The news is by your side.

За мир в каждом доме. Гостеприимство и дружелюбие у нас в крови

Гостеприимство и дружелюбие у нас в крови

На казахской земле в годы репрессий и насильственной депортации народов с радушием принимали представителей разных этносов. В наших краях, а Казахстан теперь уже моя Родина, коренное население никогда не притесняло сосланных, людей не делили по национальному признаку, ведь главными принципами нашего народа являются доброта и участие, теплота и внимание, уважение к старшим, забота о младших.

Мой отец в 1941 году вместе со своей семьей был сослан из Саратовской области в Алтайский край. Мама родом из России. После реабилитации немцев их перестали отмечать в комендатуре и разрешили выехать с мест ссылки. Родственники переехали в Михайловку. Туда же перебрались и мы. В Михайловке проживали немцы с Поволжья, облюбовавшие эти места с теплым климатом, щедрой на овощи и фрукты землей, чистой и вкусной водой. А главное — гостеприимным, щед­рым и добрым казахским населением. Наши родители строили дома, мы учились в школе. Все взрослые работали, мой папа был водителем, мама — техничкой в школе. В нашем классе учились дети разных национальностей: казахи, русские, немцы, корейцы, турки, азербайджанцы и другие. Никто и никогда никого не обижал, не ущемлял. И соседи наши были тоже разных национальностей. Дома справляли и русскую, и немецкую Пасху, мы разносили по домам знакомых и соседей куличи, сладости и крашеные яйца. Соседи же приглашали на чай с баурсаками и восточными сладостями. К сожалению, папа рано погиб. Нас у мамы было четверо, так соседи всегда поддерживали нашу семью, а зимой зачастую зазывали на бешбармак. Я до сих пор с нежностью вспоминаю своих соседей Жанузака Ермахановича и Жамал Мукашевну Бакибаевых. Оба они были учителями и в дальнейшем сыграли важную роль в становлении меня как педагога.

Я работала в михайловской школе учителем биологии. В 1984-1988 годах — директором Байзакского дома пионеров, с 1988 по 2015 год — заместителем директора по учебно-воспитательной работе средней школы имени А. С. Макаренко, ныне школы имени Н. К. Киикбаева. Школа была смешанной, и там я еще лучше смогла узнать казахский язык. С 2015 года нахожусь на заслуженном отдыхе, занимаюсь общественной работой. Два моих брата были водителями, знали казахский и узбекский языки, возили грузы из Узбекистана. Старшего брата уже нет, младший — инвалид после инсульта, я ухаживаю за ним, своей семьи у него нет. Сестра замужем, проживает в России.

Хоть я многое понимаю по-казахски, но не говорю свободно. Мама моя русская, дома в детстве в нашей семье говорили по-русски, поэтому мне ближе русская культура. В раннем детстве, когда мы жили в деревне, я видела, как весело и многолюдно отмечали Масленицу, Пасху, какие были народные гулянья. Вот уже 25 лет я пропагандирую культуру русского народа, возглавляю русский этнокультурный центр Байзакского района. Немецкий же язык я знаю в пределах школьной программы и немножко на бытовом уровне. В память об отце отмечаю католическое Рождество, немецкую Пасху.

Многие обычаи и моя семья переняла от казахского народа. Например, пока мои дети были маленькие, одна комната у меня была оформлена по-казахски — низкий столик, корпеше и подушки. Подрастали дочери, и я их тоже воспитывала по-казахски. Пока я разговариваю с гостем, они накрывали на стол — это я подметила у подруги-казашки. Я и гостей за столом рассаживаю с учетом традиций казахского народа, потому что там четко распределена степень уважения.

Наша семья очень благодарна казахскому народу за то, что в тяжелые годы нас приняли, обогрели, дали кров. В Казахстане проживают представители более ста этносов, значит, всем до сих пор здесь хорошо. Главное — сохранять мир и согласие, уникальность нашей многонациональной страны.

В День благодарности хочется сказать огромное спасибо казахской земле за то, что сплотила народы, закалила в трудностях, совместных жизненных невзгодах, вырастила не одно поколение талантливых и миролюбивых людей.

Любовь ГОРР,
председатель русского этнокультурного объединения
Байзакского района

Комментарии закрыты.