The news is by your side.

Яркий след в литературе. Его творческое наследие будет всегда востребовано

Его творческое наследие будет всегда востребовано

Как быстротечно время! Через несколько дней будет год, как мы живем без неординарного писателя, лауреата международной литературной премии «Алаш» Несипбека Даутайулы. Но память о нем будет жить, поскольку после себя он оставил огромное творческое наследие.

Герои из простых людей

Несипбек Даутайулы в литературу пришел с большой подготовкой и багажом. Он стал писателем, освоил тонкости литературных приемов, посредством которых глубоко исследовал происходящие в общественно-социальной жизни явления, с высоких эстетико-философских позиций оценивал сложные взаимоотношения времени и человека, мастерски соединял романтику с реализмом. Н. Дау­тайулы умел находить героев своих произведений среди простых людей, по-своему расцвечивая натуру человека современной эпохи.

Н. Даутайулы со своими произведениями «Яблоневая ветка», «Белый голубь», «Путь» в разные годы становился лауреатом республиканских конкурсов. Рассказ «Серый волк из Кокмойнака» был признан лучшим произведением на республиканском конкурсе, проведенном в честь 100-летия Габидена Мустафина. Со своим романом «Могущество и скорбь» Несипбек Даутайулы стал лауреатом конкурса «Самый лучший роман», организованного Национальной библиотекой РК. Н. Даутайулы автор произведений «Ты моя песня», «Женщина в лазурном платье» (2006), «Мысли вслух» (2008) и десятка книг.

Опубликованный в 2000 году в журнале «Жұлдыз» роман Несипбека «Могущество и скорбь» получил самые лестные отзывы Мухтара Магауина, Шерхана Муртазы и других видных писателей, а также известных литературных критиков. А рассказ «Богатырь» («Батыр») заставил обратить на себя внимание новыми мыслями, получил положительные отзывы. Прототип главного героя — живший в Мангистауском крае прославленный Суйингара-батыр. «Он — символ мужества, великодушия, знатности, своего рода наконечник пики, играющий гранями на солнце», — говорил автор в одном из интервью.

Книга Н. Даутайулы «Жен­щи­на в лазурном платье» (2006), вышедшая по государственному заказу в издательстве «Жазушы», в основном состоит из социальных рассказов. Одноименный рассказ из этого сборника получил особенную оценку лауреата Государственной премии СССР Абдижамила Нурпеисова. «Предложения плотные, безупречные, словно вытканные руками мастера узоры, — написал мэтр. — Это качество, безусловно, присуще таланту».

А за рассказ «Маке, Малсеке, эпоха» из данной книги автор в 2007 году стал лауреатом конкурса на лучшее прозаическое произведение, организованного газетой «Қазақ әдебиеті». В 2008 году за особые достижения в казахской национальной литературе Н. Дау­тайулы стал лауреатом международной литературной премии «Алаш». В 2010 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель Республики Казахстан». Чуть позже он был признан лауреатом республиканского конкурса «Рух» за лучшую прозу. Таких достижений мало кто добивался в современном литературном мире Казахстана.

Несипбек Даутайулы стал неоспоримым экспертом явлений, происходящих в современном обществе. В каж­дом произведении отражаются его взгляд на правду времени, творческое осмысление этой истины, определенные выводы, сделанные в соответствии с тенденциями сегодняшнего дня. Ведь дело не в объеме произведения: его художественный вес и жизнеспособность зависят от того, насколько выгодно, привлекательно, впечатляюще автор передал правду эпохи. Какое произведение писателя ни возьми, для сегодняшних читателей все они ценны тем, что заставляют переживать, думать о важном. Все книги писателя отличаются одной особенностью — люди находят в них ответы на вопросы бытия, встречают нетривиальный взгляд на мир, чувствуют, что они влекут к высоким ценностям. Красивые и романтические рассказы наполнены философскими размышлениями, каждый из них ценен жизненностью и сильным стержнем. Писатель без прикрас и преувеличений показывает простому человеку, который зачастую не задумывается о правде, теневых сторонах переживаемой эпохи, таинственный мир, называемый жизнью. Наверное, это и есть ювелирное мастерство художника.

«Разумный жеребец», «Характер» и другие

В 2009 году издательством «Ан-Арыс» Союза писателей Казахстана было выпущено двухтомное собрание избранных произведений (первая книга называется «Разумный жеребец» («Айғыркісі»), вторая — «Характер»). Читателей в романе и рассказах ожидало множество прежде не встречавшихся в литературе деталей и сюжетов. Особенность писателя в том, что в любом его произведении открыто передаются все низменные явления, происходящие в обществе. Эти произведения являются своего рода предупреждением людям.

Рассказ «Разумный жеребец» в этом плане стоит особняком. Писатель, драматург Султанали Балгабаев так оценил его: «Я лично считаю этот рассказ большим новшеством, которое пришло в нашу литературу в последние годы» («Қазақ әдебиеті», 2008 год, № 13).

Писатель, лауреат Государственной премии Китая Турсынали Рыскелдиев в газете «Жас Қазақ» (2009) писал: «… Хочу сказать, что такой разум у лошади можно встретить благодаря творчеству только Несипбека Даутайулы». Достойная оценка труда писателя.

Вороного жеребца (айғыркісі) из рассказа можно назвать символом благонравного святого человека. Лейтмотив произведения — некоторые люди, идя на поводу у сегодняшнего изворотливого времени, стоят на пороге потери человеческого облика. Автор через своих действующих лиц Жалгаса и айғыркісі дает нам вкусить горечь времени, показывает правду нынешней жизни. Делясь мыслями о будущем поколения, стоящего на пороге деградации и манкуртизации, писатель заставляет своего читателя крепко задуматься. Этот рассказ является особенным и заметно отличается от других произведений автора, который привнес в современную казахскую литературу новаторские идеи.

Надо признать, что каждый рассказ, вошедший в эти две книги, равноценен коротким романам. Социально-психологические рассказы «Старик», «Корбай», «Красное пламя», «Белый пес», «Лохматый», «Репетиция», «Характер», «Архитектор», «Рассказ без названия» мастерски передают правду времени, пробуждают спящие чувства, встряхивающие сознание, они наполнены знаниями. Это вдумчивые произведения со скрытым смыслом о человеке, живущем между добром и злом, прекрасно описаны его характер, желания и поступки, когда он попадает в запутанные истории. Истории, изложенные в них, настолько жизненны, что язык не повернется назвать их вымыслом писателя. В целом в каждом рассказе сверкает огонь правды и истины.

Главный герой рассказа «Одинокий», позабыв обо всем на свете, посвятил всю свою жизнь обогащению, увеличению поголовья скота на подворье. Но кому нужно богатство этого человека, который мучил себя, один жил вдали от людей, сутками не спал, дрожал над каждой овцой? И даже для себя жалел потратить копейку. Для чего, для кого он так нещадно работает? Неужели вся радость жизни заключается в том, чтобы добро наживать? Все эти вопросы бередят душу…

Очень интересно написан и рассказ «Характер». Да, бесхребетность, бесхарактерность, если вдуматься, — беда для человека. У каждого, кто родился человеком, должны быть свои мысли, мнение, отношение к окружающему миру, чувства. В противном случае он будет безмолвной скотиной в человеческом облике. Заглядывать в рот другому, ждать его повеления и рвать из себя жилы, чтобы исполнить его повеление, быть безвольным рабом — несчастье, а не жизнь.

Жизнь многогранна. Она полна обмана и коварства, бывают хорошие моменты, которые сменяются скотством. И все эти стороны бытия без прикрас описаны в рассказе «Oнеш, Комбинатор и фартук». Автор удивительно тонко нащупал пульс времени, мастерски нарисовал изменения в социальной жизни общества, указал на больные точки. Сейчас делягам ничего не стоит обмануть доверчивого человека, обвести вокруг пальца, использовать в своих интересах, а потом «кинуть», могут даже в землю зарыть. После прочтения этого рассказа сердце трепещет, страх сковывает сознание, и в то же время появляется чувство жалости… Писатель через критический анализ фактов показывает, как можно использовать литературу для вскрытия правды жизни. Он четко продемонстрировал еще одну схему художественного анализа.

Рассказ «Хозяин человека» («Кісі иесі») был опубликован в 2021 году в республиканской газете «Егемен Қазақстан» и сразу же стал предметом живых споров среди читателей, получил положительные отзывы. Правда, многие писатели и историки обращались к теме голода, который пробудил самые низменные качества человека. Но такого произведения, как рассказ Н. Даутайулы, которое буквально вывернуло душу наизнанку, не припоминается. Это особенное произведение писателя. Его невозможно читать, спокойно сидя на диване. Здесь вся уродливая картина голода: жизнь в обнищавшем ауле, выбившиеся из сил люди заняты только одним — поиском пищи, от безысходности они выходят на большую дорогу, занимаются разбоем, отбирают у таких же голодных и изнуренных людей малых детей, чтобы… Каннибализм всегда был спутником голода. Все эти ужасы описаны в данном рассказе. «Если хотите остаться в живых, оставьте ребенка, а сами идите, куда шли… Оставь ребенка! Сами уходите», — угрожают обросшие разбойники, встав на пути молодой четы с маленьким ребенком на руках. Глава семьи исподлобья посмотрел на них, крепко сжал в руках ружье. И пожалел, что осталось всего три патрона. «Не останавливайся, уходи. Не останавливайся», — учащенно дыша, тихо приказал он жене. Держа на прицеле разбойников, которые, как гиены, почувствовавшие жертву, начали обступать их, главный герой Кенжегазы пропустил вперед жену с ребенком. А сам, как заклинатель змей, продолжал вести с преследователями войну взглядов. «Прошло пять-шесть лет. Люди постепенно стали приходить в себя. На перевале Архарлы возобновилась жизнь. Первые скитальцы увидели разбросанные здесь человеческие кости. Кости одного человека. В груди каждого клокотали слова безутешного горя от всего ужаса трагедии, в которую ввергли казахов. Но никто вслух об этом не смог сказать. Все, что смогли сделать, — это собрать кости и предать их земле. Но ни они, ни другие, кто после них проходил по перевалу, не узнал, чьи это кости…», — так заканчивается рассказ. Холодом тянет от этих слов. В воспоминаниях людей, переживших те жестокие годы, встречаются такие кошмарные сведения, как «люди едят человечину», «из кипящего котла была видна детская ручонка» и другие. Данное произведение Несипбека, написанное о великом голодоморе в Казахстане, как зеркало отражает горе, постигшее казахский народ. То бедствие, которое было создано руками правителей, унесло жизни миллионов наших соотечественников, оставило незаживающие раны в сердцах потомков его жертв.

В 2020 году в Турции на турецком языке издан сборник рассказов Н. Даутайулы «Дорога», которому многочисленные читатели дали положительную оценку. Думается, что если бы часть его произведений перевели на английский, немецкий, русский и другие языки, то, конечно, мировая литература узнала бы новое имя. Естественно, популярность писателя выросла бы, а сам он имел бы большой успех за рубежом. Об этом неоднократно говорили, писали в разных газетах его современники, именитые писатели и журналисты. В разные годы его дважды выдвигали на присуждение Государственной премии Казахстана. Но, как всегда, по знакомству, по блату проходили конкурс люди, которые порой не имели отношения к художественной литературе. Но Несипбека это не очень беспокоило, он продолжал творить, искать новых героев для своих новых произведений, писать животрепещущие рассказы…

«У меня не было счастливого детства»

Пятнадцать лет тому назад Несипбек Даутайулы создал республиканский литературно-познавательный журнал «Жамбыл», которым руководил до последних дней своей жизни (жаль, что журнал после его смерти перестал выходить!). Несипбек установил тесные творческие связи с известными писателями, пуб­ликовал в журнале их произведения, на которых еще не успели высохнуть чернила, радовал читателей новыми притягательными творениями. Так он доказал, что является не только талантливым писателем, но и умелым организатором. И литераторы, и читатели высоко оценивали работу Несипбека. Приезжавшие в Тараз писатели и поэты хотели непременно встретиться с ним, побеседовать в неформальной обстановке. Да и жители Тараза и области желали поближе познакомиться с полюбившимся писателем.

Аулиеатинский край всегда славился своими поэтами. Не иссякает этот родник и сейчас. Все молодые люди, ступившие на литературную стезю, нашли в лице Несипбека строгого ценителя их таланта.
Н. Дау­тайулы подсказывал им новые темы, помогал публиковать произведения в респуб­ликанских изданиях. Он безошибочно распознавал истинные таланты, направлял на республиканские литературные конкурсы, напутствовал, давал благословение. Поэтому молодые дарования с большим будушим Хамит, Ерлан, Табигат, Данияр, Арайлым, Нурболат, Нуржан и другие обращались к нему, почитали его как наставника. А он оказывал содействие некоторым из них во вступлении в Союз писателей Казахстана, в выпуске первых книг.

Несипбек Даутайулы ушел из жизни на пике своего творчества. Среди писателей существует аксиома «литература — школа человековедения». Несага стал настоящим мэтром науки человековедения. Тому свидетельство его привлекательные, красочные рассказы последних лет. В его произведениях ярко высвечивалось стремление к новаторству и освоению нетронутых приемов. Именно это притягивало читателей к его творчеству.

Иногда после работы мы имели обыкновение зайти к нему в рабочий кабинет. Естественно, речь заходила о тенденциях в литературе. И, что поражало, он часто говорил не только о казахских писателях и их творчестве, а детально разбирал новшества в мировой литературе. «И когда он успевает все это прочитать, откуда у него столько времени?» — задавались мы вопросом, выходя из кабинета.

Иногда он вспоминал свое прошлое. «У меня не было счастливого детства, — вздыхал Несага. — Много трудностей довелось пережить. Отец скончался, когда мне было пять лет. Куча маленьких детей осталась на попечении матери. Она трудилась из последних сил, чтобы поставить нас на ноги. Мне ее было очень жалко, поэтому я оставил учебу в школе и пошел работать помощником чабана в совхозе. Так вышло, что семь-восемь лет я ходил за овцами. Это были годы большой жизненной школы. Я старался не тратить время даром. Летом у подножья Кордайских гор, на пастбищах Иирсу, зимой в необъятных песках Аныракая я не расставался с книгами, познавал мир глазами классиков литературы. Наверное, не ошибусь, если скажу, что в ауле и районе не осталось книг, не прочитанных мной. Аттестат о среднем образовании получил в 26 лет. В 37 лет заочно окончил факультет журналистики КазГУ. Конечно, и без слов понятно, что писательство и стихосложение не приходят вместе со знаниями. В юности я тоже писал стихи, даже несколько раз участвовал в айтысах. Одно ясно, что только Создателю угодно, станешь ли ты писателем, поэтом или художником. И это надо понимать, как высший дар Бога. И меня в мир литературы привел Создатель. А потом, каким ты станешь писателем, каким поэтом, напрямую зависит лишь от одного тебя. Ничто не приходит без труда. Только в твоих руках, сможешь ли дальше развить дар, который тебе дан свыше. Дело в этом…»

Часто после окончания работы над очередным произведением Несага позволял себе короткую передышку. Это были самые благодатные дни, когда он вспоминал детство, рассказы умудренных аксакалов об истории и людях края, пережитые события. Позже эти воспоминания становились сюжетами новых рассказов.

Ему нравилось одиночество. Наверное, это у него от одиночества, в котором он пребывал много лет в юности, когда пас совхозных овец. Последние годы жизни он день и ночь проводил в рабочем кабинете и неустанно занимался творчеством. Сидя в одиночестве, видимо, с головой погружался в красочный мир литературы. Поэтому не любил пустопорожние разговоры, не отвлекался на второстепенное дело. Никогда не доводилось видеть, чтобы он подхалимничал. Любил справедливость, чистоту, искренность. Наверное, поэтому многие его считали неразговорчивым, скрытным, чрезмерно гордым человеком с крутым характером. Но мы, кто тесно общался с ним, знаем, что это не так.

Благодаря неустанному труду, прекрасным произведениям Н. Даутайулы стал обладателем нескольких государственных наград, победителем и лауреатом многих литературных конкурсов: награжден орденом «Құрмет» и многими юбилейными медалями, грамотами, являлся заслуженным деятелем Республики Казахстан. Все эти награды нужно понимать как достойную оценку самобытного литератора.

Всю зиму 2020 года и весну 2021 года он, не поднимая головы, работал над большой книгой «Историческая судьба Тараза», которую написал по заказу китайских издателей. Труд охватывает несколько исторических периодов. «Для меня это стало капитальным, обширным делом. Много времени ушло на поиски материалов, изучение и сопоставление фактов. Думаю, что сумел охватить много свидетельств, которые попали мне в руки. Надеюсь, что получилось хорошо. До конца года книга будет отпечатана в Пекине на трех языка — китайском, казахском, английском», — делился ожиданиями писатель. К сожалению, ему не довелось воочию увидеть плоды большого труда. 29 августа 2021 года он навечно ушел от нас…

В ноябре текущего года Несипбеку Даутайулы исполнилось бы 75 лет. Жаль, что он не дожил до этого юбилея. Одно утешает — он после себя оставил немеркнущий след, огромное творческое наследие, которое будет востребовано народом во все времена.

Сагындык ОРДАБЕКОВ,
врач-хирург,
доктор медицинских наук, профессор

Комментарии закрыты.