The news is by your side.

Законность законов. Чем занимается Конституционный суд

Чем занимается Конституционный суд

Наш регион, наряду с городами Астаной и Алматы, Костанайской и Карагандинской областями, является одним из лидеров обращения жителей в Конституционный суд, сообщает пресс-служба этого ведомства.

С начала января нынешнего года в адрес Конституционного суда поступило 2,7 тысячи обращений от субъектов, имеющих право обращаться в орган конституционного конт­роля, из которых только в 25 процентах поднимается вопрос о проверке соответствия Конституции законов и иных нормативных правовых актов.

Как показывает анализ, 99 процентов обращений направлены гражданами, которые поднимали вопросы, связанные с несогласием с решениями судов, — 42 процента; признанием нормативно-правовых актов или отдельных его положений неконституционными — 25 процентов; вопросами доступа к информации —
3,5 процента; соблюдением трудового законодательства — 1,3 процента; вопросами социального обеспечения — 1,4 процента; уголовно-исполнительной системы -1,4 процента.

Конституционный суд мож­но счи­тать преемником Конституционного совета по обеспечению верховенства Конституции Республики Казахстан на всей территории республики.

Название может создать ложное впечатление, что Конституционный суд входит в состав судебной системы Республики Казахстан. Это не так.

Судебную систему Респуб­лики Казахстан составляют Верховный суд республики, местные и другие суды респуб­лики, учреждаемые законом. При этом Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным местным и другим судам (статьи 75, 81 Конституции Республики Казахстан).

Помимо указанных гражданских и уголовных дел, суды республики рассматривают также административные дела по правилам Административного процедур­но-процессуального кодекса Республики Казахстан и дела об административных правонарушениях по правилам Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Конституционные основы суда и правосудия регулируются в разделе VII, который именуется «Суды и правосудие. Прокуратура. Уполномоченный по правам человека».

Конституционному суду в Конституции посвящен отдельный раздел VI, в котором предусмотрены статус Конституционного суда, его компетенция, последствия признания законов и иных правовых актов неконституционными.

Статьей 23 Конститу­цион­ного закона предусмотрено:

«5. Конституционный суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам, послужившим поводом для обращения».

В этом — одно из основных отличий Конституционного суда от суда судебной системы.

Можно ли обжаловать судебное решение в Конститу­ционный суд?

Нет, нельзя. Потому что суды судебной системы занимаются правоприменительной деятельностью, а Конституционный суд — только правовыми вопросами.

Это означает, что по каждому судебному делу суд вначале устанавливает конкретные фактические обстоятельства, например, как была заключена сделка, какое имущество желают разделить супруги при расторжении брака, при каких обстоятельствах было совершено преступление и так далее. Затем к установленной совокупности фактических обстоятельств суд «подбирает» (то есть применяет) подходящую норму права, которая регулирует такую ситуацию. То есть суд дает правовую оценку фактическим обстоятельствам. В этом заключается суть правоприменения. Решение суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции.

В отличие от этого, Конститу­ционный суд интересует только вопрос о том, соответствуют или нет Конституции законы и нормативные правовые акты. Поэтому он не пересматривает судебные акты в порядке обжалования. Именно поэтому часть обращений в Конституционный суд в начале этого года были возвращены — в них заявители просили отменить, проверить или пересмотреть судебные приговоры.

Но Конституционный суд может рассмотреть и признать неконституционным закон или иной нормативный правовой акт, на основании которых вынесен судебный акт. В таком случае судебный акт подлежит пересмотру: по гражданскому или административному делу — по новым обстоятельствам, по уголовному делу и делу об административном правонарушении — по вновь открывшимся обстоятельствам. Пересмотр дела производит соответствующий суд по правилам, установленным процессуальными кодексами.

Обращение гражданина допустимо

Для того, чтобы Конститу­цион­ный суд принял обращение гражданина, необходимо, чтобы оспариваемый закон или иной нормативный правовой акт был применен судом либо непосредственно затрагивал права и свободы в конкретном деле с участием гражданина и по делу был вынесен судебный акт, вступивший в законную силу; обращение было подано в срок не позднее одного года после принятия судебного акта.

Гражданин вправе также обратиться в Конституционный суд, не обжалуя судебный акт в апелляционном порядке, при условии, что есть нормативное постановление Верховного суда Республики Казахстан и данное в нем разъяснение нормативного правового акта свидетельствует, что иное применение нормативного правового акта не предполагается, в связи с чем обжалование судебного акта в вышестоящие судебные инстанции не может предотвратить нарушение прав гражданина.

Еще один исключительный случай, когда гражданин вправе обратиться в Конституционный суд без предварительного обращения в суд, — когда нормы закона носят императивный, четко выраженный, категоричный характер, и обращение гражданина в суд не приведет к иному применению такого закона.

Уже признан неконституционным…

22 февраля текущего года по обращению казахстанца Конституционный суд признал несоответствующими Кон­сти­туции подпункт 1) пункта 1 и пункт 2 статьи 610 Налогового кодекса, которыми установлены ставки гос­пошлины при обжаловании в кассационном порядке судебного акта по спорам имущественного характера. При этом в законе отсутствуют нормы о верхнем пределе госпошлины либо об освобождении от ее уплаты, отсрочке, рассрочке ее оплаты, что фактически ограничивает доступ к правосудию. Правительству предписано не позднее трех месяцев после опубликования нормативного постановления внести в Мажилис Парламента РК проект закона о совершенствовании правового регулирования вопросов оплаты государственной пошлины в судах.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.