The news is by your side.

За качество. В стране планируется введение цифровой маркировки продукции

В стране планируется введение цифровой маркировки продукции

По данным пресс-службы Министерства сельского хозяйства, теневой оборот в молочной отрасли страны составляет 13 процентов, а это значит, что каждый восьмой молочный продукт, который продается в Казахстане, потенциально несет опасность для здоровья потребителя.

В 2022 году в стране планируется введение обязательной цифровой маркировки молочной продукции. Эта мера станет основным инструментом в борьбе с некачественной продукцией. В реализации этого пилотного проекта принимают участие казахстанские производители — компании «Шин-Лайн», «Молпродукт», «Adal сүт», «Эмиль», «Raimbek-agro» и другие.

Во-первых, код Data Matrix будет блокировать кассовое выбытие просроченного товара, магазины и дистрибьюторы также не смогут менять информацию о сроке годности в цифровом коде.

Во-вторых, покупатель маркированной продукции с помощью мобильного приложения Naqty Onim сможет сигнализировать производителю и в государственные органы о нарушениях.

В-третьих, криптозащита и невозможность подделки цифрового кода также сделают невозможным подделку и самого продукта. Эти меры помогут «обелить» рынок и защитить казахстанского потребителя от некачественной продукции. Кроме того, процесс маркировки повышает прослеживаемость товаров — от производителя до конечного потребителя, так как вся логистика продукции отображается в системе маркировки.

Система генерирует Data Matrix код для каждой упаковки. При этом доля затрат производителя на оборудование для маркировки в розничной цене продукта составит от 0,06 до 0,15 процента. Так, стоимость маркировочного оборудования для одной линии варьируется от 0,5 до 9,2 миллиона тенге в зависимости от размера предприятия и видов продукции. Кроме того, для производителей молочной продукции будут предусмотрены меры господдержки, которые позволят обеспечить компенсацию до 50 процентов затрат на маркировочное оборудование и расходы на заказ кодов. При этом у небольших производств есть возможность не устанавливать оборудование по нанесению кодов маркировки на производственную линию, а заказать нанесение кода на упаковку через типографию. В таком случае затраты на маркировку снизятся еще в 2,5-4 раза.

В целом участники молочного рынка рады нововведениям. Они уверены, что внед­рение системы маркировки позволит компаниям оптимизировать свои производственные процессы, а потребителю —
проверить качество товара и его характеристики. Кроме того, маркировка товаров снизит уровень контрафакта.

Высказался по этому поводу и директор Бурненской молочной компании Сакен Аринов. Он уверен, что маркировка позволит отрегулировать рынок молочных продуктов. С него уйдут недобросовестные производители, и отечественные переработчики смогут значительно увеличить производительность.

Бурненская молочная компания работает с 1951 года. Пять лет назад компания чуть было не закрылась из-за проб­лем со сбытом продукции.

— Как оказалось, сыр — это последнее, что надо для рынка. В сознании обычного казахстанца прочно сидит установка, что один килограмм мяса лучше, чем два килограмма сыра. В среднем житель Казахстана съедает 2,5 килограмма сыра в год. И это странно, ведь наша кухня основана на продукции животноводства. Меньше сыра едят только в Китае и Юго-Восточной Азии, где молоко не пьют. Сыродельных заводов по Казахстану всего несколько. И у всех одна проблема: производить производят, а продать не могут. Не могут конкурировать с привозными сырными продуктами. Норма расхода на килограмм сыра — 11-12 литров молока. Только сырье стоит 1,5 тысячи тенге. Это без затрат на труд, производство, хранение, созревание, энергию. И столько же может стоить сыр из России. Его тактично называют сырным продуктом. Казахстан производит семь-девять тысяч тонн сыра, а импортирует 50 тысяч тонн в основном сырных продуктов. Часто импорт стоит дороже, чем отечественный натуральный сыр. Нужна четкая маркировка, которая открыто покажет: это — сыр, а вот это — не сыр, — считает Сакен Аринов.

В Бурненской молочной компании производят сыры голландского типа по советской технологии. Это натуральный продукт без добавок и растительных жиров. Сырный же продукт делают из сухой сыворотки, сухого молока, крахмала и растительных жиров.

Сегодня компания может перерабатывать 30 тысяч тонн молока в год, в сутки принимает более 100 тонн сырья. Молока производят 3,4 миллиона литров в год.

К слову, с 1 июня текущего года в России и с 8 июля в Беларуси уже введена обязательная цифровая маркировка молочной продукции, в частности, на мороженое и сыры. Поэтому маркировка товаров кодом Data Matrix в Казахстане становится важным фактором для защиты отечественного производителя и обеспечения конкурентоспособности молочной отрасли страны.

Напомним, цифровая маркировка товаров является межнациональным проектом, реализуемым на территории Евразийского экономического союза. В Казахстане с 1 октября 2020 года введена обязательная цифровая маркировка табачных изделий. С 1 ноября 2021 года стартует обязательная маркировка обуви.

В стране реализуются пилотные проекты и по цифровой маркировке алкоголя, фармацевтических препаратов, упакованной воды и сахаросодержащих напитков и товаров легкой промышленности.

Подготовила
Лола НУРМАТОВА

Комментарии закрыты.