The news is by your side.

Взят курс на модернизацию. Многообразие стратегий развития

Многообразие стратегий развития

Как может измениться сама система высшего образования, какие перемены уже наступили и что ждет отечественных студентов в недалеком будущем?

В последние десятилетия в значительной степени изменился образовательный ландшафт казахстанской и мировой высшей школы. Появились новые механизмы адаптации вузов к сложившимся условиям, а также разнообразные стратегии дальнейшего развития.

Существенные структурные преобразования высшего образования в Казахстане начались еще в 90-х годах прошлого века, когда численность вузов и филиалов возросла многократно. В это время возникло большое количество негосударственных образовательных организаций, а в государственных интенсивно развивался сектор платных образовательных услуг, наблюдался бурный рост филиальной сети.

Следующим важным шагом на пути изменений стало появление вузов нового формата. Создаются так называемые локомотивы развития высшего образования —
научно-исследовательские институты, на которые возложена миссия выработки лучших практик и моделей в области управления, методики и содержания образования.

Деятельность таких институтов направлена на подготовку конкурентоспособных специалистов и обеспечения необходимыми научными, техническими и технологическими решениями. Такой вуз имеет соответствующее финансирование, также в его работе предусмотрено активное участие как бизнес-структур, так и местных властей.

В отечественной высшей школе также продолжают функционировать педагогические, медицинские, аграрные, технические университеты. Однако в последние годы грань между профилями начинает постепенно стираться, поскольку многие современные вузы так или иначе стремятся к классической универсальности.

Современные тенденции

Сегодня вуз, претендующий на звание современного и эффективного, должен быть успешен не только в основных видах деятельности —
образовательной и научной, но и представлять собой центр создания и развития инноваций.

К таковым относят предпринимательские университеты, которые в отличие от тех же классических интегрируют преподавательскую, научно-исследовательскую и предпринимательскую деятельность и получают от нее значительный доход, а также имеют в своей структуре различные объекты инновационной инфраструктуры.

Например, в США базой предпринимательских вузов являются примерно 235 так называемых исследовательских университетов I и II категорий, представляющих ядро американской системы высшего образования и основной центр ее фундаментальной науки. Среди них Висконсинский, Гарвардский, Йельский, Колумбийский, Стенфордский университеты, Массачусетский технологический институт и другие вузы, значительная часть которых в последнее время занимает первые места в мировых рейтингах. В Казахстане к предпринимательским университетам относят, например, Алматы Менеджмент Университет AlmaU.

Предпринимательский университет, являясь одним из элементов новой инновационной модели развития «Тройная спираль», выступает как новый баланс между наукой, образованием и властью. На практике это выражается в том, что университеты, занимаясь образованием и научными исследованиями, также вносят свой вклад в развитие экономики через создание новых компаний в университетских инкубаторах. Бизнес частично оказывает образовательные услуги, а государство выступает как общественный предприниматель и венчурный инвестор в дополнение к своей традиционной законодательной и регулирующей роли. Обсуждение условий и направлений эффективного сотрудничества университета с социумом, властными и бизнес-структурами, перспектив интеграции образования, науки и бизнеса, рассмотрение путей трансформации вузов в организации нового типа. Например, в этом направлении активно развивается Международный Таразский инновационный институт имени Ш. Муртазы.

Еще один из социально-экономических трендов современности –
образование в течение всей жизни. Эту задачу наряду с прочими структурами реализует корпоративный университет, представляющий собой систему непрерывного внутрифирменного профессионального образования, особую форму обу­чения, рассчитанную на определенную целевую группу, представленную работниками компании или целой отрасли.

Главная задача такого университета – профессиональное развитие сотрудников компании. Организация, на базе которой функционирует корпоративный университет, не только реализует стратегию своего развития и формирует единые корпоративные ценности, но и самостоятельно пополняет свой кад­ровый резерв, обеспечивает себя специалистами необходимой квалификации. Существуют два основных подхода к созданию корпоративного университета: через альянс вуза с крупной корпорацией или формирование отдельной самостоятельной структуры при традиционном университете.

Первые корпоративные университеты возникли в западных странах. В частности, идея подобных вузов зародилась в 1960-х годах в компании McDonald’s. Так, с целью адаптации выпускников школ МВА компания организовала собственный образовательный центр Hamburger University, а самый известный корпоративный университет был создан в компании General Electric. В настоящее время на территории Штатов функционируют более трех тысяч таких образовательных организаций. Крупнейшим корпоративным университетом является подразделение IBM Global Learning. Здесь трудятся свыше 3,4 тысячи преподавателей, работающих в 55 странах. В университете IBM уже прошли переподготовку более 130 тысяч сотрудников компании.

В Казахстане тоже в последнее время активно перенимают опыт зарубежных коллег. Так, Карагандинский государственный технический университет первым в стране принял на себя обязательства перехода на новую систему подготовки кадров и создал в 2008 году инновационно-образовательный консорциум «Корпоративный Университет», в состав которого вошли крупнейшие промышленные организации, такие, как АО «АрселорМиттал Темиртау», ТОО «Корпорация «Казахмыс»,
АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» и ряд других, которые стали активными участниками учебного процесса в КарГТУ. Сразу же произошли и другие изменения. Так, были скорректированы учебные планы и программы, ведущие специалисты стали проводить занятия по решению научно-технических проблем производства.

Но самым узнаваемым и популярным корпоративным университетом Казахстана, наверное, все же является BI University, который готовит специалистов строительного профиля для крупнейших проектов по всей стране.

Сегодня новые информационные и коммуникативные технологии обу­чения студентов существенным образом изменяют базовые принципы организации и предоставления образования, а вместе с этим и форматы современных вузов.

Так, в 1969 году в Великобритании был создан первый в мире вуз дистанционного обучения – Открытый университет. Обучение здесь осуществляется в режиме удаленного доступа, обеспечивая широкие возможности в плане предоставления гибких и вариативных схем, способов и содержания образовательного процесса.

В этом контексте нельзя не упомянуть так называемые «университеты для миллионов» – глобальные образовательные платформы, предлагающие всем желающим бесплатные онлайн-курсы. С платформами сотрудничают сотни обычных университетов. Из зарубежных глобальных образовательных платформ наиболее популярна американская Coursera, которая работает с 2012 года, многие граждане также слышали о Skillbox или их конкуренте Skillfactory. Казахстанские университеты пока не предоставляют таких курсов, но можно в качестве альтернативы выбрать российский Универсариум.

Практически любой уважающий себя современный университет тем или иным образом стремится быть представленным в международном пространстве. В зависимости от степени вовлеченности в процессы интернационализации все вузы можно разделить на три вида. Это –
национальные, имеющие довольно незначительное количество иностранных студентов и преподавателей, либо не имеющие их вообще, международные – где иностранцы в числе студентов и преподавателей, составляют от 25 до 75 процентов и космополитичные, в которых большинство студентов и преподавателей являются представителями разных стран и культур.

Большинство вузов в мире можно отнести к категории национальных. Их миссия – обучение, прежде всего, местных студентов. Интернационализация для таких образовательных организаций является скорее дополнительным преимуществом, но не приоритетом. Они характеризуются довольно низкой степенью включенности в мировое образовательное пространство и, как правило, имеют незначительное количество иностранных студентов и мало согласованные с зарубежными вузами программы обучения. Однако необходимо отметить, что в мировых рейтингах преимущественно лидируют именно национальные университеты.

Трансформация национального университета в международный или космополитичный – крайне сложная и зачастую трудновыполнимая задача. Любая попытка такого вуза стать международным будет являться прямой угрозой выполнению его ключевой миссии – удовлетворению кадровых потребностей страны или региона. Важно отметить, что лишь немногие из ныне действующих международных или космополитичных вузов достигли подобного статуса путем радикальной трансформации своей структуры. Большинство университетов подобной направленности были изначально созданы международными, а с течением времени все больше отходили от обучения местных студентов и переключались на международный контингент.

Опережающий характер развития в таких вузах может быть достигнут путем реализации принципа единства научной, образовательной и предпринимательской деятельности, а также за счет повышения значимости научных исследований в формировании образовательных программ, включения научных результатов непосредственно в производственную сферу, существенного усиления языковой подготовки выпускников до уровня требований международных сертификационных центров.

Что ожидает отечественные университеты? Каким будет облик высшей школы? Согласно прогнозам, в ближайшие 25 лет образовательную систему определят такие факторы, как качественное изменение человеческого капитала, перманентная смена технологий, многократный рост платежеспособного спроса, развитие государственного языка и глобализация английского как профессионального и делового языка. Также предполагается новая волна коммерциализации высшего образования. Между тем отмечается, что роль предпринимательской деятельности будет важной, но вторичной для вуза будущего. Главное заключается в понимании, что университет – это не инкубатор стартапов, а прежде всего хранитель культуры и генератор ценностных ориентиров.

Стратегия на будущее

То, каким путем пойдет тот или иной вуз, зависит исключительно от них самих, но специалисты провели масштабную аналитическую работу и после сбора информации предложили несколько прогнозов того, как будет развиваться ситуация в
ближайшем будущем. Сначала представим несколько общих идей.

Идея первая: вузы оказываются все больше погружены в условия рыночной среды и конкуренции, к чему не все они готовы. Даже формат «защиты» проектов за пять-семь минут свойственен скорее бизнес-сфере, чем академической отрасли. А это значит, что в вузах все больше будет усиливаться «предпринимательская линия», на которую в том числе работают различные вузовские бизнес-акселераторы и программы.

Идея вторая: ориентация должна быть не только на государство, как на основного заказчика. Будущее ждет от участников процесса более разнообразных проектов и свежего взгляда на свое развитие. Сегодня почти все предлагаемые стратегии ориентированы на участие в нац­проектах, госпрограммах, фронтальных стратегиях. Но нужно, чтобы все больше вузов отходили от системы, в которой государство является донором, а учебные заведения зависят от него.

Идея третья: вузам стоит незамедлительно приступать к модернизации своих организаций: созданию мультимедийных студий, развитию новых специальностей, например, таких, как саунд-продюсирование и саунд-дизайн, а также движение в сторону большей индивидуализации образовательной траектории.

Идея четвертая: для эффективного развития сферы высшего образования имеющихся критериев и форматов уже недостаточно. Сегодня людей привлекают новизна, востребованность, проработанность. Нужно работать над самой внутренней структурой. Само по себе новаторство совсем неплохо, даже если новые идеи сильно разнятся с привычным форматом оценки учебного заведения по количеству пуб­ликаций, среднему баллу, числу молодых ученых и так далее. Там, где количественные показатели не справляются, на смену им приходят качественные изменения.

Идея пятая: на вузы возлагают все большую ответственность за развитие экономики регионов. Добиваться этого можно за счет выстраивания вузами более тесных отношений с научными центрами и предприятиями реального сектора экономики и социальной сферы региона.

Во многом именно поэтому вузы, нацеленные на приоритетные для государства направления развития или перспективные для региона области разработок, более высоко ценятся обществом.

Но что же там по прогнозам? Итак, на что делают ставку отечественные вузы на ближайшие 10-15 лет?

Усиливается «цифровая компонента» в образовательной и научной деятельности университета. Искусственный интеллект, большие данные, мультимедиа, цифровые сервисы, единая цифровая среда вуза и тому подобное. Вместе с тем усиливается востребованность такого направления, как кибербезопасность.

Тренд в области экологии и климатической обстановки, который уже многие поддержали — создание центров декарбонизации и карбоновых полигонов, биоразлагаемых материалов.

В технической отрасли актуальной становится новая энергетика, в частности, водородная, а также ядерная физика и физика экстремального состояния вещества, квантовая физика твердого тела и состояний вещества.

В инженерной сфере на первый план выходят разработки для космической индустрии, роботизация, машиностроение и приборостроение, создание беспилотного транспорта, а также все, что касается интеллектуальных материалов, полимеров и композитов, в том числе технологий их производства.

Отдельное направление — мегасайенс, в особенности лазерные и синхротронные технологии.

В аграрной сфере актуализируются вопросы, связанные с производством функциональных продуктов питания и производства отечественного посадочного материала.

В области медицины — создание реабилитационных центров, персонализированной медицины и лабораторий сна, использование роботов.

Новыми направлениями, которым отводят значимое место в стратегии развития вузов на ближайшее время, являются молодежная политика, урбанистика и развития инклюзивного образования.

Все эти проекты и направления объединяются в некие макротенденции: предпринимательство, максимальное привлечение студентов, индивидуализация и персонализация.

Подготовил Алексей ПОЛЯКОВ,
фото Юрия КИМА

Комментарии закрыты.