The news is by your side.

Заманчивые условия. Программа льготного кредитования взорвала авторынок Казахстана

Программа льготного кредитования взорвала авторынок Казахстана

В Казахстане стартовала программа льготного автокредитования. На эти цели были выделены 100 миллиардов тенге. Ставка вознаграждения составляет всего четыре процента годовых, и кредитору предоставляется сумма до 10 миллионов тенге на срок не более семи лет. Но почему-то уже в первые дни в автомобильных салонах образовались километровые очереди, а недовольные граждане начали критиковать систему в социальных сетях.

Специалисты отмечают, что кажущаяся большой на первый взгляд сумма в 100 миллиардов тенге в масштабах республики не является таковой. В среднем на одного участника программы будет выделяться по 10 миллионов тенге. Это означает, что средств, отведенных на льготное кредитование, хватит всего на 10 тысяч автолюбителей.

Когда новость о готовящейся программе появилась в Интернете, люди сразу же стали обсуждать, насколько удачно они приобретут ту или иную машину, забывая о том, что в льготном кредитовании не участвуют бывшие в употреблении единицы и новые, собранные в зарубежных странах. В официальном списке автомобилей для льготного кредитования семь марок отечественной сборки: Hyundai, KIA, Chevrolet, JAC, Renault, УАЗ и Lada.

Максимальная сумма кредитования по программе составляет 10 миллионов тенге, но граждане могут выбрать автомобиль стоимостью до 15 миллионов в случае, если оставшуюся сумму доплатят самостоятельно.

Салоны Hyundai предлагают модель Accent за 7,1 миллиона тенге в комплектации Active Plus. Самой дешевой моделью от KIA стала Picanto, которая в минимальной комплектации обойдется в 7,4 миллиона тенге. Цены на популярные в народе Rio варьируются от 7,9 миллиона тенге до 10 миллионов. На их фоне выгодно выделяется Chevrolet Spark, которая стоит всего 5,5 миллиона тенге. Nexia и Cobalt будут чуть дороже — от 5,6 до 6 миллионов тенге. Дешевле американской марки авто на отечественном рынке только российская Lada. Правда, речь идет исключительно о Lada Granta — 4,5 миллиона. Даже Vesta в минимальной комплектации обойдется покупателю в 6,2 миллиона тенге. В магазинах Renault дешевле 10 миллионов тенге людям ничего найти не удалось. Приз за самое дешевое авто достается все же Chevrolet Damas стоимостью всего 3,9 миллиона тенге.

— Сначала мы выбираем автомобиль отечественного производства. Дилерский автоцентр выдает счет на оплату с указанием VIN-кода, который действует всего пять рабочих дней. Как только заявка попадает в банк, человека ставят в очередь. Банк оценивает платежеспособность и кредитную историю, на основании чего выдает гарантийное письмо. После подачи заявки нельзя менять ни марку, ни модель выбранного автомобиля, поэтому не стоит торопиться и нужно выбирать с умом, —
рассказал горожанин Бахтияр Удербаев.

Льготным автокредитованием занимаются банки второго уровня: «Евразийский банк», «Банк ЦентрКредит», «Народный банк Казахстана» и «Forte Bank».

Но принять участие в программе смогут далеко не все жители Жамбылской области.

— Какая средняя заработная плата в Таразе? Официальная статистика всегда заявляет поразительно большие цифры. Но что такое средняя заработная плата: это когда один ест мясо, а второй капусту —
а в среднем все кушают голубцы. Вот так и выходит, что дилеры сразу предупреждают о том, что для получения одобрения необходимо иметь чистый доход свыше 200 тысяч. То есть если у тебя при такой зарплате имеется кредит, то ты исключаешься. Никто не обращает внимание на совокупный доход семьи. Если твоя зарплата 300 тысяч тенге, но ты погашаешь ежемесячно 150-
тысячный платеж по другим кредитам — можешь не рассчитывать на льготное кредитование. Надеюсь, этот нюанс будет решен в ближайшем будущем, — продолжает наш собеседник.

Если в крупных городах Казахстана граждане жалуются на недостаток автомобилей или высокую стоимость дополнительного оборудования, то в Жамбылской области льготное кредитование скорее выглядит как нечто элитарное.

— Я зарабатываю около 150 тысяч тенге в месяц, моя жена — еще 100 тысяч. У нас нет никаких других кредитов, и по совокупному доходу семьи мы вполне можем осилить ежемесячный платеж в 120-150 тысяч. Но в автомобильном салоне меня сразу предупредили, что вероятность одобрения в моем случае равна нулю. Конечно же, я возмутился. Мол, при таких условиях даже в Таразе никто не сможет себе позволить кредит, не говоря уже о районах. На что меня заверили, что все у нас хорошо, и салоны получают достаточно заявок от людей, удовлетворяющих условиям программы. Получается, у нас придумали отличную программу с льготами для богачей, которые теперь станут еще чуточку богаче, — подытожил Б. Удербаев.

Горожане стали находить пути решения проблемы. Так, некоторые семьи, где зарабатывают несколько человек, брали денежные кредиты и оформляли их на одного из супругов. Второй же вносил эти средства как часть стоимости льготного авто и тогда попадал под условия действия программы. Конечно, при таких раскладах ценность льготного кредитования несколько обесценивается ввиду необходимости выплачивать самый обыкновенный потребительский кредит. Но учитывая, что автомобилей на первых порах хватило далеко не всем, такие меры граждане считают оправданными.

Алексей ПОЛЯКОВ

Комментарии закрыты.