The news is by your side.

Законодатель Великой степи. Он остановил кровную месть

Он остановил кровную месть

«Бий должен быть на высоком нравственном уровне, дабы оставить в душах современников и потомков яркий след своими разумными решениями», — говорил бий Айтык (подлинное имя Айтеке би) и жил в соответствии с этими словами.

Прямые предки Айтеке би пользовались известностью в степи. Так, его предок Ораз би (1299-1385) был одним из ближайших советников основателя Туранского государства Тимур-хана, сделавшего своей столицей Самарканд. Считающийся после Тимур-хана и Улугбека третьим известным правителем Самарканда Жалантос приходился дядей Айтеке би.

Айтеке получил отличное для своего времени образование, учился в знаменитом мед­ресе Улугбека и успешно его окончил. Овладел рядом восточных языков — арабским, персидским и тюркским. С детства благодаря дяде часто видел известных биев-ораторов, слушал их речи.

Айтеке с ранних лет прославился остроумием, красноречием, меткостью слова. По одной легенде Толе би и Казыбек би, хлопоча по возвращению куна за убиенного когда-то мужчину, прибыли в Младший жуз — род Айтеке. Спор продолжался несколько дней, но обе стороны так и не смогли прийти к согласию. И однажды незаметно сидевший у порога юноша в сердцах промолвил: «У горных вершин есть один недостаток — нет перевала. В половодье у рек недостаток — нет брода. У златоустых биев один недостаток — никому не даете слова». Сказав так, юноша встал и вышел. То был Айтеке.

В 20 лет он уже был известным бием. А с 25-ти постоянно принимал участие в ежегодных сборах авторитетных людей и правителей трех жузов, которые проводились сначала в Ордабасы, затем в Культобе и Улытау. На этих собраниях обсуждались проб­лемы упрочения единства нации, разрешались споры между биями, которые порождались различного рода разногласиями и случаями откровенной вражды между жузами и родами.

В 30 лет он стал старшим бием Младшего жуза. С тех пор его имя фигурирует рядом с такими прославленными именами, как Толе би, Казыбек би и Тауке-хан.

Одна из главных заслуг Айтеке би состоит в том, что он, наряду с Тауке-ханом, является автором свода законов «Жеты жарғы», определившего впоследствии главные принципы государственного устройства и правопорядка. Закон регулировал споры по поводу земель; семейные дела: брак, развод, раздел имущества; военные обязанности и распределение войск; порядок и правила заседаний, разбирательств в суде; ответственность за преступление; меры наказаний за убийство и увечья; раздел наследства (так называемый закон о правах вдов). Благодаря этому закону на смену правилу «кровь за кровь» пришли адекватные меры наказаний. Это способствовало установлению мира на казахской земле, помогало развивать дипломатические отношения с другими странами.

Совместно с Тауке-ханом, получившим прозвище «великого», «благословенного», поскольку он сплотил казахские земли в рамках единого централизованного государства, имеющего собственные законы, Айтеке би содействовал объединению трех жузов против джунгарского нашествия, установлению определенного равновесия в отношениях с ойратами и русскими.

Противостояние между казахами и джунгарами в 1698 году достигло наибольшего накала. Нашествия на казахскую степь шли волна за волной. Весной 1699 года на расширенном ханском совете Айтеке би, обращаясь к именитым казахским баям и предводителям родов, сказал:

«Вас мало. Вас горстка. И богатство ваше народ не спасет, не защитит. Хоть вы и богачи, а народ к праведной жизни не привели. Все султаны, правители-торе, предводители родов погрязли во взятках. И соблазненные подачками урусов, чапанами бухарцев и хивинцев, продают и предают свой народ налево и направо, оптом и поштучно. Иные ненасытные, властолюбивые и честолюбивые правители даже из вековой вражды с кровным врагом — джунгарами извлекают личную выгоду, плетут за спиной народа подлые интриги, вожделенно примериваются к ханскому трону. Высшая цель бия — единство народа. Высшая цель предводителя — найти выход из тупика, избежать кабалы. Несчастен джигит, потерявший родной край. Несчастен народ, лишившийся кормилицы-земли. А враг коварен и никого не жалеет. Необходимо считаться с военным положением и точно определить места обитания народа — летовки, зимовки, осеннюю тебеневку. Правители родов должны создавать постоянные вооруженные отряды, народные ополчения, сосредоточить на определенных местах, ближе к опасным границам, военные посты. Там следует проводить и военные учения. Большие аулы, богатые скотом, необходимо переселить в глубь песков Кызылкума и Каракума. Во-первых, подальше от набегов, во-вторых, они по надобности должны обеспечить воинов провиантом, транспортом, джигитами-смельчаками. Не вступая ни в чье подданство, следует закупать вдосталь современное оружие. И еще целесообразно объявить особое положение и обложить всех баев, султанов, торе, родоначальников данью-налогами в виде лошадей, верблюдов, шерсти, шкур для обмена на ружья и пушки. Народ только приветствует такое и ради воли и спокойствия ничего не пожалеет. Для укрепления обороноспособности предлагаю создать при ханском совете постоянное присутствие, которое избрало бы достойного человека, отвечающего за безопасность нашего народа. Если мы не предвидим и не предупредим все беды-напасти, народ нас не простит, а проклянет».

К большому сожалению, ханский совет, в котором преобладали самолюбивые и кичливые торе и султаны, не внял разумным словам Айтеке би. Ни одно предложение его не прошло. Это так обескуражило и расстроило бия, что он покинул ханский совет, перебрался к родным местам возле Нураты.

В 1700 году самый младший из трех великих биев скончался в возрасте 56 лет. Всенародного любимца, признанного батыра, шешена-златоуста Айтеке би с почестями предали земле в 75 километрах от Ташкента, близ поселков Кауыншы и Шыназ, там, где покоились его предки Ораз, Токпан, Сейткул и отец Байбек.

Подготовила
Айгуль МАХМУДОВА

Комментарии закрыты.