- Likes
- Followers
- Subscribers
- Followers
- Posts
Знания — сила. Производители сливок, сыра и масла обмениваются опытом
Производители сливок, сыра и масла обмениваются опытом
Ежегодно в мире проходит Молочная олимпиада, на которой производители молочной продукции обсуждают свою работу, делятся опытом, прогнозируют судьбу своего бизнеса. А говорить есть о чем, ведь молоко — это важный для человечества продукт.
За 13 лет работы Молочная олимпиада объединила около 6000 представителей молочной отрасли со всего мира. Основная концепция и главная цель этого ежегодного мероприятия — определение перспектив мирового молочного рынка, прогноз потенциальных тенденций, которые будут оказывать наиболее сильное влияние на отрасль, а также поиск новых решений и возможностей.
Олимпиада каждый год меняет место проведения, что помогает обмениваться опытом и делиться перспективными практиками участникам из разных регионов и стран, находить новые контакты.
В прошлом году XIII Молочная олимпиада проходила в Алматы. В ней приняли участие более 350 представителей отрасли со всего мира. Организаторами мероприятия выступали ИА «The DairyNews» и Центр изучения молочного рынка совместно с Молочным союзом Казахстана.
На деловых встречах в рамках олимпиады обсуждались такие острые и важные вопросы, как перспективы мирового рынка продовольствия в условиях новой экономической и социально-политической реальности; влияние геополитики на мировой молочный рынок; рост рынка альтернативных продуктов; развитие цифровых технологий в пищевой индустрии; реализация эффективных животноводческих практик и программ по селекции; ситуация на молочном рынке ЕАЭС и многие другие темы.
Участникам Молочной олимпиады предоставили уникальный шанс перенять опыт профессионалов мирового уровня, узнать динамику и дальнейшие пути развития рынка, оценить привлекательность различных экспортных направлений, определить перспективность инвестиций в проекты по производству и переработке молока. А самое главное — понять, как глобальные социальные, политические и экономические изменения способны преобразовать молочную отрасль.
Как оптимизироваться в условиях мирового кризиса
Выводы, сделанные на Молочной олимпиаде в Алматы, и сегодня могут быть актуальными для производителей молочной продукции. В частности, участники мероприятия выделили пять рекомендаций, которые позволят выжить в нынешнее нелегкое для экономики время.
Во-первых, не следует впадать в крайности: не паниковать, зарывать голову в песок и не пытаться заработать сверхприбыли на ажиотаже.
В последнее время среди производителей продуктов питания можно было встретить две полярные, но вместе с тем одинаково непродуктивные тактики. Первая под кодовым названием «мы в домике» характеризовалась приостановкой отгрузок и письмами о том, что компания берет паузу на пересчет цен, осознание ситуации и когда-то вернется с ответом.
Иначе, чем паникой, такие действия у крупных и средних производителей объяснить нельзя. Никто не работает с колес, а складские запасы продукции и/или сырья и упаковки для производства позволяют поддерживать ритмичные и полноценные отгрузки в течение пары месяцев.
Вторая тактика крайностей заключалась в том, чтобы заработать по максимуму на ажиотаже, буквально «как в последний раз». Создавалась она искусственно придуманным дефицитом товаров, а для полноты картины сопровождалась объявлениями, что цена действует только в течение одного дня.
Производители и дистрибьюторы, прибегнувшие к таким трюкам, действительно получили дополнительную прибыль, равно как и соответствующую репутацию в глазах своих покупателей. Как минимум подали четкий сигнал последним, что к следующему скорому и неминуемому виражу на рынке им следует найти других партнеров для сотрудничества.
Адекватной была и остается тактика «открытых карт», а именно готовность выполнять свои контрактные обязательства перед сетями и другими клиентами на новых условиях, обусловленных исключительно текущими обстоятельствами. Никогда еще не была настолько уместной демонстрация партнерам изменившейся структуры себестоимости, возросшей цены логистики, оповещения о возможных перебоях с упаковкой, ингредиентами. Равно как никогда еще не была настолько адекватной реакция сетевого ритейла и общепита, готовых рассматривать и принимать повышение цен вне установленного контрактами порядка, отказываться от штрафов за недопоставку и смотреть сквозь пальцы на некоторые экстренные и объективно необходимые изменения упаковки.
Во-вторых, нужно определиться со стратегией, а не метаться, пытаясь совместить несовместимое, тем самым приближая свой уход с рынка.
По большому счету торговых стратегий в кризисное время может быть две. Если есть запас финансовой прочности, то это стратегия захвата максимальной доли рынка, если нет — стратегия выживания.
Составляющие формулы успеха для захвата рынка: значимая доля рынка; профицитные производственные мощности; готовность дисконтировать свою продукцию на фоне поднятия отпускных цен конкурентами, в определенном смысле сила и воля не дрогнуть, подсчитывая в уме чужие прибыли.
Составляющие формулы выживания: умение оперативно сокращать расходы, отказываться от неприбыльных контрактов таким образом, чтобы экономия от этих резких изменений превышала потери от них; обладание искусством филигранного повышения цен и организации акций, обеспечивающих одновременно и продажи, и прибыль в каждый отдельный отрезок времени; возможность быстрой перестройки производства таким образом, чтобы сокращение расходов было соразмерно или больше сокращения объема выпуска.
Смешивать составляющие сразу двух формул успеха означает готовить самому себе смертельное зелье. Тем, кто не любит рисковать, лучше воздержаться. Заблуждающимся, что к большой доле рынка, обладанию ресурсами и финансовой устойчивостью прилагается маневренность и отсутствие корпоративной бюрократии, тоже.
В-третьих, независимо от выбранной стратегии необходимо осознать, что теперь уже точно пора провести оптимизационные меры, до которых не доходили руки или не находилась достаточная мотивация. Среди первоочередных: вывод убыточных товарных позиций; отказ от клиентов или даже каналов сбыта, работа с которыми длительное время демонстрировала финансовую и коммерческую неэффективность; перевод вечных должников на предоплату; приведение объемов упаковки продуктов к конкурентоспособным значениям, в том числе даунсайзинг (уменьшение порций) дорогих продуктов для того, чтобы у потребителя была возможность купить любимый продукт в меньшем объеме за меньшую цену.
В-четвертых, следует увидеть обратную сторону конкуренции, то есть отраслевую кооперацию.
Пока для многих производителей сама мысль о банкротстве кажется дикой, другие могут начинать заключать «страховочные» контракты, которые в случае перебоев поставок оборудования, деталей, упаковки и прочих неожиданных сложностей позволят разместить заказ на производство у конкурентов и обеспечить продукцией своих клиентов и потребителей.
Более того, данная практика позволяет одному производителю наполнить свой продуктовый портфель новинками, не инвестируя в новое оборудование, а другому — загрузить свои производственные мощности, сократив срок их окупаемости и производственные издержки.
В-пятых, постарайтесь взглянуть на избитую фразу о том, что кризис — это время новых возможностей, свежим, но в то же время скептическим взглядом. Свежим — чтобы не погрузиться исключительно в борьбу с обстоятельствами, а скептическим — в той мере, чтобы ограничиться поиском возможностей в отраслях, смежных или близких к той, в которой обладаешь высоким уровнем экспертизы.
Не будем забывать, что повысить свои шансы на успех в новом деле можно нехитрым способом: меняя в одну единицу времени только один параметр — продукт, географию его сбыта или модель его дистрибутирования и продвижения на рынок.
Добывать молоко нелегко
Также в ходе олимпиады обсуждались насущные проблемы производителей молока. В частности, нехватка сырья и разбросанность его поставщиков по огромной территории Казахстана. Это затрудняет сбор молока и его транспортировку на молзаводы. Об этом говорил председатель Молочного союза Казахстана Владимир Кожевников.
По его словам, наша страна полностью обеспечивает себя только белым молоком. Почти 90 процентов сухого молока приходится завозить из-за рубежа.
— Приходится импортировать в нашу страну в значительных объемах и другую молочную продукцию глубокой переработки — сыры и масло. Эта ситуация усугубляется еще и замедлением темпов роста производства молока. В период 2011-2016 годов они составляли в среднем более 50 процентов, после чего произошло их снижение практически наполовину, в том числе и под влиянием пандемии коронавируса, — отметил В. Кожевников.
Казахстан — не единственная страна, столкнувшаяся с проблемой доминирования личных хозяйств в производстве молока. К примеру, в Хорватии около 80 процентов поставок сырого молока в прошлом осуществлялось небольшими хозяйствами, имеющими до пяти коров. Но в течение 15 лет там удалось консолидировать молочную промышленность с одновременным внедрением стандартов безопасности для продуктов питания европейского уровня. В итоге Хорватия обеспечила себе стабильные поставки сырого молока, одновременно активно наращивая объемы экспорта молочной продукции.
Возможно, имеет смысл перенять этот опыт. Впрочем, сегодня в данном направлении работа уже ведется, о чем мы уже рассказывали нашим читателям.
По информации управления сельского хозяйства акимата области, на конец прошлого года в регионе действовали 52 молочно-товарные фермы, где содержались 14 тысяч голов крупного рогатого скота. Создано 37 сельскохозяйственных кооперативов молочного направления. Они участвуют в программной поддержке молочного скотоводства. Эти кооперативы получают субсидии за заготовленное и сданное на переработку молоко. В 2022 году на поддержку молочного направления сельского хозяйства было выделено 893 миллиона тенге, 383 миллиона тенге из этой суммы приходится на молочно-товарные фермы.
— Остальные средства направлены сельскохозяйственным кооперативам, которые заготавливают молоко и сдают его на переработку. Это позволяет обеспечить загрузку молокоперерабатывающих предприятий, — рассказал главный специалист отдела животноводства сельхозуправления Сражаддин Сулейменов. — В 2022 году загруженность молзаводов, которые находятся в Таразе, Меркенском, Кордайском и Жуалынском районах, была на уровне 45 процентов.
Спрос на молоко очень большой. Решить вопрос нехватки сырья для молокоперерабатывающих предприятий можно. В текущем году в регионе планируется создать еще несколько ферм. Для этого по инициативе акима области из республиканского бюджета предусмотрено выделение дополнительных средств, которые будут выделяться животноводам под небольшие проценты. Помимо этого, акцент на производство молока делается в ходе реализации проекта «Ауыл аманаты».
В целом же в Казахстане к 2024 году потребление молока и молочных продуктов может достичь одного миллиарда литров.
Среди других категорий в мире сейчас быстро развивается сегмент безлактозного, низколактозного молока и других продуктов, доля которых достигла восьми процентов в глобальном потреблении белого молока. Столь же перспективна органическая «молочка», продукты, обогащенные витаминами и другими добавками, отборное молоко, специализированное молоко (к примеру, для кофеваров), козье молоко, молочные коктейли, жидкие соусы.
В общем, отечественным переработчикам есть над чем работать для заполнения ниш на рынке.
И эти вопросы производители молока обсудят уже этим летом в Ташкенте. По традиции в программу Молочной олимпиады включены деловая часть, тематические экскурсии на фермы и перерабатывающие предприятия. К слову, логотип XIV Молочной олимпиады разработал Николай Иронов — нейросеть Студии Артемия Лебедева.
По словам директора центра изучения молочного рынка (DIA) Михаила Мищенко, Узбекистан — аграрная страна, но на ее территории пока мало крупных перерабатывающих и производственных площадок, что делает ее привлекательной для инвесторов из других стран, которые готовы заниматься развитием отрасли.
— Рынок Узбекистана развивается, в перспективе он будет преобразован довольно существенно. Мне кажется, мы можем внести свой вклад в это преобразование, — говорит Михаил Мищенко.
Мы обзвонили несколько жамбылских предприятий по переработке молока и спросили, примут ли они участие в Молочной олимпиаде. Как оказалось, поехать на этот форум смогут не все.
К примеру, директор ТОО «СМТС» Лечи Оздамиров отметил, что стать участником Молочной олимпиады не может по причине небольших объемов производства продукции.
Директор ТОО «Кордайский молочный продукт» Ислам Давуз уже решил, что поедет в Ташкент. Но будет не участником, а лишь гостем.
— Мы хотим ознакомиться с видами молочной продукции, пообщаться со своими коллегами и узнать о тенденциях в нашей отрасли, — признался он.
Впрочем, время еще есть и, возможно, наши молокопереработчики зарегистрируются если не в качестве участников, то хотя бы посетителей Молочной олимпиады.
Лариса РУБЦОВА
Комментарии закрыты.