The news is by your side.

Юристы за новый кодекс

Суды смогут полнее обеспечить законность решений

В юридической литературе уже давно высказывается мнение о необходимости двух фундаментальных законодательных актов: закона об органах административной юстиции Республики Казахстан и Административного процессуально-процедурного кодекса Республики Казахстан. Издание этих актов снимет вопрос о том, какие процессуальные нормы — гражданские или административные — регламентируют деятельность суда при рассмотрении жалоб граждан на действия и решения, нарушающие их права.

У административного процесса в суде много схожести с гражданским, и с этой точки зрения гражданско-процессуальные нормы могут быть в известной степени моделью для административного производства в суде. Однако есть особенности, которые отличают административный процесс в суде от гражданского. Одна из них заключается в том, что стороной здесь выступает должностное лицо, орган государственной власти, местного самоуправления и организации.

Специфика управленческой деятельности (реализация властных полномочий, наличие дискреционных прав, выполнение распоряжений и инструкций вышестоящих органов) накладывает на административный процесс в суде отпечаток огромной силы, сообщает ему такие качества, которые делают природу этого процесса не гражданско-правовой, а административно-правовой. В отдельных странах споры по жалобам на действия должностных лиц не случайно рассматриваются не общими, а специальными административными судами (например, во Франции).

Административный процесс в суде представляет собой способ, метод осуществления правосудия в области государственного управления. Административный процессуально-процедурный кодекс (АППК) — это единый законодательный акт, содержащий в определенном систематизированном порядке нормы административного права и регламентирующий порядок обжалования гражданами действий должностных лиц в административных и судебных органах.

Цель АППК — закрепить набор гарантий, который позволит гражданам активнее принимать участие в процессе принятия управленческих решений, установить эффективные механизмы защиты прав граждан при рассмотрении споров с органами власти в вышестоящем органе и суде.

На сегодняшний день споры с органами власти рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства. В АППК предлагается ввести новый вид судопроизводства — административный. За счет него будет усилена активность суда в процессе сбора доказательств. Руководствуясь принципом активной роли, теперь суд будет обязан выяснять имеющие значение обстоятельства спора, собирая доказательства самостоятельно, то есть обязан провести ревизию акта, кроме того, исследует обстоятельства дела, высказывает предварительное мнение по делу, собирает нужные доказательства, разъясняет последствия подачи иска.

Юридической общественностью приветствовалось выделение из гражданского судопроизводства правил рассмотрения споров между частными лицами и публичной администрацией, а также попытка сгруппировать их в новом самостоятельном кодексе.

При этом акцентировалось, что подготовка нового кодекса создает благоприятные условия для внедрения более эффективных механизмов защиты прав частных лиц в их отношениях с органами власти. И эти условия целесообразно использовать сполна, ведь гражданское судопроизводство, основанное на состязательности, не учитывает неравные возможности частных лиц и органов власти в публично-правовых отношениях. Существующей концепцией гражданского судопроизводства Казахстана отрицалась возможность предъявления иска лица к органу власти. На практике в таких спорах частное лицо называется заявителем, а орган власти — даже не ответчиком, а заинтересованным лицом.

Учитывалось, что государство должно быть ответственно перед лицом за свою деятельность, и в этой связи нужно, чтобы частное лицо имело возможность привлечь его (в лице соответствующих органов) к ответственности в суде. Тем самым признание этого факта обусловливает предоставление лицу процессуального статуса истца, а органу пуб­личной администрации — статуса ответчика; формой обращения в суд должен быть иск, а не заявление или жалоба. Важно отметить, что изначально разработчики проекта пошли именно таким путем, что заметно отличает проект от действующего способа регулирования вопроса.

На сегодняшний день юридической общественностью признано, что такая процессуальная конструкция будет иметь не только идеологическое значение. Она предоставит лицу возможность просить у суда не только признания незаконными определенных решений, действий либо бездействия, но и одновременно требовать возмещения причиненного ему ущерба или защиты его прав иным способом.

Отрадно отметить, что после обсуждений, исследований институт законодательства Казахстана дал положительное заключение по проекту АППК. При этом констатировалось, что он направлен на регулирование публично-правовых отношений, возникающих между административным органом и лицом, в отношении которого реализуются установленные законом публичные функции этого административного органа. В целом проект кодекса не противоречит действующему законодательству.

Более того, Европейская комиссия за демократию через право, а также Организация экономического сотрудничества и развития в целом дали положительные заключения по проекту кодекса.

Одобрение Мажилисом Парламента проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам административного процедурно-процессуального законодательства Республики Казахстан», а также поправок по вопросам исполнительного производства укрепляет надежду, что принятие АППК придаст новый формат отношениям, возникающим между государством и обществом, в соответствии с высшими ценностями Конституции страны.

Гульнар СЫЗДЫКОВА,
судья Жамбылского областного суда

Комментарии закрыты.