- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Знание — сила. Как не стать жертвой тоталитарной секты
Как не стать жертвой тоталитарной секты
Говоря о деструктивных течениях, мы чаще всего имеем в виду наиболее одиозные течения в исламе вроде ИГИЛ (запрещена в Казахстане). Однако тоталитарные секты — вовсе не детище нынешнего времени, они существовали давно, но сохранились в своей структуре почти неизменными до наших дней. Их опасность в том, что, будучи неприметными в обществе, эти секты калечат судьбы десятков тысяч людей.
Трудно быть богом
Деструктивный культ — авторитарная секта, использующая комплекс специальных психологических приемов с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения, для превращения завербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена объединения. Стремление лидеров радикального течения к власти над своими последователями и к их эксплуатации тщательно скрывается под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Пример нерелигиозной тоталитарной секты — сайентология. В середине 90-х годов прошлого века в Таразе появились поклонники и этого «великого учения». Мой одноклассник, некогда здравомыслящий и умный человек, настойчиво рекомендовал мне взять за основу жизни идеи из книги Рона Хаббарда «Дианетика: Наука о душевном здоровье». Книга оказалась не очень интересной, но, собрав кое-какие данные о самом Роне Хаббарде, я задал другу вопрос: «О каком душевном здоровье может писать человек, закончивший свои дни в клинике для душевнобольных, в отделении для буйно помешанных?». Друг перестал со мной общаться. Впрочем, сам он с сайентологией скоро завязал. Правда, на литературу и курсы этого «учения» успел потратить немало средств — стоимость однокомнатной квартиры по ценам 90-х годов.
Историй с сектами и их подобиями не перечесть. Другой мой знакомый потратил год на изучение методов лечения Рэйки. Захотел научиться лечить все болезни без врачей и лекарств. Когда после первого курса обучения стоимостью средней легковушки ничего не ощутил и ничему не научился, ему сообщили, что способность целителя в нем «откроется» только после второго курса, но это стоит в два раза дороже. Потом уведомили, что необходим уже третий курс. После третьего — ну, вы поняли… В общем, рэйки-лохотрон обошелся моему знакомому в стоимость джипа и двухкомнатной квартиры!
Но потеря денег и имущества — почти безобидный ущерб в сравнении с разрывом родственных связей, конфликтами с близкими людьми. В начале нулевых в редакцию частной газеты, где я тогда работал, обратился 16-летний житель Тараза Николай. Он вырос в обычной семье, отец — бизнесмен, мать — домохозяйка. Семья была обеспеченной даже в лихие 90-е годы. Отец по делам мотался по всему Казахстану и ближнему зарубежью, а мама от скуки решила найти смысл жизни в одном известном религиозном объединении. Она ходила на собрания, агитировала на улицах прохожих, раздавала листовки, платила десятину (из средств мужа) и повсюду водила с собой сына-подростка. Тот отказывался ходить на собрания, отчего мама била его, отобрала музыкальный центр, компьютер и телевизор, дискеты с фильмами и отнесла на свалку всю семейную библиотеку. И Николай сбежал из дома. К счастью, в Таразе жила его тетка, сестра матери, которая в итоге оформила опекунство. Выяснив ситуацию и собрав информацию, я опубликовал большую статью о происходящем в секте. Буквально через несколько дней в редакцию заявился представитель религиозного объединения. Заявил, что в его организации никого не держат насильно, и если бы разбирательство шло на уровне руководства общины, то парня бы отпустили на все четыре стороны. С богом, как говорится. Но тут есть одно «но».
В этом объединении, как, впрочем, в большинстве подобных, существует схема взятия заложников из числа членов семьи. От адептов требуется, чтобы в члены организации вступала, пусть и постепенно, вся семья новичка. А дальше в действие вступает простая схема. Выйти-то из секты можно, но тогда от вышедшего отворачивается вся община, с ним запрещено общаться на любом уровне. Он сразу теряет семью, друзей, знакомых, то есть начинать жизнь нужно с чистого листа. Многие ли люди способны сделать такой шаг? Вот так взятые в заложники родные люди гарантируют послушание членов семей.
Наблюдал я и такой случай. В молодой благополучной семье, где муж русский, а жена балкарка, случился разлад на религиозной почве. Отец жены умер, а ее мать отказалась от веры предков и ударилась в сектантство псевдохристианского толка. Заставила и дочь вступить в организацию. Муж-атеист отказался следовать ее примеру, отчего вскоре жена с ним развелась и отказала ему в общении с четырехлетней дочерью. Отец обратился в суд, добился права видеть дочь. В ответ мама с бабушкой так промыли малышке мозги, что общение девочки с отцом превратилось в пытку.
Все эти примеры показательны: деструктивные течения прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов. Они используют и другие неэтичные способы контроля над личностью, психологическое давление, запугивание и манипулирование сознанием. Таким образом, они нарушают право человека на свободный выбор мировоззрения и образа жизни.
Признаки деструктивного течения
К характерным признакам псевдорелигиозных радикальных учений можно отнести психологическое давление, когда новичок окружается особым вниманием, его сознание подвергается интенсивному воздействию, а именно программированию. Зачастую для этого выстраивается целая система религиозного маркетинга: двойное учение — одно для рекламы организации, а другое — для внутреннего пользования; иерархия; непогрешимость секты и ее основателя; элитарность. Мысль о том, что члены организации — единственно спасенные люди, а все окружающие — люди «второго сорта», обреченные на погибель, потому что не разделяют учения секты, внушается постоянно, день за днем.
Важный аспект — контроль за жизнедеятельностью. Адепты закрытой организации вырываются из привычной жизни, лишаются прежнего круга общения. В отдельных сектах стремятся к полному контролю, включая интимную жизнь адептов.
Деструктивные течения практикуют запреты на участие человека в жизни государства и общества; стремятся к созданию финансовой зависимости личности от организации — и все это на фоне имиджа бескорыстия и благонравия, декларирования принципов свободы, равенства и братства.
Часто практикуется использование специального антуража и групповых психотехник в религиозных обрядах; интенсивные методы агитации и рекламы с претензией на интернациональность; привлечение максимального количества потенциальных членов, особенно среди молодежи.
Симптомы человека, вовлечённого в секту
Воздействие на новообращенного заметно даже невооруженным глазом. Отмечаются изменения поведения, манеры одеваться, словарного запаса, интересов; повторяющиеся и непривычные цитирования; заученные речи или впечатление проигрываемой пластинки; падение интереса к семье, друзьям, к профессии или школе, к развлечениям. Рост числа встреч в неделю (и собраний); неожиданные (для родных) путешествия по стране и за границу; множество телефонных звонков; большое количество писем; длительное чтение или медитация; изменение режима питания, отказ от привычной пищи.
Не менее заметны и эмоциональные изменения — монотонный голос; агрессивность или безразличие; замкнутость или экзальтация ради нового дела; значительные денежные траты: займы в банке, сборы у родственников, друзей.
Кстати, большинство вышеприведенных признаков характерны и для людей с наркотической зависимостью. Характерны и однородные психические изменения: деформация структуры личности под интенсивным психологическим воздействием.
Предупреждён — значит вооружён!
В борьбе с этим явлением важна информационная составляющая. Здесь необходимо использовать и СМИ, и социальные сети, и даже листовки.
Например, правительство ФРГ в листовке, которая раздается школьникам, выделяет признаки тоталитарных сект: «В группе ты найдешь именно то, что до сих пор напрасно искал. Она знает абсолютно точно, чего тебе не хватает. Ты не должен размышлять или проверять. Твои новые друзья говорят: «Это невозможно объяснить, ты должен пережить это — пойдем сейчас с нами в наш Центр».
Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются, поскольку они негативные, сатанинские, непросвещенные. Критика со стороны не принадлежащих к группе считается доказательством ее правоты.
Группа отграничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений. Группа желает, чтобы ты разорвал свои «старые» отношения, так как они препятствуют твоему развитию.
Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению».
Листовка заканчивается предупреждением: «Если хотя бы один признак кажется тебе знакомым, БУДЬ ОСТОРОЖЕН!»
Юрий ЕФИМОВ
Комментарии закрыты.