира в Актобе сразу после победы в Венеции появились билборды с поздравлениями в его адрес. Министр культуры и спорта Казахстана Арыстанбек Мухамедиулы публично поздравил режиссера и порекомендовал всем посмотреть фильм.

— Как складывается судьба картины? Когда ее смогут увидеть казахстанцы? Уверена, многие этого ждут с нетерпением.

— После Венеции состоялась североамериканская премьера на Международном кинофестивале в Торонто. «Река» была представлена в конкурсной программе «Платформа», где удостоилась почетного упоминания жюри и заняла ведущее место в рейтинге независимых кинокритиков «Скрин дейли». Азиатская премьера состоится в Токио. Исполнительный директор фестиваля Ёси Ятабэ уже дал ей неплохие рекомендации. Казахстанская премьера будет на кинофестивале «Звезды Шакена» в ноябре этого года. Впереди еще много фестивальных показов во всем мире, но это уже отдельная жизнь самой картины. А нам, команде «Emir Baygazin production», надо готовиться к новым проектам и новым съемкам.

Беседовала Елена ЛЯЛИНА

Комментарии закрыты.